Девочка "хоть куда", или Опыт автостопщика
- Общество
- 29-09-2001
А вам слабо отдохнуть на юге, имея в кармане 150 рублей на двоих? Ольге и ее подруге Насте нет. Таких, как они, называют «стопщиками». Способов получить адреналин очень много, но они выбирают именно этот. Надевая яркую одежду, выходя на трассу и поднимая руку, девушки забывают принципы повседневной жизни и становятся совершенно другими людьми. Что будет дальше, не знает никто, в том числе и они сами.Для некоторых стопщиков идея путешествовать приходит внезапно, как спасительный, на первый взгляд, выход из какой-либо ситуации, будь то решение собственных проблем или же простой способ для непростых людей отдохнуть. Ни финансовая безысходность, ни неформальный образ жизни не играют тут первостепенной роли. И даже спортивный экстрим, как правило, ни при чем. Для большинства автостоп - просто активный летний отдых с изрядной долей физических нагрузок, авантюризма и массой новых впечатлений. Кому-то ближе по духу путешествие ради путешествия со всеми вытекающими прелестями: долгими остановками в интересных местах, загоранием, купанием, потреблением местной еды и национальных напитков, хождением по всяческим храмам культуры.
Маршрутов для путешествий на попутках великое множество. Многих тянет на «святыни дикарей»: Камчатку, в Сибирь на озера. Некоторые умудряются даже в Австралию переправиться. Однако выбирать строгий маршрут вовсе не обязательно. Можно просто мотаться по России, а имея загранпаспорт - рискнуть махнуть за рубеж. В некоторых государствах, таких, как Эквадор, Мавритания и другие, действителен паспорт гражданина мира. Однако существует список стран, посещение которых не рекомендуется российским гражданам по самым разным соображениям. Это не означает, что ездить туда вовсе нельзя - пожалуйста. Но учтите, что в Пакистане военные заимели привычку грабить приезжих коммерсантов, в Иране женщина с накрашенными губами будет помещена в тюрьму, а в Бахрейне вас оштрафуют за употребление спиртного. Однако есть также список стран, въезд в которые нашим людям запрещается вовсе, потому что никто в мире не берется в этом случае гарантировать сохранность вашей жизни. В случае нарушения запрета или возникновения проблем у граждан России наше правительство официально умывает руки, произнося сакраментальное «мы вас предупреждали», потому что перед началом туристского сезона МИД России публикует список стран, посещение которых, мягко говоря, нежелательно. На территории нашей страны существуют криминальные населенные пункты и районы, где крайне не любят стопщиков. Выражается нелюбовь самыми различными способами: могут поколотить по идейным соображениям, обворовать, а могут и не пускать в единственный в деревеньке автобус.
Для Ольги все началось со знакомства зимой 1999 года с Настей, уже имевшей к тому времени небольшой опыт автостопщика. Решение о поездке на юг, на море окончательно оформилось к середине марта. Серьезных душевных колебаний не было, поскольку проблемы на других «фронтах» практически отсутствовали. Оля заканчивала десятый класс, а у Насти нервотрепка с поступлением в вуз до августа должна была утихнуть.
«За» выступали жажда нового опыта в общении с людьми и бесконечный авантюризм. «Против» (и это самая большая проблема) - отношения с родителями: мамы и папы и слышать ничего не желали ни о каких поездках. Их можно понять: то в одном, то в другом городе России появляются сообщения о том, что кто-то «уехал автостопом и не вернулся». Трасса – дикий, практически неконтролируемый мир, и связь с путешественником можно держать посредством лишь редких телефонных звонков, когда у того появится возможность сообщить о своем местонахождении. Поступить с родителями по принципу «меньше знают – крепче спят» девчонки не решились, а потому поездка стала возможной лишь после очередного неслабого скандала.
Ольга с Настей решили на первый раз прокатиться в Туапсе. Денег при себе практически не было. Весь багаж состоял из паспорта, гитары, продуктов (хлеб, вода), аптечки, пары спортивных штанов, футболок, мыла, расчески. Однако, путешествуя, вовсе не обязательно задаваться целью ездить исключительно автостопом и ставить при этом какие-то рекорды, например, отказывать себе в элементарном комфорте, питаясь сухарями и ночуя в одном спальнике.
Маршрут девушкам долго выбирать не пришлось: Самара-Тольятти-Саратов-Волгоград-Краснодар-Туапсе. Одежда много говорит о человеке, а на трассе она имеет огромнейшее значение. Если у Ольги и Насти не было желтого комбинезона, то перебивались хотя бы яркими спортивными костюмами. Вид у девчонок получался классный: панама защитного цвета, изумрудные штаны, которые давно потеряли форму, очки на носу и оранжевая футболка под цвет волос. Это летом, а к зимним путешествиям готовиться следует более тщательно. Предусмотреть нужно буквально все. Одно дело, когда ты находишься почти все время или в движении, или у костра, или хотя бы в укрытии, и совсем другое - стоять несколько часов на открытом всем ветрам месте при 30 градусах ниже нуля. Одеваться нужно так, чтобы не испытывать дискомфорт ни в теплой машине, даже если это КамАЗ, ни выйдя из этого КамАЗа в снежную метель.
