РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Как министр строительства помог городу с мостом

Как министр строительства помог городу с мостом

В начале пятидесятых годов прошлого века большой бедой для Орска были наводнения. Особенно весной доставалось старой части города, куда через Урал вел деревянный низководный мост, который после паводков приходилось постоянно восстанавливать. Орские руководители нашли выход. 

В те годы министром транспортного строительства СССР был Евгений Кожевников, ранее возглавлявший орский трест «Южуралтяжстрой». К нему-то и решил обратиться первый заместитель председателя Орского горисполкома Михаил Мухин. Как говорится, по старой дружбе. В книге оренбуржца Игоря Маслова «Глав-Оренбург-Строй» Михаил Николаевич вспоминал об этом так: 

– Средств и подрядчика на строительство моста не было. Наши письма к областному руководству и правительству страны ничего не дали. Поэтому я поехал к Кожевникову. Встреча с ним состоялась, и он мне посоветовал, как можно решить проблему, – рассказывал Мухин. – Сказал, что необходимо просить деньги у союзных министерств, предприятия которых размещены в Орске. В первую очередь это министерства цветной металлургии, тяжелого машиностроения, оборонной и нефтеперерабатывающей промышленности. 

Тогда же было написано письмо в Госплан СССР о том, что Министерство транспортного строительства выделяет 40 процентов средств на проектные и строительные работы и обязуется своими силами возвести мост в Орске. Бумагу подписал сам Кожевников, но при этом предупредил Мухина о том, чтобы тот после обхода всех министерств и получения согласия на финансирование письмо это вернул. 

– Я его уничтожу, и, конечно, оно не должно попасть в Госплан, – сказал Евгений Федорович. 

В общем, уловка удалась. Основные министерства, ориентируясь на авторитет и «широкий жест» Кожевникова, выделили средства, а сами работы были выполнены Министерством транспортного строительства. Правда, они растянулись аж на 10 лет.


А вы знали, что…

…после создания в Орске филиала Московского проектного института «Гипрогор» был разработан проект детальной планировки центральной части Орска. Один из кварталов в 1950 году начали застраивать пяти-этажными домами по индивидуальным проектам ведущих архитекторов института. Тогда местных строителей отправили в Магнитогорск. После поездки в трест «Магнитострой» они научились делать уникальную терразитовую штукатурку фасадов, а в нашем городе были организованы лепные мастерские.

…2-й участок возник в сороковые годы как часть поселка машиностроителей на территории, отведенной для застройки жилья работникам ЮУМЗ. Первоначально он включал в себя район по обе стороны нынешней улицы Краматорской на участке от улицы Васнецова до современной улицы Станиславского. Но почему его назвали вторым? Дело в том, что это дань привычке. Название «Второй участок» осталось за ним потому, что здесь прежде, еще в годы войны, было несколько домов, в которых жили семьи первых строителей поселка – трудящихся 2-го участка треста № 1 Министерства тяжелого машиностроения. 

…когда-то Орская ТЭЦ была самой крупной на Урале. В известном учебнике для строительных вузов «Деревянные конструкции» (автор Г. Г. Карлсон) многие десятилетия на одной из первых страниц красовалась фотография деревянной градирни местной теплоэлектроцентрали как образец подлинного инженерного искусства уникального сооружения.

…мясоконсервный комбинат – первое большое промышленное предприятие Орска. Его строительство началось в 1931 году. Тогда для будущих шести комбинатов страны было закуплено оборудование в США. «Чикагские бойни» – так назывались объекты, возведение которых начали одновременно. В их числе мясокомбинаты в Москве, Ленинграде, Семипалатинске, Улан-Удэ, Энгельсе и Орске. Впоследствии именно Орский мясокомбинат стал самым крупным в СССР по консервному производству.

Материалы по теме

Как министр строительства помог городу с мостом

В начале пятидесятых годов прошлого века большой бедой для Орска были наводнения. Особенно весной доставалось старой части города, куда через Урал вел деревянный низководный мост, который после паводков приходилось постоянно восстанавливать. Орские руководители нашли выход. В те годы министром транспортного строительства СССР был Евгений Кожевников, ранее возглавлявший орский трест «Южуралтяжстрой». К...

Зачем взорвали памятник Шевченко

Памятник украинскому поэту Шевченко высится на одноименной площади много десятилетий. В прошлом году его даже отреставрировали, хотя горожане этого и не заметили. Но почему же здесь, в Орске, появился монумент именно в честь Тараса Григорьевича?Игорь Маслов в своей книге рассказ о памятнике Шевченко начинает с возведения здания Дома культуры машиностроителей,...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.