Дорога к храму, или Кто вымостил улицу Красноармейскую камнем?
- Город
- 30-03-2023
У публициста Романа Марса есть книга «Город в деталях. Как по-настоящему устроен мегаполис». Это своеобразный путеводитель по паркам, улицам и, казалось бы, будничным объектам, на которые не всегда прохожий бросает свой взгляд. А зря. Ведь у каждого строения и даже участка дороги есть история. Как уверяет Марс, большая и лучшая ее часть – это 99 невидимых процентов. В традиционной рубрике «ОХ» расскажет о таких объектах.
Не так давно на одной из улиц областного центра при проведении ремонтных работ обнаружили брусчатку, которой оказалось почти сто лет. Под толщей асфальта в некоторых районах Орска тоже уложен камень, а на улице Красноармейской в Старом городе проезжая часть вовсе похожа на старую мостовую, не тронутую современным покрытием. Какого она периода, разбиралась «ОХ».
Сейчас часть старогородской улицы Красноармейской ближе к саду Малишевского можно перейти разве что вброд. Но как раз на этом ее участке под водой скрывается самое интересное – белый камень, уложенный неровными рядами прямо по центру дороги. И ему может быть лет сто.
– Конечно, это брусчатка! – сказала, посмотрев на фотоснимок, Татьяна Дорофеева, краевед из Оренбурга, родившийся в Орске. – Не к Преображенской ли горе ведет дорога? Почему спрашиваю? Потому что раньше очень часто мостили улицы, ведущие к храмам, белым камнем. Но если речь идет про сад Малишевского, то там когда-то была Михайло-Архангельская церковь. Возможно, это была дорога к ней.
Согласилась с мнением про брусчатку и Вера Арнгольд, председатель Оренбургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:
– Действительно, похоже на брусчатку. Раньше камнем выкладывали только середину улицы, сбоку замощения не было. Есть большое сходство с мостовой, обнаруженной в областном центре. Отправлю фотографию в Инспекцию государственной охраны объектов культурного наследия для изучения, – подчеркнула Вера Викторовна.
«ОХ» же связалась с руководителем Оренбургского губернаторского музея Александром Ушаковым. Он обсудил тему с заведующим методическим сектором музея Екатериной Крыгиной.
– Вполне вероятно, что это мощеная дорога. Похожие участки в Орске были в районе улицы Шевченко (ранее Горной) и улицы Энгельса (Исаевской) до той поры, пока их не закатали в асфальт, – рассказала Екатерина Крыгина. – Под его слоем во многих местах Старого города все еще лежит прежнее покрытие, которое при проведении дорожных работ не снимали. Сколько этой мощеной дороге лет, сразу не скажешь, нужно поднимать документы прошлого века. Одно точно: ни на одном снимке Орска начала XX века и даже двадцатых годов покрытия нет вообще. Писательница Лидия Сейфуллина город той эпохи описывала так: «Посреди города на горе уцелела древняя каменная желтая церковь… С трех до семи на горе раньше гуляли, ходили длинной вереницей, как в других городах на бульварах. Теперь гуляли на «панели». Около винного склада залили улицу асфальтом (теперь это улица Энгельса в Старом городе) и на этом куске немощеного города стали собираться». То есть гулять в ту пору особо было негде, а мощеные улицы можно было буквально по пальцам пересчитать.
Чем хорош камень в качестве мостовой? Это вечный материал, который не боится влаги, пропускает ее через себя и не трескается. А еще хорошо работает во время гололеда – вода впитывается между камнями, в результате не образуется ледяной корки.
Елена Нижник, хранитель музейных предметов Орского краеведческого музея:
– Таким же, только более гладким, белым камнем были вымощены дороги во дворе Соцгорода, в частности у домов по переулку Музыкальному. Сейчас они все заасфальтированы, но в некоторых местах куски покрытия отошли, а под ним оказались выложенные рядами камни. Первый же асфальт в том районе уложили в военные годы, и то лишь вокруг одного дома, где жили не рядовые орчане, а начальство. Мостили же улицы камнем, скорее всего, в середине тридцатых годов, не раньше, поскольку первые дома в Соцгороде появились в 1936-м. Если это мощение того времени, то вымощенная дорога по Красноармейской могла вести к братской могиле красноармейцев. Но это лишь предположения.
Жители Первомайского рассказали, что некоторые части их поселка были вымощены таким же белым камнем, который уложен аналогично тому, что и на Красноармейской в Старом городе. Только камень глаже и ровнее, больше похож на тот, который применяли при мощении дворов Соцгорода. Одна из таких дорог в Первомайском находится рядом с улицей Кировоградской, но недавно ее заасфальтировали.
Ольга Чуманова, руководитель клуба юных экологов-геологов имени Сопоцько (Дворец пионеров и школьников Орска):
– С информацией про тридцатые и сороковые годы прошлого столетия, к сожалению, не знакома. Могу лишь предположить, что это за камень. По внешнему виду это либо известняк, либо кварц. Хотя, учитывая, что в основном для щебня используют базальты, то сомнительно. Строители того периода могли сыпать для мощения дороги что угодно. К примеру, то, что было под рукой и в избытке. Того же известняка много в Аккермановке, а это совсем рядом с Орском.
Протяженность городских улиц и проездов в Орске в 1927 году, по данным справочника «Города СССР», равнялась 50 километрам, а мощеные улицы отсутствовали.
Брусчатку в сороковых делали из шлаков
В 1950-м мощеных дорог в Орске, надо полагать, насчитывалось немало. В основном – центральные. А некоторые даже были из настоящей брусчатки.
В пятидесятом году исполком городского Совета принял решение о запрете передвижения по главным улицам новой части города на лошадях и тракторах с целью недопущения порчи асфальтированных и мощеных дорог. Так, к примеру, на повозках, запряженных лошадьми, и на тракторах нельзя было ездить по проспекту Сталина (нынешнему проспекту Мира). А в газете «Орский рабочий» за 1947 год есть небольшая заметка о том, как уже в то время в нашем городе делали брусчатку из отвальных шлаков.
«Недавно в плавильном цехе никелькомбината было организовано отделение по выпуску строительных материалов. Отделение изготовило первую опытную партию брусчатки – около 15 тысяч штук, – сообщал А. Петренко. – По своей прочности она мало уступает природному серому камню. Она выдерживает давление до 400 килограммов на один квадратный сантиметр».
Тогда для производства шлаковой брусчатки не требовалось больших затрат. А самим стройматериалом планировали сразу же вымостить 600-метровый тротуар на территории никелькомбината. На площади в сто метров брусчатка в том году уже была уложена. С целью испытания ею вымостили и небольшой участок шоссейной дороги. А коллектив отделения, где наладили выпуск нового материала, возглавляли инженер Сырчин и бригадир Тюрин. К сожалению, мы так и не нашли информации о том, где еще укладывали брусчатку производства никелевого завода.
Булыжные мостовые появились в России в начале XVIII века. В 1714 году для мощения улиц в Петербурге велено было собирать дикий камень, а в 1716-м домовладельцам дали указание мостить улицу перед домами. Мостить необходимо было гладко, чтобы экипажи весной и в дожди не заносило. Делали мостовые из обычного необработанного булыжника, уложенного на песчаную подушку без особого порядка. Брусчатка же – это обработанный камень, обколотый приблизительно до прямоугольной формы и выложенный рядами. Во многих городах брусчатые и булыжные мостовые не были разобраны, а стали прочной и надежной основой для нового асфальтового покрытия.
Фото автора
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024