Настя сразу же научила Ольгу, как тормозить дальнобойщиков: открытая покачивающаяся ладонь. Это водители так друг друга приветствуют. А вытянутый вверх палец показывает примерное направление. Но главное даже не это и не вид одежды, а твои бодрые глаза и лицо, и поднятая высоко рука.
Иногда ждешь попутку всего несколько минут, но велика вероятность, что придется стоять несколько часов. Все зависит от того, где и в какое время суток голосуешь. Например, на оживленной трассе или около поста проходит приблизительно 40 машин в час, а на «глухой» - 2-3 в день. Удобнее всего голосовать за постом ГИБДД, за перекрестком, за какой-то особенностью пейзажа, где водители сбрасывают скорость и становятся более внимательными. Девчонкам на трассе, кстати, приходится проще, чем парням, - на них водители быстрее обращают внимание.
В дороге приходится ночевать, как придется, обычно в машине или на посту. Вообще, есть такое неписаное правило: кто подвозит поздно вечером, когда на горизонте еле заметны последние солнечные блики, определяет к себе на «постой». В сумерках главная проблема состоит в том, что тяжело разглядеть кого-то, и когда водитель поймет, что кто-то голосует, уже на пару сотен метров проедет вперед, а там уж лень останавливаться. Ночью тоже вполне реально остановить машину, только стоять нужно обязательно под фонарями, а еще лучше - иметь на одежде светоотражающие полосы. Некоторые пользуются фонариками на «шляпах». Выгоднее всего ночью на посту останавливаться: поутру ДПСники обычно ловят «стопщикам» попутку. Умение общаться с милицией - тоже довольно-таки важное требование на трассе. Если с документами у тебя все в порядке, то можно надеяться на помощь в любой проблемной ситуации.
Обычно, когда машина останавливается, после фразы «здравствуйте» следует «платить нечем», на что некоторые водилы отвечают: «девушке всегда есть чем заплатить». В таком случае приходится разочаровывать. Начало разговора с водителем в салоне - строгая схема: как зовут, откуда-куда, возраст. Говорит почти все время водитель, хотя вначале предупреждает, что попутчикам придется что-нибудь болтать. Темы разговоров могут быть любые, только ни в коем случае нельзя говорить о политике, национальности, состоянии экономики страны, расспрашивать о семье водителя. Неплохо нарабатывается навык говорить громко и четко.
Существует несколько принципов, которые просто необходимо уяснить для себя начинающему автостопщику. Трасса - совершенно особенный мир, и выходя с рюкзаком на дорогу, не стоит игнорировать его незаурядные законы. Не бойся, не верь, не проси. Ты всего лишь поднимаешь руку и начинаешь общаться, а возиться с тобой или нет - это уж дело водителя. Осторожность превыше всего. А вот бояться - ни в коем случае. Вообще для опытного «стопщика» достаточно 30 секунд, чтобы определить, кто перед ним. Естественно, жизнь на трассе не всегда прекрасна. Бывает, под дождем стоишь или ночью деться некуда. Не хочешь, чтобы изнасиловали - отдайся по собственному желанию. Конечно, сам факт, что ты - потенциальный партнер независимо от времени пребывания в машине, очень давит. К этому нужно быть готовым. Никто платить «натурой» не принуждает. Не понравился человек - проси остановить машину. Для перестраховки Настя и Ольга взяли за правило никогда не садиться в машину, если в ней более двух мужчин. Всегда были способы «осадить» жаждущих любви водил, например, практически безотказно действует история с параллельной ориентацией. Редко, но бывает, путают с «работающими» девчатами. Однако в этом случае обычно достаточно просто и доходчиво объяснить, что не зарабатываешь. Хотя при упоминании Орска где-нибудь под Краснодаром в душе водителя возникает некоторое сомнение в том, а стоит ли вообще связываться с «этой ненормальной».
Каждому стопщику желательно завести так называемый рингушник – записную книжечку с адресами вписок в разных городах. Вписка – место, где вольный путешественник может получить всяческие блага: ночлег, плиту или еду, вымыться-постираться, просто отдохнуть какое-то время. Вписки есть исключительно в каждом городе, нужно только знать их адреса или хотя бы телефоны.
Очень сильно поездки отражаются на здоровье. Ольга и Настя в дороге худеют на 5-7 килограммов, приходится много курить, чтобы не спать. По возвращении домой трудно начать нормально питаться, почти не ешь, жуешь только хлеб и пьешь воду. Вообще, есть синдром «дороги», когда просто надо куда-то ехать без передыха, иногда как вернешься домой - ломка. Уже рефлекторно смотришь, сколько в машине человек и на номер. Так и хочется поднять руку.
Стопщик по натуре может оказаться каким угодно человеком. Некоторые из них - очень замкнутые, стараются не распространяться о своем хобби. Для других автостоп – нечто вроде визитной карточки. В большинстве своем любители подобного способа путешествия – студенты, но есть и школьники, и совсем уже взрослые дяди и тети.
Один дальнобойщик как-то сказал Ольге: «Дорога - это моя жизнь, я без этого никак», и она его прекрасно поняла. Потом он добавил, что самая лучшая дорога - дорога домой, и пожелал на прощание удачи «в столь безнадежном деле».
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024