РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Многоликие выставки Эрмитажа

Многоликие выставки Эрмитажа Многоликие выставки Эрмитажа Многоликие выставки Эрмитажа Многоликие выставки Эрмитажа Многоликие выставки Эрмитажа Многоликие выставки Эрмитажа

Продолжаем виртуальную экскурсию по Эрмитажу. А вашим гидом, как всегда, выступает наш земляк, живущий сейчас в Санкт-Петербурге, Виктор Шейбак. 

Искусство фотографии

Переходя из зала в зал, я, конечно, много фотографировал. Но никак не ожидал, что получу небольшой мастер-класс в Пикетном зале, где разместилась выставка «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов». По словам экскурсовода, в экспозиции впервые представлены более пятидесяти лучших светописных произведений французского фотохудожника из собраний Санкт-Петербурга и Москвы. Мастер пастели перешел на «светопись» и создал галерею светских портретов, в том числе членов императорской семьи. Также фотограф работал над иллюстрациями изданий об Эрмитаже и Зимнем дворце. 

Когда смотришь на старые снимки, трудно осознать, что они сделаны задолго до появления цифровой фотографии. Работы настолько реалистичны, что кажется, будто люди на них вот-вот тебе подмигнут или помашут рукой. Робийяр владел во второй половине XIX века одним из самых популярных фотоателье в Санкт-Петербурге. Он был поставщиком двора Его Величества. 

Считается, что шедевром студийной фотографии 1860-х годов стал его портрет графини Софьи Александровны Бобринской. Вершиной профессионального успеха Ипполита Робийяра как модного столичного фотографа стало создание портретной галереи Романовых, над которой он трудился с 1862 до 1865 год. Творческая удача мастера и портрет великих князей Николая Александровича и Александра Александровича, выполненный в марте 1862-го. 

Покидая выставку, я думал о том, как много интересных людей жило в России. Но даже не представлял себе, что прямо сейчас получу вещественные доказательства этой мысли.

Ода книге

Настоящую оду книге как носителю ученой мысли, памятнику достижениям человечества в разных научных областях исполнили создатели выставки в Двенадцатиколонном зале. Она носит символическое название «Для любителей отечественной учености и просвещения. Эрмитажная и Публичная библиотеки. 1762 – 1862 годы». Среди 160 экспонатов из фондов Государственного Эрмитажа и Российской национальной библиотеки здесь есть исключительные библиографические редкости. 

Экспозиция представляет западноевропейские и русские рукописи, книги из библиотек философов-просветителей Вольтера и Дидро, уникальных собраний сотрудника русского посольства в Париже в годы Великой Французской революции П. П. Дубровского, горного инженера П. К. Фролова и историка М. П. Погодина. 

Я обратил особое внимание на книги из личных коллекций императрицы Екатерины II и ее внука императора Александра I. Именно они заложили основы и затем продолжили развивать фонды Публичной Эрмитажной библиотеки. 

Если посетите выставку с детьми, то, скорее всего, лучше начать с видеофильма, который можно посмотреть на экране в этом зале. Причем после демонстрации предусмотрена интерактивная панель, на которой расположены книги о животных и птицах с иллюстрациями, первые зарисовки исследователей, собранные воедино. Думаю, это будет интересно не только ребенку. Правда, некоторые книги настолько ветхие, что без реставрации вряд ли были бы размещены даже под стеклом. Как раз реставрационным работам посвящена следующая выставка, на которую я переместился, гуляя по дворцовым залам. 

Немного о реставрации

В Аполлоновом зале разместилась небольшая, но информативная выставка «Нюрнбергский мастер. «Поклонение волхвов» и «Успение Богоматери». К завершению реставрации». Экспозиция посвящена истории счастливой встречи двух разрозненных фрагментов большой алтарной створки XV века и сложному процессу реставрации, возвратившему к жизни один из них. Очень часто мы восхищаемся красотой музейных экспонатов, не подозревая о титаническом труде, который реставраторы вкладывают в восстановление изначального вида предметов. Например, я узнал, что для реставрации 20-сантиметрового кусочка позолоченной деревянной панели с витиеватой резьбой мастер тратит от двух недель до месяца! Чтобы работать эрмитажным реставратором, нужно иметь невероятное терпение и грандиозные знания. 

