Как «волчьи шкуры» влияли на образование
- Город
- 04-06-2022
Сейчас у школьников горячая пора – вовсю идут экзамены, а совсем недавно, 24 мая, в стране отмечался День славянской письменности и культуры. «ОХ» в связи с этим решила вспомнить, с чего в Орске началось образование и какими были первые местные учителя.
Длина – 27 аршин, ширина – 18, высота внутри сооружения от пола до потолка – 5,5 аршин. Именно такими были размеры здания первой деревянной церковно-приходской школы Орска, открытой в 1886 году. Хотя получать образование местные дети и взрослые начали чуть раньше.
Новые образовательные учреждения и педагоги потребовались городу уже в 1860 – 1870 годах из-за роста численности населения. Тогда в Орске функционировали медресе при мечети и станичное училище, где учились 24 казачьих мальчика. А вскоре было принято решение открыть первую церковно-приходскую школу на территории Михайло-Архангельской церкви в Ташкентской слободе. В одной из статей научного сотрудника Орского краеведческого музея Татьяны Черкас говорилось, что учреждение начало работу в 1881 году. Но есть и другие данные.
«В слободе с 1870 года до 1886-го не было школы, и дети учились в городском приходском училище, основанном в 1875 году, – писала в конце XIX века газета «Оренбургские епархиальные ведомости». – Потом, с осени 1883-го, – в четырехклассном городском училище. В октябре 1886-го священником отцом Василием Пальмовым в церковной сторожке при Михайло-Архангельской церкви была открыта церковно-приходская школа. В первый год там преподавал сам Пальмов, помогал ему учитель приготовительного класса киргизской учительской школы Сенфуллин».
В этом учреждении обучением детей занимался даже дьякон, правда, безуспешно. Дело пошло в гору после назначения учителем выпускника Казанской учительской семинарии Ильи Пикалкина (он в 1899 году стал псаломщиком в поселке Боровом, Кустанайского уезда). Однако маленькая школа не могла вмещать больше 50 учеников, а городское приходское училище после пожара в 1888 году за недостатком помещения было закрыто. Тогда священник Василий Пальмов составил план-смету по расширению церковно-приходской школы, где учились бесплатно, но только дети орских мещан. И вот в 1895 году решили учредить в Орске в приходе той же церкви двухклассную школу (деревянное здание на каменном фундаменте) на 150 душ, а при ней устроить помещения для занятий ремеслами и библиотеку. Орское мещанское общество ассигновало на строительство 1000 рублей, а город выделил место под школу, сад и огород на площади напротив Михайло-Архангельской церкви.
Но от этого проблем с распространением образования не стало меньше. Мешали росту тех же церковных школ и увеличению числа учащихся в них недостаток финансирования, в том числе на учебные пособия и книги, а также острая нехватка учителей. Неурожай хлеба, боязнь некоторых жителей составлять об открытии школ так называемые общественные приговоры тоже влияли негативно. Вносили свою лепту бродячие расколоучители, «попы», или, как их еще называли, «волчьи шкуры», которые выступали против образования.
Однако, несмотря на трудности и сопротивление определенных лиц, уже в конце XIX века в Орске были открыты при Михайло-Архангельской церковной школе даже учительские курсы. В 1899 году там обучились 36 человек: 16 учителей, 10 учительниц и 10 вольнослушателей – кандидатов на преподавательские должности.
Аршин – русская мера длины, равная 0,71 метра.
- Первую школу для солдатских детей открыли в Орской крепости в апреле 1798 года как военно-сиротское отделение.
- Учителя школ грамоты в конце XIX века в Орске в среднем получали до 100 рублей в год. Некоторые работали почти бесплатно.
- Дисциплинарные меры в конце XIX века – это замечания, выговоры, стояние на ногах за партой или у доски, сообщение родителям, оставление учеников на полчаса после занятий.
В 1884 году в Орске было уже 3 мужских училища и женское приходское. В конце девяностых годов XIX века насчитывалось 7 школ грамоты. Одна из них существовала в приходе Спасо-Преображенского собора. Преподавала там мещанская девица Анна Ослодкова, окончившая местное женское приходское училище. За работу она получала с каждого ученика по 40 копеек, хотя плата вносилась не всеми.
При орской женской общине действовала школа, заведующим которой был законоучитель и священник Василий Успенский, а преподавателем одна из сестер общины – орская мещанская девица Елизавета Иванова, окончившая курсы церковно-приходской школы. Еще одну школу основал в 1889 году в своем доме мещанин Тимофей Приходько и сам там учительствовал. За обучение получал от 40 до 50 копеек в месяц за каждого ребенка (всего 52 человека).
За что пострадал учитель рисования
На новую ступень развития система образования в Орске поднялась в начале XX века. К тому времени здесь уже существовала мужская воскресная школа, где педагоги работали бесплатно, а также городское четырехклассное училище на нынешней улице Советской, 65.
В одной из научных статей сотрудник Орского краеведческого музея Екатерина Крыгина упоминала, что церемония закладки учебного заведения на улице Большой (именно так раньше именовали Советскую) для жителей города стала настоящим праздником.
«Символический первый кирпич будущего основания здания заложил городской голова Доримедонт Гордеевич Швецов, позднее он стал попечителем, а затем и почетным смотрителем училища, – писала Крыгина. – В новом каменном одноэтажном доме были современный физический кабинет с оборудованием, гимнастический зал с зеркальной стеной, расположенный в полуподвале здания, внушительная библиотека. Однако получить образование здесь могли только дети чиновников, военных, купцов и состоятельных горожан».
Обучение длилось шесть лет. Дети изучали Закон Божий, русский язык, арифметику, геометрию, естествоведение и физику, историю, географию, чистописание, рисование, черчение, пение и гимнастику.
Вот только педагоги в училище, да и в школах грамоты, часто менялись, особенно преподаватели рисования. Денежное содержание их, как сообщала в одном из номеров газета «Оренбургские епархиальные ведомости», было скудным, даже несмотря на то, что ассигнования Священного Синода увеличились, как и суммы Оренбургского губернского земского сбора. Кроме того, учителя порой не соответствовали «необходимому для преподавания умственному развитию и нравственному складу». Некоторые из них сами отличались безграмотностью, но в те времена приходилось довольствоваться и такими.
«Интересный случай произошел в конце XIX века в канун Нового года, – писала Екатерина Крыгина. – В тот день в четырехклассном училище устроили бал и выпустили праздничные брошюры. Однако гости быстро заметили в них орфографическую ошибку. В итоге бал отменили, а в ошибке обвинили преподавателя рисования, который тут же получил отставку».
В 1908 году в городе было уже 8 учебных заведений начального типа: 5 мужских и 3 женских, в том числе два церковно-приходских.
В конце XIX века образование имело «ступенчатую» форму: сначала ученику предстояло окончить начальное общеобразовательное учреждение, затем среднее общеобразовательное, и лишь после он мог поступить в университет. Высшее начальное городское училище занимало промежуточное положение между начальной и средней школой. К началу ХХ века в Орске насчитывалось около 2,5 тысячи детей школьного возраста.
Фото из архива Орского краеведческого музея
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024