Если случилась авария...
- Консультации
- 23-10-2003
В прошлом году, по статистике, из-за неблагоприятных дорожных условий произошло около 50 тысяч ДТП. Нельзя утверждать, что во всем виновата лишь плохая дорога. В конечном счете, именно водитель обязан выбирать безопасный стиль езды, в том числе - с учетом дорожного покрытия.Однако нередки случаи, когда именно гололед либо не закрытый вовремя канализационный люк становятся причиной аварии. А значит, автолюбители должны быть в курсе требований, хотя бы основных, которым должны отвечать наши дороги. Эти требования содержатся, в частности, в ГОСТе Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Выбоины на проезжей части и канализационные люки, в самом деле, очень опасны. И не только потому, что можно погнуть колесный диск и проколоть шину. Главное - потеря устойчивости и управляемости машины при наезде на такой «сюрприз», да еще - на приличной скорости. Имейте в виду: согласно стандартам, любая выбоина на дорожном покрытии не может иметь глубину больше 5 см. Ширина не должна превышать 60 см, длина - 15. Что касается колодцев, то здесь возможны два варианта: или колодец - вследствие просадки грунта - резко возвышается над дорогой, или он - в углублении, в особенности, если асфальт положен недавно. И то, и другое одинаково опасно. Поэтому, согласно стандарту, разница уровней крышки люка и покрытия проезжей части должна быть не более 2 см.
Разумеется, наибольшую опасность представляют колодцы, которые вообще не закрыты. Поэтому если крышка люка отсутствует, ГОСТ дает дорожникам всего лишь три часа на то, чтобы установить ее. При этом место ремонта должно быть вовремя огорожено и обозначено дорожными знаками. Не снимается ответственность и с лиц, производящих работы на дорогах, прежде всего - реконструкцию или ремонт. Это место, как, впрочем, и неработающая дорожная техника, строительные материалы и конструкции, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительными красными или желтыми сигнальными огнями.
Гололед - один из самых коварных врагов. Дорожные службы всегда должны быть начеку. Какова бы ни была погода, на ликвидацию льда им дается максимум 6 часов. А на скоростных магистралях и улицах общегородского значения со льдом и снегом должны управиться и вовсе за 4 часа. Помимо этого ГОСТ содержит требования в отношении других элементов дороги - обочин, железнодорожных переездов и средств организации движения. Установлены и сроки, которые даются на устранение выявленных недостатков.
Итак, что вам надо делать, если попали в аварию, причиной которой является нарушение правил содержания дорог?
1. Попав в ДТП, не пытайтесь передвинуть автомобиль - пусть остается на месте. Вызовите сотрудников ГИБДД. Найдите свидетелей и запишите их имена и адреса, поскольку свидетели понадобятся для суда. Убедитесь также в отсутствии знаков, предупреждающих об опасном участке дороги.
2. Когда прибудет ГИБДД, следите внимательно за оформлением ДТП: как составлена схема, определены ли размеры ямы (или иного объекта), зафиксировано ли отсутствие дорожных знаков. Когда ДТП будет оформлено, как можно быстрее отправляйтесь в ГИБДД и снимите копии документов (возможна подмена схемы ДТП, пропажа свидетельских показаний). Узнайте место и время рассмотрения вашего дела.
3. Если ГИБДД признала вас виновником ДТП, то необходимо обжаловать это решение в десятидневный срок в вышестоящем органе или суде.
4. Если вины потерпевшего нет, то ущерб подлежит возмещению в полном объеме и без каких-либо ограничений.
5. Ущерб можно взыскать и при наличии вины потерпевшего. Не возмещают только вред, возникший по умыслу потерпевшего. Из-за грубой неосторожности может быть лишь уменьшен размер возмещения. Но если в ДТП пострадал человек, при возмещении дополнительных расходов (лечение, лекарство, утраченный заработок и т. п.) вина потерпевшего не учитывается.
6. Установите, какая дорожная служба отвечает за участок, где вы попали в ДТП.
7. Выясните, является ли эта организация юридическим лицом (то есть может ли нести ответственность). Если она - лишь территориальное подразделение, то претензии надо предъявлять к головному предприятию.
8. Проведите калькуляцию и оценку причиненного вреда в специальной оценочной фирме, пригласив заодно и ответчика, но обязательно - телеграммой или письмом с уведомлением.
9. Составьте претензию с предложением добровольно возместить вред (письменно изложите суть дела, приложив копии всех документов, имеющих отношение к делу, но прежде всего - протокола ГИБДД, калькуляции и чеков на покупку запчастей) и тоже отправьте ответчику с уведомлением о вручении. Не забудьте в размер вреда включить расходы на проведение экспертизы, почтовые услуги и транспортировку автомобиля с места происшествия.
10. Через месяц (этот срок надо указать в претензии), если от ответчика не пришел положительный ответ, можно подавать иск в суд. Кстати, в этом случае размер вреда может быть увеличен, в том числе из-за госпошлины и оплаты услуг адвоката.
11. Копию искового заявления отправьте ответчику, опять же, с уведомлением. В суд нужно обращаться либо по месту причинения вреда (там, где произошла авария), либо по месту нахождения ответчика. В иске необходимо указать все фактические обстоятельства аварии, свидетелей, которых нужно вызвать в суд, обоснованно указать размер нанесенного материального и морального ущерба, а также приложить копии документов, имеющих отношение к делу.
И в заключение, о возмещении морального вреда. Под этим подразумеваются физические и нравственные страдания, причиненные потерпевшему в результате ДТП. Моральный вред возмещают исключительно в денежной форме. Размер компенсации зависит от решения суда. Пострадавший должен указать в исковом заявлении, в какую сумму оценивает он свои страдания.
И. ХОЛОМЕЕВ.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024