Та заводская проходная…
- Люди нашего города
- 22-11-2022
27 лет отработал на ЮУМЗ слесарь-сборщик Петр Шамров, приехавший в Орск из Мордовской АССР в 1952 году. О том, как трудился ее отец на одном из гигантов орской промышленности, «ОХ» рассказала Людмила Галина.
В послевоенные годы многие из деревень ехали в город на заработки, устраивались на заводы и фабрики.
– Мой отец Петр Ефремович не исключение, – начинает разговор Людмила Петровна. – В Орске уже жил его старший брат. Впоследствии он и свел его с моей мамой Зоей Ивановной, которая тоже была из деревенских.
Первый год Петр Шамров работал на ОЗЦМ, но зарплата там была маленькой, поэтому молодой человек ушел на ЮУМЗ, где платили значительно больше.
– Получал он около 800 рублей. А мама, работавшая в ателье индивидуального пошива «Фиалка», которое располагалось в поселке Никель, – около 500, – продолжает Людмила Галина. – Жили они сначала в бараке, а затем в коммунальной квартире в переулке Музыкальном, где я и родилась. Жили небогато. С каждой зарплаты откладывали деньги на покупки, которые были великой радостью. Сначала у нас появилась стиральная машина, талон на приобретение которой отец получил на заводе в числе первых. Затем черно-белый телевизор «Березка» и холодильник «Орск-3».
Петр Ефремович трудился в цехе № 12, считавшемся цехом бытового производства. Старшее поколение еще помнит железные кровати с панцирной сеткой, которые лет пятьдесят назад можно было найти практически в каждом доме. Именно такие и выпускались тогда там. Отец Людмилы вручную вколачивал в боковые спинки вертикальные перекладины. Смена длилась с 7 до 16 часов.
– Как правило, в пять вечера отец уже приходил домой. Ужинал и сразу ложился спать, – вспоминает Людмила Петровна. – Тяжелая физическая работа очень сильно выматывала. Через несколько часов просыпался и начинал заниматься мужскими делами по дому.
Отец был простым рабочим, образования не получил. Он знал только арифметический счет. Читать не умел. Я, когда пошла в школу, пыталась учить его грамоте. Впоследствии в конце каждой смены отец записывал в блокноте дату и количество перекладин, которые ему удалось вбить. Летом после работы родители отправлялись в сад. Пешком. Дорога туда занимала полтора часа. Иногда в выходные мы отдыхали на Урале. А однажды от завода отцу даже дали путевку в санаторий в Геленджик. Еще помню то, что все жильцы дома были дружны. Вместе отмечали праздники. По этому поводу на столе, как правило, стояли отварная картошка, винегрет, квашеная капуста и килька в томате. В числе важных праздников были 1 Мая и 7 Ноября. Перед Первомаем всегда наводили порядок не только на улицах, но и дома: белили стены и потолок. А когда мне было четырнадцать, мы получили двухкомнатную квартиру в микрорайоне 3С. Тогда на очереди на жилье стояли и папа, и мама, но маме его дали на два месяца раньше, чем отцу… В те годы работали на износ. При этом жаловаться было не принято. За два года до пенсии у отца прямо на заводской проходной случился инфаркт. Ему дали инвалидность. Мама же, будучи на пенсии, еще год продолжала работать.
За свой добросовестный труд Петр Ефремович Шамров был награжден нагрудными значками «Ударник коммунистического труда», «Ударник XIX пятилетки», грамотами как лучший слесарь-сборщик и лучший работник ЮУМЗ, неоднократно поощрялся денежными премиями, имел звание ветерана труда.
Материалы подготовила Виктория Преснова. Фото из архивов Людмилы Галиной.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024