Так, на выставке представлена деревянная алтарная створка первой половины XV века, которая была распилена на две части. Неизвестно, когда и почему это было сделано. Верхняя половина створки поступила в Государственный Эрмитаж в 1920 году из Государственного музейного фонда, а нижняя – в Музей истории религии в Санкт-Петербурге из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. 

На створке были две композиции: вверху – «Поклонение волхвов», внизу – «Рождество», или «Поклонение Младенцу». Оборотная сторона целиком посвящена одному сюжету – «Успение Богоматери». Фрагмент с «Поклонением волхвов» из-за отсутствия необходимых условий хранения (деревянный щит был расколот) не экспонировался. Мастерам пришлось долго восстанавливать живописный слой. Зато теперь их работа представляет собой уникальное произведение искусства, радующее посетителей.

Бонус любителям авангарда

Изучив за три часа столько выставок, я не обошел вниманием и ту, что не является предметом моего интереса. Посетил ее исключительно для общего развития. Это «Русский авангард. Искусство для нового мира». Выставка яркая, встречающая красным цветом, задающая тон и ритм тем, кто обожает все необычное. Она рассказывает историю русского авангарда в картинах, рисунках и вещах. 

Здесь более 500 экспонатов. Это живописные и графические произведения, рисунки, печатные издания, текстиль и реконструкции костюмов, созданные по проектам художников-авангардистов. Особое место отведено фарфору, который называли «белым золотом царей». Идеи художников русского авангарда воплотились в фигурах народностей России по моделям Павла Каменского. Есть здесь и скульптуры из серии «История русской гвардии» Константина Рауша фон Траубенберга. Я не увлекаюсь авангардом, так что не очень долго изучал выставку. Мне понравились вазы в технике подглазурной росписи с разными пейзажами. Остальные работы показались несколько своеобразными.

Та самая табакерка

Я уже хотел свернуть к выходу, как увидел в Малой церкви Зимнего дворца экспозицию «Пасха в России», рассказывающую о праздновании Светлого Христова Воскресения при императорском дворе. В стеклянных коробках и стендах – около трехсот экспонатов, в основном это пасхальные яйца, иконы, церковное убранство. Большинство предметов принадлежало царской фамилии и знатным людям России. 

Мне были интересны экспонаты, рассказывающие об обычае катать яйца. Это скульптурные композиции и муляжи куличей и других пасхальных блюд. Есть на выставке редкие экземпляры фарфоровых яиц, изготовленных на Императорском фарфоровом заводе в XVIII веке. Тогда их производство было редким. В коллекции Эрмитажа хранится уникальный экспонат  – елизаветинское яйцо с маркой в виде двуглавого орла Российской империи.  

Посетив Малую церковь, я передумал уходить из музея и пошел искать Большую церковь. Несмотря на усталость и насыщенность информацией, она оправдала мои ожидания. Золоченые интерьеры, резьба по дереву, фигурная решетка, иконы Царских врат, иконостаса, роспись потолочного плафона, наборный паркет – все создавало атмосферу роскоши и богатства, в которую погружались царские особы, придя сюда на церковную службу. Но не только эта красота привлекает внимание. В витрине под стеклом лежала вещь, которая сыграла роковую роль в судьбе императора Павла. Это табакерка. Согласно легенде именно ей Платон Зубов при покушении на императора ударил его в висок. 

Выйдя на улицу, я еще долго находился под впечатлением. Самое печальное, понял, как мало знаю историю своей страны, особенно ее искусство. Но с каждой новой выставкой мои знания пополняются. А на память о семи выставках под одной музейной крышей останутся великолепные фотографии.

Фото предоставлены автором

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.