РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Многоликие выставки Эрмитажа

Многоликие выставки Эрмитажа Многоликие выставки Эрмитажа Многоликие выставки Эрмитажа Многоликие выставки Эрмитажа Многоликие выставки Эрмитажа Многоликие выставки Эрмитажа Многоликие выставки Эрмитажа Многоликие выставки Эрмитажа Многоликие выставки Эрмитажа Многоликие выставки Эрмитажа

Продолжаем нашу виртуальную экскурсию по знаковым местам Санкт-Петербурга. На этот раз расскажем, как посетить сразу несколько выставок, не выходя из одного музея. 

С начала хорошая новость для тех, кто собирается в отпуск в Северную столицу: практически во всех музеях теперь вход осуществляется строго по сеансам, билеты на которые можно приобрести заранее онлайн. Так что, планируя поездку, вы можете заблаговременно купить билеты в музеи, ориентируясь на указанное время. А мы отправляемся в Эрмитаж, где на одном пространстве посмотрим несколько выставок, взяв за пятьсот рублей билет в главный корпус музея. Для некоторых категорий посетителей вход будет стоить дешевле, о чем можно получить информацию на официальном сайте музея. У меня был билет на 14 часов. Пришел в Эрмитаж за полчаса до назначенного времени и столкнулся с тем, что штрихкод срабатывает только за 15 минут, поэтому являться раньше смысла нет. 


Как стать вторым Шампольоном

В каждом музее, кроме постоянной экспозиции, периодически устраиваются временные выставки тематического характера. Начнем экскурсию с посещения выставки «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном».

Она располагается в Аванзале дворца. Если подняться по Иорданской лестнице, пышно украшенной золотом и лепниной, сразу попадешь на выставку. В двух парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца представлено более 700 памятников египетского стиля во всем его разнообразии: скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство, костюмы. Благодаря работе отдела Востока в экспозиции представлены предметы, собранные за долгие годы изучения египетской культуры сотрудниками музея. 

Посетители узнают, как шла расшифровка иероглифов, с какими трудностями столкнулся Шампольон, увидят зарисовки путешественников, посещавших Египет в разное время. Наиболее любознательные найдут информацию об открытии 100 лет назад Говардом Картером могилы знаменитого фараона Тутанхамона. Посетив эту выставку, каждый выделит для себя что-то особенное. Мне, например, очень понравились подсвечники и часы в египетском стиле, а кому-то, возможно, будут интересны мебель или камеи из мрамора и оникса с изображениями богов и героев, перстни со скарабеями. 

Потрясает воображение египетский сервиз, занимающий четверть зала. Можно долго рассматривать тарелки, на каждой из которых – какой-нибудь сюжет из жизни египтян. В центре стола с посудой выстроен целый храмовый комплекс, характерный для египетской архитектуры, с пирамидами и стелами. Думаю, люди, сидевшие за таким столом, чувствовали себя фараонами или их приближенными. 

Внимательный человек найдет среди вещей, представленных на выставке, все признаки глубокого увлечения страной пирамид представителями разных континентов. Это и картины, и драгоценные флаконы, и ювелирные украшения, и даже костюмы для опер и балетов, чьи сюжеты связаны с Египтом. Так, в конце выставочного зала стоит экран, демонстрирующий отрывки из оперы «Аида», посетители просматривают завершающие выставку экспонаты под бравурный марш из оперы. А на стенах – фотографии мест Санкт-Петербурга, тесно связанных с египетской темой. И получается, что вы переноситесь из древности в современный город, не покидая антуража Гизы, Александрии и Фив. 

