РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Тихие кварталы, фактурные балконы и советские спецпроекты

Тихие кварталы, фактурные балконы и советские спецпроекты Тихие кварталы, фактурные балконы и советские спецпроекты Тихие кварталы, фактурные балконы и советские спецпроекты Тихие кварталы, фактурные балконы и советские спецпроекты Тихие кварталы, фактурные балконы и советские спецпроекты Тихие кварталы, фактурные балконы и советские спецпроекты Тихие кварталы, фактурные балконы и советские спецпроекты Тихие кварталы, фактурные балконы и советские спецпроекты Тихие кварталы, фактурные балконы и советские спецпроекты

В середине прошлого века в Орске существовал ряд так называемых городков. Об одном из них – нефтяников – «Хроника» писала недавно. Теперь на очереди городок машиностроителей, большая часть застройки которого располагается в районе нынешних улиц Краматорской, Машиностроителей, Широкой, Богдана Хмельницкого…

Ряд уютных тихих улиц есть за парком машиностроителей и близ него. Двух- и трехэтажные жилые дома на Краматорской, Станиславского, Широкой, Богдана Хмельницкого, Макаренко, Новосибирской, кажется, несколько похожи друг на друга. Но если приглядеться – отличаются. В этом их уникальность. 

Во второй половине сороковых годов прошлого столетия началось строительство жилья для работников ЮУМЗ, эвакуированного в годы войны из Новокраматорска. Под городок машиностроителей, или, как его еще называют, поселок, отвели целый квартал. Основной магистралью стала улица Уральская (ныне Краматорская). Наиболее активно работы велись в пятидесятые. 

«Для повышения темпов и качества работ мы решили внедрить на своих площадках новые методы. Уже закончен проект организации поточно-скоростного строительства трехэтажных жилых домов по улице Уральской в Новом городе», – сообщал в номере «Орского рабочего» от 11 марта 1952 года В. Бобров, начальник стройуправления треста Ленинского района. 

По этому методу все работы, начиная от кладки кирпичных стен, разбивали на шесть циклов, которые на каждом объекте последовательно шли один за другим. Первый цикл – это каменная кладка стен с устройством перекрытий. Во втором монтировались перегородки с установкой коробок, крыши и полы. В третьем приступали к заштукатуриванию внутренних и внешних стен. В четвертый цикл выделили устройство мозаичных полов и монтаж системы центрального отопления, водопровода и канализации, а все столярные работы были сведены в пятый цикл. На заключительном этапе за дело брались маляры. Это позволяло вводить дома в строй раньше на 2 – 2,5 месяца, то есть трехэтажку сдавали уже через 3 – 3,5 месяца. 

Строили по типовым советским проектам. Одни из самых, пожалуй, необычных жилых строений располагаются в переулке Машиностроителей. Это дома № 13а и 15а. Они двухэтажные кирпичные с двумя четырехкомнатными квартирами, канализацией, ванной и печным отоплением. Возвели их в 1949 году. Сейчас эти дома частично перестроены, но основные архитектурные элементы фасада все же сохранились. Даже мансарда. 

Есть в городке машиностроителей ряд зданий, выстроенных по типовому проекту серии 1-228-9. К ней относятся, к примеру, дом № 32 по улице Краматорской и дом № 3 на Макаренко. Это 14-квартирные трехэтажные строения с магазинами. Автором их являлся советский инженер-архитектор Дмитрий Меерсон. А вот общежития по проезду Армавирскому и переулку Камышинскому – это серия 1-228-7. Два квартала, ограниченных улицами Богдана Хмельницкого, переулками Машиностроителей и Кировским, застраивались с 1953 года. Здесь представлены проекты 1-228-6, 1-228-3, ММ-8-50, а также индивидуальные дома, в частности финские домики. 

Вообще, как говорят специалисты, типовые проекты, составлявшие серию 228, обеспечивали ансамблевую застройку улиц, кварталов и поселков. Для этого они разрабатывались в одном стиле, но были разными по объему, силуэту и композиционным приемам решения фасадов. На некоторых есть такие элементы, как эркеры с фронтонами, а на иных можно увидеть лишь фронтоны, но уже несколько другие. Кое-где встречаются и фактурные балконы, и лепнина, которые сохранились не на всех зданиях. К сожалению. 

