Многоликие выставки Эрмитажа
- Культура
- 19-03-2023
Продолжаем нашу виртуальную экскурсию по знаковым местам Санкт-Петербурга. На этот раз расскажем, как посетить сразу несколько выставок, не выходя из одного музея.
С начала хорошая новость для тех, кто собирается в отпуск в Северную столицу: практически во всех музеях теперь вход осуществляется строго по сеансам, билеты на которые можно приобрести заранее онлайн. Так что, планируя поездку, вы можете заблаговременно купить билеты в музеи, ориентируясь на указанное время. А мы отправляемся в Эрмитаж, где на одном пространстве посмотрим несколько выставок, взяв за пятьсот рублей билет в главный корпус музея. Для некоторых категорий посетителей вход будет стоить дешевле, о чем можно получить информацию на официальном сайте музея. У меня был билет на 14 часов. Пришел в Эрмитаж за полчаса до назначенного времени и столкнулся с тем, что штрихкод срабатывает только за 15 минут, поэтому являться раньше смысла нет.
Как стать вторым Шампольоном
В каждом музее, кроме постоянной экспозиции, периодически устраиваются временные выставки тематического характера. Начнем экскурсию с посещения выставки «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном».
Она располагается в Аванзале дворца. Если подняться по Иорданской лестнице, пышно украшенной золотом и лепниной, сразу попадешь на выставку. В двух парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца представлено более 700 памятников египетского стиля во всем его разнообразии: скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство, костюмы. Благодаря работе отдела Востока в экспозиции представлены предметы, собранные за долгие годы изучения египетской культуры сотрудниками музея.
Посетители узнают, как шла расшифровка иероглифов, с какими трудностями столкнулся Шампольон, увидят зарисовки путешественников, посещавших Египет в разное время. Наиболее любознательные найдут информацию об открытии 100 лет назад Говардом Картером могилы знаменитого фараона Тутанхамона. Посетив эту выставку, каждый выделит для себя что-то особенное. Мне, например, очень понравились подсвечники и часы в египетском стиле, а кому-то, возможно, будут интересны мебель или камеи из мрамора и оникса с изображениями богов и героев, перстни со скарабеями.
Потрясает воображение египетский сервиз, занимающий четверть зала. Можно долго рассматривать тарелки, на каждой из которых – какой-нибудь сюжет из жизни египтян. В центре стола с посудой выстроен целый храмовый комплекс, характерный для египетской архитектуры, с пирамидами и стелами. Думаю, люди, сидевшие за таким столом, чувствовали себя фараонами или их приближенными.
Внимательный человек найдет среди вещей, представленных на выставке, все признаки глубокого увлечения страной пирамид представителями разных континентов. Это и картины, и драгоценные флаконы, и ювелирные украшения, и даже костюмы для опер и балетов, чьи сюжеты связаны с Египтом. Так, в конце выставочного зала стоит экран, демонстрирующий отрывки из оперы «Аида», посетители просматривают завершающие выставку экспонаты под бравурный марш из оперы. А на стенах – фотографии мест Санкт-Петербурга, тесно связанных с египетской темой. И получается, что вы переноситесь из древности в современный город, не покидая антуража Гизы, Александрии и Фив.
Личным открытием стало блюдо из сервиза, представленного в другом парадном зале. Я обнаружил связь с египетским вернисажем: рассматривая на блюде сцену битвы человека с кентавром, провел аналогию с тем, что увидел на выставке, посвященной Египту. Конечно, кентавр – это существо из мифов Древней Греции. Но меня пронзила мысль: что, если мы зря не верим в их существование? Поклонялись же египтяне богам с головами птиц и зверей. И древнегреческий минотавр тоже имел тело человека, а голову быка. Возможно, искусство более правдиво, чем мы привыкли думать… Достаточно вспомнить фантастический роман «Остров доктора Моро» Герберта Уэллса, как всплывает другая догадка: могла ли египетская цивилизация, существовавшая в Африке более десяти тысяч лет назад, достичь такого уровня развития науки, что ее ученые занимались трансплантацией, то есть пересаживали головы животных и птиц человеку? А те жители Египта, что населяли эту страну много позже, просто приняли изображения этих существ в качестве богов, не умея объяснить по-иному их происхождение. В конце концов, даже при уровне современной науки архитекторы и строители пока не сумели воссоздать пирамиды, не говоря уже о том, что многие загадки египетских древностей до сих пор не разгаданы. Кто знает, возможно, вдохновившись этой выставкой, вы станете вторым Франсуа Шампольоном, который найдет ключ к их шифру.
Также я обнаружил в экспозиции вазу, изготовленную из орской пестроцветной яшмы. На сердце сразу стало тепло и уютно.
Подарок на стол
Проводя аналогию с Грецией, я ходил между широкими столами, расставленными в Гербовом зале, на которых стояли прекрасные фарфоровые сервизы.
Удивительно, но в быту мы редко думаем о том, как много могут рассказать об эпохе обычные тарелки и сливочники, чашки и супницы и даже показать тех, кто жил во времена использования этой посуды, правил странами, занимал высокие посты, побеждал в сражениях и битвах, танцевал на императорской сцене или просто пас коров. Разнообразие тематики, которой посвящены сервизы, представленные на выставке «Предметы сервизов российских императоров XVIII – начала XX века. Дар Михаила Юрьевича Карисалова», не столько погружает в мир посуды, сколько экзаменует на знание истории.
Вот, например, сервиз с портретами царствующих особ одной из европейских стран. По изображениям на посуде вы узнаете число членов семьи, увидите, какими были эти люди в момент написания их портретов и перенесения их на посуду, изучите по их одежде придворную моду, а по предметам вокруг – интерьер. Казалось бы, всего-то чашки-тарелки, а сколько нового они могут открыть! Стоит лишь внимательно рассмотреть детали.
Мне стало интересно, кто же этот человек, собравший такую замечательную коллекцию и подаривший ее государственному музею. Не каждый захочет расстаться с дорогими во всех отношениях вещами, не так ли? Выяснил, что Михаил Карисалов продолжил дело своей матери, коренной петербурженки, собиравшей много лет предметы старины. Разыскивая по миру предметы, вывезенные в разные годы из нашей страны, он возвращает их на Родину и дарит музеям. Так, Карисалов передал музею «Царское Село» несколько сотен ценностей XVIII – XIX веков, являвшихся частью убранства императорских дворцов. Предметы, вероятно, вывезли во время войны. Российскому государственному архиву литературы и искусства даритель презентовал более пятидесяти писем Тургенева из коллекции Зильберштейна, 13 писем Флобера.
Вернемся к коллекции сервизов. На выставке 136 предметов прикладного искусства. Это 12 сервизов, созданных в периоды правления императоров от Елизаветы Петровны до Николая II на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, на Мейсенской и Берлинской фарфоровых мануфактурах. И названия у каждого сервиза тоже привлекают внимание: например, «Листья капусты», «Охотничий сервиз», «Яхтинский сервиз», изготовленный специально к путешествию в Крым Екатерины II в 1787 году. Это был сервиз, положивший начало традиции заказывать для яхт отдельные посудные ансамбли. Интересен и «Андреевский сервиз», преподнесенный императрице Елизавете Петровне саксонским курфюрстом Фридрихом Августом II по случаю бракосочетания будущих императора Петра III и императрицы Екатерины II. Посетив эту выставку, я открыл для себя, что по посуде можно изучать историю государства Российского.
Продолжение читайте в одном из следующих номеров.
Фото предоставлены автором
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024