Личным открытием стало блюдо из сервиза, представленного в другом парадном зале. Я обнаружил связь с египетским вернисажем: рассматривая на блюде сцену битвы человека с кентавром, провел аналогию с тем, что увидел на выставке, посвященной Египту. Конечно, кентавр – это существо из мифов Древней Греции. Но меня пронзила мысль: что, если мы зря не верим в их существование? Поклонялись же египтяне богам с головами птиц и зверей. И древнегреческий минотавр тоже имел тело человека, а голову быка. Возможно, искусство более правдиво, чем мы привыкли думать… Достаточно вспомнить фантастический роман «Остров доктора Моро» Герберта Уэллса, как всплывает другая догадка: могла ли египетская цивилизация, существовавшая в Африке более десяти тысяч лет назад, достичь такого уровня развития науки, что ее ученые занимались трансплантацией, то есть пересаживали головы животных и птиц человеку? А те жители Египта, что населяли эту страну много позже, просто приняли изображения этих существ в качестве богов, не умея объяснить по-иному их происхождение. В конце концов, даже при уровне современной науки архитекторы и строители пока не сумели воссоздать пирамиды, не говоря уже о том, что многие загадки египетских древностей до сих пор не разгаданы. Кто знает, возможно, вдохновившись этой выставкой, вы станете вторым Франсуа Шампольоном, который найдет ключ к их шифру. 

Также я обнаружил в экспозиции вазу, изготовленную из орской пестроцветной яшмы. На сердце сразу стало тепло и уютно.


Подарок на стол

Проводя аналогию с Грецией, я ходил между широкими столами, расставленными в Гербовом зале, на которых стояли прекрасные фарфоровые сервизы. 

Удивительно, но в быту мы редко думаем о том, как много могут рассказать об эпохе обычные тарелки и сливочники, чашки и супницы и даже показать тех, кто жил во времена использования этой посуды, правил странами, занимал высокие посты, побеждал в сражениях и битвах, танцевал на императорской сцене или просто пас коров. Разнообразие тематики, которой посвящены сервизы, представленные на выставке «Предметы сервизов российских императоров XVIII – начала XX века. Дар Михаила Юрьевича Карисалова», не столько погружает в мир посуды, сколько экзаменует на знание истории. 

Вот, например, сервиз с портретами царствующих особ одной из европейских стран. По изображениям на посуде вы узнаете число членов семьи, увидите, какими были эти люди в момент написания их портретов и перенесения их на посуду, изучите по их одежде придворную моду, а по предметам вокруг – интерьер. Казалось бы, всего-то чашки-тарелки, а сколько нового они могут открыть! Стоит лишь внимательно рассмотреть детали. 

Мне стало интересно, кто же этот человек, собравший такую замечательную коллекцию и подаривший ее государственному музею. Не каждый захочет расстаться с дорогими во всех отношениях вещами, не так ли? Выяснил, что Михаил Карисалов продолжил дело своей матери, коренной петербурженки, собиравшей много лет предметы старины. Разыскивая по миру предметы, вывезенные в разные годы из нашей страны, он возвращает их на Родину и дарит музеям. Так, Карисалов передал музею «Царское Село» несколько сотен ценностей XVIII – XIX веков, являвшихся частью убранства императорских дворцов. Предметы, вероятно, вывезли во время войны. Российскому государственному архиву литературы и искусства даритель презентовал более пятидесяти писем Тургенева из коллекции Зильберштейна, 13 писем Флобера. 

Вернемся к коллекции сервизов. На выставке 136 предметов прикладного искусства. Это 12 сервизов, созданных в периоды правления императоров от Елизаветы Петровны до Николая II на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, на Мейсенской и Берлинской фарфоровых мануфактурах. И названия у каждого сервиза тоже привлекают внимание: например, «Листья капусты», «Охотничий сервиз», «Яхтинский сервиз», изготовленный специально к путешествию в Крым Екатерины II в 1787 году. Это был сервиз, положивший начало традиции заказывать для яхт отдельные посудные ансамбли. Интересен и «Андреевский сервиз», преподнесенный императрице Елизавете Петровне саксонским курфюрстом Фридрихом Августом II по случаю бракосочетания будущих императора Петра III и императрицы Екатерины II. Посетив эту выставку, я открыл для себя, что по посуде можно изучать историю государства Российского.

Продолжение читайте в одном из следующих номеров.

Фото предоставлены автором

Материалы по теме

Многоликие выставки Эрмитажа

Продолжаем нашу виртуальную экскурсию по знаковым местам Санкт-Петербурга. На этот раз расскажем, как посетить сразу несколько выставок, не выходя из одного музея. С начала хорошая новость для тех, кто собирается в отпуск в Северную столицу: практически во всех музеях теперь вход осуществляется строго по сеансам, билеты на которые можно приобрести заранее...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.