РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Когда путь к знаниям – полоса препятствий

Когда путь к знаниям – полоса препятствий Когда путь к знаниям – полоса препятствий Когда путь к знаниям – полоса препятствий Когда путь к знаниям – полоса препятствий

Октябрь считается международным месяцем осведомленности о дислексии. Это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма. Причем общая способность к обучению сохраняется. К сожалению, от дислексии никто не застрахован. Поэтому крайне важно знать, как действовать, когда у ребенка проблемы с развитием речи и освоением школьных навыков. Эксперты поделятся с читателями «ОХ» важной информацией, а родители – опытом. 


С ранних лет у Артема Рогова были проблемы с развитием речи. Когда в три года она не соответствовала возрасту, мама Наталья Манаева обратилась к специалистам.  

– Артем начал говорить предложениями только в четыре с половиной года после курса лечения, назначенного неврологом в Оренбурге, – рассказывает Наталья Валерьевна. – Речь была невнятной, даже я понимала сына с трудом. После проведения логопедической диагностики выявили нарушение 14 звуков, поэтому занятия по подготовке к школе проходили с логопедом. 
К концу первого класса у сына были явные нарушения чтения. Он читал 20 слов в минуту, заменял парные буквы, не дочитывал или додумывал окончания слов. Чтобы понять смысл текста, Артем перечитывал его много раз.
С письмом было не легче. Артем допускал много ошибок и исправлений, а потом и вовсе перестал успевать выполнять письменные работы в классе. С каждым годом ситуация только ухудшалась. Классные задания и домашнюю работу приходилось выполнять дома до позднего вечера. Я понимала, что если другим детям требуется 10-20 минут на задания, то моему сыну – несколько часов. При этом количество двоек увеличивалось. 
Мои нервы были на пределе. Психологическое состояние ребенка ухудшалось. Самооценка падала, желание ходить в школу угасало. 

В Центр развития и нейро-психологии «Ключ к успеху» Наталья Манаева пришла со слезами и ощущением безысходности. На тот момент Артему было уже 9 лет. Нейро-психолог Елена Антипова провела соответсвующее обследование и диагностику на выявление признаков дислексии. С тех пор Артем получает не только комплексную помощь специалистов центра, но и медицинское сопровождение неврологов Реацентра. 
Сейчас мальчику двенадцать, он всесторонне развит и его мама с гордостью рассказывает, чего удалось добиться:
– Сын не писал на уроках под диктовку, потому что не успевал, а теперь успевает. Почерк стал лучше, ошибок меньше. Читает хорошо, но по-прежнему есть небольшие сложности с пониманием прочитанного текста и условий задач. Мы не останавливаемся на достигнутом и двигаемся к поставленным целям. Педагоги относятся к нашей проблеме с пониманием, но, к сожалению, не все. 
Несмотря на то, что Артем почти все свободное время проводит за уроками, иногда он успевает ходить в детские развивающие центры и лепит из пластилина красивые фигурки, любит помогать маме готовить и хотел бы научиться играть на гитаре. А Наталья мечтает, чтобы сын получил среднее профессиональное, а потом и высшее образование. Для нее Артем – самый лучший и она гордится его победами. 

От педагогов во многом зависит то, как дислексик будет чувствовать себя в образовательном учреждении. Когда Артем учился в начальной школе, Наталье пришлось перевести его в другой класс, потому что дети не принимали мальчика, который постоянно получал замечания от учителя. Другой педагог стал уделять Артему максимум внимания, по несколько раз все объяснял. И новые одноклассники приняли его и отнеслись вполне нормально. 
Совет от Натальи  Манаевой
Если вашему ребенку трудно много читать, то давайте ему часть материала в формате аудио- или видеозаписи и обязательно обратитесь к специалистам для определения причин трудностей в обучении. 
Фото предоставлено Натальей Манаевой

Непослушные звуки

О тонкостях нарушений чтения и письма рассказала логопед Ирина Оськина.

По ее словам, предрасположенность к ним дошкольника вполне реально диагностировать. Причем у ребенка может проявляться нарушение не только произношения звуков, но и фонематического восприятия и слуха.
Фонематический слух – умение вслушиваться и различать звуки речи. Недостаточная его сформированность и может стать причиной неправильного произношения. Исправление начинается с постановки точного тонко дифференцированного произношения звукосочетаний. Тогда одновременно развивается и фонематическое восприятие.
– Особенность фонематической дислексии связана с недоразвитием системы фонем языка, – поясняет Ирина Николаевна, – в которой каждая единица характеризуется совокупностью признаков – твердостью или мягкостью, звонкостью или глухостью, способом и местом образования звуков.
Ошибки при чтении не исчезнут до тех пор, пока у ребенка не сформируется устойчивый навык анализа и синтеза речевого потока.