Дом № 49 улице Станиславского, где располагается налоговая служба, строили как общежитие для треста «Орскжилстрой» по проекту 1-404-1. В 1952 году впервые орские строители начали практиковать установку готовых гипсовых карнизов.

Особого внимания заслуживает дом № 21 по улице Станиславского, где раньше размещалось общежитие швейного ПТУ. Оно было построено в 1946 году и привлекало к себе необычным угловым балконом. Сейчас он, увы, утрачен.

Здание поликлиники горбольницы № 4 на улице Станиславского, 48, тоже являлось частью городка машиностроителей и вписывалось в единый ансамбль. Недавно входную группу переделали на современный манер, внешний вид несколько «потерялся».

Уникальная школа стала подарком

В 1954 году в Орске было сдано в эксплуатацию нестандартное здание. Речь идет о школе № 1 на улице Макаренко. Уникальна она не только тем, что построена по специальному проекту. 

Хорошим подарком стала школа № 1 для ребят второго участка. Новый учебный год дети машиностроителей встретили в красивом пятиэтажном здании, где было предусмотрено все, даже большой физкультурный зал, вынесенный в отдельную пристройку. Учреждение действительно возводили по спецпроекту, а для его отделки брали необычные материалы. 

В номере «Орского рабочего» от 8 октября 1954-го читаем о том, как строился Дом культуры строителей: «Для наружной отделки здесь использована терразитовая штукатурка, которую строители впервые применили на строительстве пятиэтажного здания школы № 1 на улице Макаренко в городке машиностроителей». 

Тогда же на улице Краматорской, 24, появился новый детский сад, а вот здание, где нынче располагается вечерняя школа № 18 на Станиславского, 37, построили раньше. Это типовое строение возвели в конце сороковых годов для неполной средней школы № 3 по основному типовому проекту 256, популярному в послевоенное время. Учреждение было рассчитано на 400 учеников. Тогда планирование рабочих поселков предполагало комплексную застройку территории индустриальными методами с жесткой экономией средств, поэтому при планировании упор делался на использование именно типовых проектов, а школьное строительство предусматривалось в первую очередь.


Последние бараки сломали в 1987 году

Границы городка машиностроителей неизвестны до сих пор. И была ли застроена раньше территория, где нынче недалеко от одноименного парка красуются небольшие типовые дома, тоже. 

По словам хранителя музейных предметов Орского краеведческого музея Елены Нижник, границы этого городка трудно определить, поскольку они нечеткие. И если в кварталах, очерченных улицами Васнецова и Станиславского, а также улицами Краматорской и Машиностроителей, ранее стояли бараки, то близ самого парка вряд ли. Скорее всего, там был пустырь. На месте большинства этих старых строений позже появились пятиэтажные жилые дома. Последние бараки сломали только в 1987 году. 

Но есть еще один вопрос, связанный с этим районом. Касается он нумерации домов. 

– Нынешняя улица Краматорская состоит из трех улиц. Когда-то она именовалась Уральской, а в период активной застройки к ней присоединили ту же улицу Рабочую. А вот нумерация зданий, которая сейчас порой вызывает недоумение, частично сохранилась, – отмечает Елена Васильевна. Она же уточняет, что название «Городок машиностроителей» было неофициальным, скорее всего, поэтому нет документов о том, какие точно улицы в него входили.

Фото автора

Материалы по теме

Тихие кварталы, фактурные балконы и советские спецпроекты

В середине прошлого века в Орске существовал ряд так называемых городков. Об одном из них – нефтяников – «Хроника» писала недавно. Теперь на очереди городок машиностроителей, большая часть застройки которого располагается в районе нынешних улиц Краматорской, Машиностроителей, Широкой, Богдана Хмельницкого…Ряд уютных тихих улиц есть за парком машиностроителей и близ него....

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.