РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Черепа на Советской и траншеи с костями, или Кто такие сарты и что они делали в нашем городе

Черепа на Советской и траншеи с костями, или Кто такие сарты и что они делали в нашем городе Черепа на Советской и траншеи с костями, или Кто такие сарты и что они делали в нашем городе

После публикации в одном из сентябрьских номеров статьи о старинном надгробии, найденном в центре Старого города, в «Хронику» обратились орчане, которым было что рассказать. Правда, люди делились с журналистами немного иными сведениями, в частности говорили даже о подземных ходах, где мог быть спрятан пропавший архив Орской крепости. Но обо всем по порядку.

Когда старожилы порой говорят, будто мы ходим по костям, то правда в их словах есть. Некоторые районы Орска построены на местах прежних захоронений. И речь сейчас не только о центральном парке, где в годы Великой Отечественной войны были кладбища военнопленных, а также советских солдат, умерших в здешних госпиталях. Первые погребения находились в сердце современного Старого города.

На сентябрьскую публикацию «ОХ» о найденном недалеко от улицы Советской надгробии откликнулось сразу несколько человек. Они поведали журналистам о том, что в Старом городе когда-то располагались сразу два кладбища, от которых теперь почти ничего не осталось. В середине 19 века здесь хоронили жителей Орской крепости и тех, кто волею судеб оказывался в этих краях.
– Когда я учился в школе, ребята однажды на перемене принесли прямо в класс настоящий человеческий череп. Потом выяснилось, что они залезли в траншею и нашли там много скелетированных останков, – рассказывает орчанин Сергей Мусиенко, сейчас живущий в Крыму. – Траншею ту копали возле редакции газеты «Орский рабочий» (ныне «Орская хроника»). Она была довольно глубокой, примерно два с половиной метра, и проходила рядом с помещением, где раньше собирали макулатуру. О том, что там до революции или в другой период находилось кладбище, никто даже не заикался. А вот в конце улицы Советской кладбище действительно располагалось – мусульманское. Мимо него мы ходили в поле, где сажали картошку. Оно было примерно метрах в 200 – 250 от реки Урал и метрах в 300 от нынешней улицы Маяковского. Имелось и православное старинное кладбище, приблизительно в ста метрах от современной улицы Пионерской.
Там-то орчанин Алексей Муркин и нашел древнее надгробие, а потом показал место журналистам «ОХ». Однако про этот памятник, который представляет собой аналой (скошенную сверху плиту с книгой и православным крестом на ней), никто из местных жителей не мог рассказать подробностей. Разве только баба Шура:
– Мы переехали сюда в начале семидесятых, но эта надгробная плита здесь уже была. Лежала она долго прямо посреди проезжей части. Все ее обходили, объезжали, поскольку поднять ее оказалось делом трудным. Потом мужчины решили перекатить надгробие подальше от дороги, взяли несколько ломов и пошли. Понятно, что при передвижении во многих местах из-за ударов ломами повредились надписи. Хотя уже в то время они особо не читались. В общем, передвинули памятник да забыли о нем. Так и лежит, никому не нужный, – разводит руками женщина. А потом добавляет: – Когда ребята купались в Урале еще в семидесятых, то находили прямо на берегу человеческие черепа. Но их давно унесло в реку. Знаете, какие тут наводнения случались...
А вот орчанин Юрий Войнов рассказал про мусульманское кладбище в районе улицы Маяковского.
– Прежде недалеко от улицы Фурманова много лет лежала большая надгробная плита с арабским текстом, – делится Юрий Степанович. – Где она сейчас, не скажу. Но точно знаю, что в этом районе было мусульманское кладбище, ближе к Уралу. Когда река подмывала берега, то ребятня находила черепа, кости и порой даже старинные золотые изделия. Моя бабушка говорила, что там похоронены сарты. Я еще спорил, мол, не сарты, а сарматы, но она настаивала на своем. Еще уточняла, что женщины этого народа носили в носу серьги.
К слову, на некоторых приусадебных участках в этой части Старого города, как рассказывают старожилы, ранее при земельных работах людям попадались золотые монеты.

Орчанка Александра Бакаева рассказала «ОХ» о том, что  знала человека, который якобы был уверен, где спрятан пропавший архив Орской крепости. Речь идет о подземном ходе, идущем от спиртоводочного завода либо к реке, либо к Преображенскому храму на горе. «Если найти архив, можно наверняка понять, где точно находились первые орские кладбища. Но как знать, прав был тот человек или нет», – отмечает Александра Дмитриевна.
Фото автора

О склепах на горе Преображенской

О находке в районе улицы Советской «Хроника» поведала священнослужителям Орской епархии. Вместе с отцом Александром Куцовым журналисты выехали на место.

После осмотра надгробной плиты священник Александр Куцов пояснил, что сделана она из мрамора, при этом сохранность находки довольно хорошая. Еще, по словам отца Александра, памятник действительно мог принадлежать служителю православной церкви. 
– Недалеко от указанного места располагался первый орский собор – Преображенский. Вполне возможно, что надгробие когда-то установили на могиле одного из его почивших священников, которых всегда хоронили рядом с храмами, – уточняет собеседник. – Евангелие и крест на аналое – атрибуты священника, их не могли высечь на памятнике мирянину. Однозначно надгробие нужно забирать, переговорю с епископом, будем решать вопрос. Важно узнать, кому принадлежал памятник.
Отец Александр также поведал о том, что на территории нынешнего Преображенского храма на горе есть несколько склепов, причем некоторые в хорошем состоянии. Возможно, на горе была погребена в 1745 году и Анна Ивановна, супруга первого оренбургского губернатора Ивана Неплюева. Чтобы выяснить это, нужно проводить раскопки и исследования.

Где плавали гробы

Первое православное кладбище Орска на самом деле могло располагаться в конце улицы Советской. Что же известно о нем, да и в целом о захоронениях в нашем городе?

Елена Нижник, хранитель предметов Орского краеведческого музея, рассказывает, что первое городское кладбище было закрыто в 1880-х годах, поскольку во время наводнения сильно разрушалось водами Урала. Причем до такой степени, что вымывало гробы.
– Узнать о том, с какого года действовало первое кладбище, трудно. Исторические документы не сохранились, – уточняет Елена Васильевна. – Прозвучала версия, что архив Орской крепости может находиться где-то в подземных ходах, но это выдумки. Еще журналист Леонид Большаков, изучавший данную тему, писал о том, что в дореволюционные времена архив сдали на макулатуру, но чудом сберегли лишь сведения о пребывании здесь в ссылке поэта Тараса Шевченко. Что же касается найденных человеческих останков недалеко от здания редакции газеты, то такое могло иметь место. Прежде рядом с крепостями размещали небольшие погосты. Как правило, крепостные сооружения располагались на возвышении, а места погребения жителей – под горой. Вполне вероятно, как в нашем случае. Хотя возможен и другой ход событий. В 1922 году был сильный голод, и умерших не всегда увозили на кладбище. Такое, увы, случалось.

По словам Елены Нижник, второе мусульманское кладбище располагалось в районе механического завода. Когда там строили нынешний гагаринский путепровод, то находили много человеческих останков.

Материалы по теме

Черепа на Советской и траншеи с костями, или Кто такие сарты и что они делали в нашем городе

После публикации в одном из сентябрьских номеров статьи о старинном надгробии, найденном в центре Старого города, в «Хронику» обратились орчане, которым было что рассказать. Правда, люди делились с журналистами немного иными сведениями, в частности говорили даже о подземных ходах, где мог быть спрятан пропавший архив Орской крепости. Но обо всем...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.