При первой форме фонематической дислексии нарушение чтения связано с заменой сходных звуков (б – п, д – т, с – ш, ж – ш и прочих).
При второй форме наблюдается побуквенное чтение и искажение звукослоговой структуры слова: пропуск согласных (марка – мара), вставка гласных между согласными (пасла – пасала), перестановка звуков (утка – тука), пропуск и вставка звуков при отсутствии согласных в слове, пропуск и перестановка слогов (лопата – лата, лотапа).
Оськина подчеркивает, что для устранения дислексии нужен комплексный подход. Может потребоваться 2-3 года регулярных занятий с логопедом, коррекционным педагогом, нейропсихологом, неврологом. Чтобы достичь стойкого результата, родители должны помогать ребенку, выполнять задания и рекомендации специалистов.

Готовимся к школе загодя

В Центре развития и нейропсихологии «Ключ к успеху» уже несколько лет помогают решать проблемы, связанные с дислексией.

– Проводим семинары и консультации для учителей и родителей, встречи со специалистами в формате «круглого стола», участвуем в международных форумах и помогаем детям преодолеть трудности в освоении чтения, письма и счета, – говорит нейропсихолог Елена Антипова. – Неосведомленность учителей и родителей о дислексии приводит к серьезным психологическим проблемам ребенка, который столкнулся с не-успеваемостью.
Готовность к обучению начинает формироваться до поступления в школу и включает в себя становление психических процессов и функций. Специалист говорит, обращаясь к своему опыту работы с дошкольниками, что при своевременной диагностике и коррекционной помощи большинство детей смогли успешно учиться по стандартной общеобразовательной программе, ведь регулярные коррекционные занятия могут уменьшить количество проблем родителей при подготовке ребенка к школе.

С 24 по 28 октября с 14 до 17 часов в Центре «Ключ к успеху» будет организован бесплатный прием родителей с детьми, испытывающими трудности в обучении. Его проведет ведущий специалист нейропсихолог Антипова Елена Александровна. 
Записаться на консультацию можно по телефону 8-905-898-36-28.

Пусть дислексия не портит погоды в доме

Когда выполнение домашнего задания превращается в пытку, у родителей не выдерживают нервы. Но стоит ли ругать ребенка за допущенные ошибки? Разберемся вместе с психологом Ольгой Топорковой.

Специалист рассказывает:
– Дислексию нередко называют врожденной безграмотностью, потому что даже если ребенок будет знать все орфографические правила, то не сможет их применить на практике. Будет медленно с ошибками читать, не понимая смысла. Поэтому ругать и наказывать бесполезно, можно лишь усугубить ситуацию. Например, ребенку сложно будет проявлять себя не только в учебной деятельности, но и в других сферах. Есть вероятность снижения самооценки. И вообще могут возникнуть конфликтные ситуации, связанные с отказом выполнять домашнее задание и посещать школу, что повлияет не только на психоэмоциональное состояние, но и на отношения в семье.

Как стать повелителем букв?

Детям очень важно чувствовать поддержку родителей. Дополнительные занятия дома на развитие внимания, памяти и мышления усиливают работу специалистов. С вашей помощью ребенок сможет быстрее освоить чтение и письмо.

Вот примеры развивающих практик.
 Покажите ребенку картинку с изображением фигурок, например, жирафа, ананаса, Буратино, акулы. Попросите угадать зашифрованное слово по первым звукам названий. Получится «жаба».
  Другое задание. Предложите ребенку угадать, какую букву вы «написали» пальцем у него на спине.
  В игре «Слово рассыпалось» составляются слова из бумажных букв, например, из м, т, с, о. Получается «мост». Если у ребенка не всегда выходит объединять слоги в целое слово, попробуйте следующее. Пусть произносит, например, «сом» по звукам с паузой после каждого. Или по слогам с паузой после каждого, например, «ма-ши-на».
  А чтобы запомнить образ букв, нужно выкладывать их из кубиков или других предметов.


Материалы по теме

Когда путь к знаниям – полоса препятствий

Октябрь считается международным месяцем осведомленности о дислексии. Это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма. Причем общая способность к обучению сохраняется. К сожалению, от дислексии никто не застрахован. Поэтому крайне важно знать, как действовать, когда у ребенка проблемы с развитием речи и освоением школьных навыков. Эксперты поделятся с...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.