Учебный год начался не только у детей, но и у родителей. Они следят за освоением программы и помогают, если что-то не получается, особенно первоклассникам. Как показывает практика, далеко не все бывшие детсадовцы на сто процентов готовы к школе. Могут возникнуть проблемы не только с успеваемостью, но и душевным состоянием. Порой ребенок находится в шаге от диагноза «задержка психического развития», о чем родители даже не подозревают. Как вовремя распознать неладное и что делать, расскажут специалисты, а матери, чьи дети пошли в школу год назад, поделятся своими историями.
Когда родители ведут детей в первый класс, то искренне надеются на, что у них все будет хорошо с учебой. К сожалению, так происходит далеко не всегда.
Кристина Д., мама 8-летнего Матвея, надеялась. И удивилась, когда педагог сообщил, что ребенок будто не слышит, что ему говорят.
– Я уверяла, что такого не может быть, потому что сын прекрасно слышал даже то, что мы говорили дома шепотом, – рассказывает орчанка. – Да, у него были проблемы с речью – он коверкал слова. В садике занимались с логопедом, который поставил некоторые звуки, но полностью проблема не исчезла. Ребенок и сегодня не все звуки произносит чисто. Я считала, что Матвей просто делает вид, что не слушает учителя, или же не хочет выходить к доске. Однако сын признался, что не отвечает на вопросы учителя потому, что боится ошибиться. Выполнение домашних заданий тоже давалось нам непросто, приходилось тратить много времени. Сын нервничал, даже становился агрессивным. Пошли к неврологу, сделали электроэнцефалографию, которая серьезных патологий не выявила. Психиатр же прописал таблетки, которые ребенок пил месяц. Состояние улучшилось, но после отмены препарата опять стало хуже. Через полгода мы были вынуждены перейти на индивидуальное обучение. А куда было деваться? В школу Матвей собирался с истерикой, жаловался, что мешает одежда.
В июне ему поставили диагноз «расстройство личности» и «задержка психоречевого развития с сохраненным интеллектом». Мы стали посещать занятия в Центре «Ключ к успеху», где нас успокоили, сказали, что не все потеряно и время не упущено. Специалисты за первый месяц работы помогли победить тревожность, агрессия возникает реже, увеличилась концентрация внимания. Дальше будем работать над коррекцией чтения и письма. Надеюсь, что спустя несколько лет ребенок сможет вернуться в школу.
У ровесницы Матвея Арины Н. проблема обозначилась к окончанию первого класса.
– Учитель сообщил мне, что у дочери сложности с написанием диктанта и чтением, – рассказала мама девочки Алена, – и отметил, что если сейчас не начать работать над этим, то будет только хуже. Я все рассказала Арине, она поникла, сказала, что не хочет ходить в школу. Мы обратились в Центр «Ключ к успеху» по рекомендации педагога. Там провели нейропсихологическое обследование и выявили проблемы. Три летних месяца у нас был интенсивный курс: провели биоакустическую коррекцию, стали заниматься с логопедом, нейропсихологом, провели коррекцию техники чтения и письма. Увидела, что у Арины загорелись глаза, она ощутила успех, захотела ходить в школу. Учитель увидел значительные изменения, о чем мне и сообщил. Речь и почерк улучшились. До этого дочь не выговаривала звуки ш, ж, л, р. Обращались к логопедам, но они не смогли существенно помочь. Дочь стеснялась поднимать руку на уроке и отвечать. Сейчас, как отмечает педагог, стала куда разговорчивее. Ребенок раскрылся.
Важно разорвать замкнутый круг
Состояние эмоционально-волевой сферы первоклассника имеет большое значение, но родители не всегда обращают внимание на это. С задержкой психического развития может столкнуться даже здоровый ребенок, который начал учиться в школе, но оказался к ней не готов. Здесь речь не об умственной отсталости, а именно о психологических проблемах, которые важно вовремя решить.
Нейропсихолог Центра развития и нейропсихологии «Ключ к успеху» Елена Антипова рассказывает:
– Психологическая готовность к школе не возникает сама по себе, а формируется постепенно. Это уровень развития ребенка, достаточный для освоения школьной программы в коллективе сверстников. Ребенок готов, если равномерно развиты мотивация и воля к учебе, познавательный интерес, умение общаться и если стабилен эмоциональный фон. Каким может быть сбой? Например, ученик умеет читать, писать, считать, обладает широким кругозором, но замкнут и с трудом идет на контакт со сверстниками. Или, наоборот, легко находит общий язык со всеми, а наука дается тяжело, ребенок не может высидеть урок. Тогда на помощь придут нейропсихолог и невролог.
Есть и другие проблемы. Специалист говорит, что более десяти процентов детей не могут овладеть школьными навыками именно из-за состояния психического здоровья, на которое влияют нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия. Трудности усвоения предметов – наиболее частая причина школьной дезадаптации, резкого снижения мотивации, проблем с поведением. То есть ребенок видит, что отстает от одноклассников, из-за чего сильно переживает. Словом, получается замкнутый круг проблем, где одна вытекает из другой. Так, нервно-психические расстройства могут вызвать нарушения усвоения письменной речи. А нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом и развитой устной речью, полноценными зрением и слухом, у которых не сформированы отдельные психические процессы, что почти незаметно в повседневной жизни, но создает препятствия при овладении письмом или чтением.
– Порой родители, учителя, психологи не знают о решении таких проблем, – отмечает Елена Александровна. – А дети, не получившие своевременной помощи, могут на всю жизнь остаться полуграмотными.
Проблемы неуспеваемости изучаются давно, есть заметные успехи, разработаны методы диагностики и коррекционной помощи, приемы обучения, открыты спецшколы и коррекционные классы. Но некоторые родители опасаются клейма, что в будущем может как-то помешать ребенку, и готовы отказаться от помощи, не боясь усугубить ситуацию, довести до серьезного психического заболевания, когда уже и речи не будет о полноценной жизни в социуме.
Задержки речевого и психического развития связаны
Психологическое здоровье связано в том числе с развитием речи. Надо ли ждать трех лет, чтобы ребенок заговорил, или бить тревогу раньше? На вопрос отвечает логопед Ирина Оськина.
По словам специалиста, если у ребенка трудно развивается речь, то затягивается его психическое и умственное развитие. Окружающий мир познается в том числе через общение, поэтому задержки речевого и психического развития часто идут рука об руку.
– Детям младше четырех лет диагноз «ЗПРР» ставят довольно редко, – говорит логопед, – детям старше пяти чаще, потому что они активно общаются с родителями и сверстниками, так что проблема куда заметнее. Если специалист сообщил о задержке психоречевого развития, не нужно ждать, что все наладится само собой. Некоторые родители считают, что помощи логопеда-дефектолога будет достаточно. Но необходима и помощь неврологов, педиатров, психиатров, участие самих родителей, иначе время будет упущено. Словом, лечение ЗПРР должно начинаться как можно раньше и комплексно. Чем позже приступить к лечению, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.