На всю оставшуюся жизнь…
- Люди нашего города
- 04-05-2022
События 1941 – 1945 годов вечно будут жить в памяти народа. В это верили те, кто прошел трудными тропами войны, вернулся домой и уже в мирной жизни делал все для того, чтобы страшное прошлое не повторилось. «ОХ» решила вспомнить, что говорили о том времени сами фронтовики.
Однажды М. Кузьмин, ветеран войны, рабочий завода электромонтажных изделий, прошедший Курскую дугу, в «Орском рабочем» написал такие строки:
– Когда я возвращаюсь домой, меня встречает годовалая внучка Катюша. Ее имя – светлое и радостное – уже не напоминает о грозном оружии военных лет. Конечно, время стирает многое, но я верю: люди сделают все для того, чтобы у моих детей и внуков, у всех, кто придет после нас, осталось чистое небо над головой.
Сами ветераны, правда, не всегда охотно рассказывали о своих подвигах по имя мира на земле. Было тяжело. Делились лишь некоторыми событиями из своей фронтовой жизни. К примеру, медсестру Александру Руденко как-то отправили спасать 17-летнего парня за 60 километров от медицинской части. Дорога к партизанскому отряду пролегала через густой лес и болота.
– Очень хотелось пить, – признавалась Александра Дмитриевна. – Было ощущение, что, если сейчас во рту не окажется хотя бы капля воды, до раненого не дойду. На мое счастье, вдоль дороги виднелись следы от автомобильных шин, а в глубоких рытвинах от колес была вода. Я стала пить прямо из лужи.
Шофер Василий Вдовенко рассказывал о своем боевом крещении.
– Наша колонна остановилась, я вылез из машины узнать, что случилось, – говорил Василий Гаврилович. – Слышу, высоко в небе летит самолет «рама». К его гулу добавляется свист. И черные-черные точки летят, увеличиваются. Бомбы. Кто из наших в кювет спрятался, кто на землю лег. Бомбежкой несколько машин разбило. Вроде все закончилось. Вскакиваю. Метрах в трех от меня лежит орчанин, с которым призывались. Гляжу: у него череп снят…
Но даже после таких картин, которых в годы Великой Отечественной войны солдатам пришлось увидеть немало, тот же Вдовенко подчеркивал:
– Добро не доблесть, это обязанность человека, и он должен делать его без надежды, что кто-то отблагодарит. Помог человеку – и радуйся, большей награды не надо.
Фронтовик Николай Писарев был благодарен тому, что в тяжелых боях жив остался.
– Батальоны были в пути уже три дня, ночевать приходилось под открытым небом, постелив на землю сосновые ветки, ведь фашисты оставляли после себя сожженные и разрушенные деревни, – рассказывал Николай Филиппович. – Запасы пайка подходили к концу, уставшие и голодные солдаты теряли сознание. Спустя шесть с половиной суток добрались до линии фронта и вскоре приняли бой: наша колонна была окружена и обстреляна в лесу.
В памяти Писарева остался стальной привкус снега, который он то и дело хватал ртом, ныряя лицом в сугроб, потому что немец не давал возможности даже голову поднять.
А вот Михаил Лылов, ветеран войны и труда, на страницах «ОХ» вспоминал 2 мая 1945 года, когда пал Берлин.
– Нас срочно заставили подготовить танки к походу, – писал Михаил Иванович. – Едем сутки, вторые. И вот на повороте колонна встала. Я выскочил из машины-радиостанции и побежал туда, куда устремились все. В ста метрах от дороги лежали изуродованные тела 15 наших разведчиков. Это сделали отступающие части фашистов. Почему вспомнил это? Да чтобы люди не забывали о тяжелых годах Великой Отечественной войны, чтобы молодое поколение хотя бы чуть-чуть понимало, кто им обеспечил жизнь и какой ценой…
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024