«Несите ваши денежки!»
- Репортаж
- 20-12-2003
Костя Чистяков не ожидал, что взрослая жизнь окажет ему неласковый прием и даже крепко разочарует. Не на такую самостоятельность рассчитывал, имея на то полное основание. Парень не прогуливал уроки в школе, с хорошими оценками окончил индустриальный техникум. Диплом электрика открывал перед ним бескрайние просторы для применения полученных знаний.На Южуралмаше его встретили приветливо, и, наверное, быть ему хорошим специалистом, если бы не одно «но». Вернее, два. Во-первых, зарплата Кости упорно не поднималась выше планки в 1500 целковых. Во-вторых, после вечерней смены домой ему приходилось добираться с большими лишениями. Несколько раз ожидание трамвая оказывалось тщетным, ничего не оставалось, как коротать ночь в цехе. Испытания характера продолжались 9 месяцев, потом родители твердо заявили: «Ищи другую работу». Нашел. На соседнем механическом. Там дни получек превратились в государственные праздники - такие же редкие и неоднозначные, хоть плачь, хоть смейся.
Около года Чистяков прослужил во вневедомственной охране, постиг систему видеонаблюдения и сигнализации. Заниматься умными датчиками и хитрыми приборами нравилось. Руководству Костя тоже пришелся по душе: безотказный, надежный, в любую минуту дня и ночи привези - тут же устранит неожиданную поломку сложной техники. Правда, молодому и незаменимому хлопцу бесчисленные вызовы по тревоге в конце концов стали поперек горла. Точнее, поперек учебы. К тому времени он поступил в Самарский институт. Одним словом, реальность проявила себя с довольно суровой стороны. Студент перебивался случайными заработками, большая часть которых уходила на оплату обучения в вузе. Как-то раз на глаза попалось объявление: «Открываются курсы подготовки мастеров по ремонту сотовых телефонов».
- Поначалу меня смутил адрес офиса, он располагался в квартире жилого дома, - рассказывает Костя. - Успокоило наличие компьютера и факса. Кроме того, в предложенном мне договоре пункт 1.5 гласил: «Администрация обязуется трудоустроить учащегося в течение 2 месяцев с момента успешной сдачи квалификационного экзамена». По нынешним временам - самое главное условие. Поэтому и я, и остальные ребята старательно, прилежно занимались, буквально ловили каждое слово преподавателя. Собственно, ничего другого нам не оставалось. Учились мы в одном из кабинетов нефтяного техникума, где не было ни плакатов, ни наглядных пособий. Графики, частоты, гармоники изображались на доске мелом. Обещали 36-часовую программу. Я потом подсчитал: за месяц набралось от силы 13 занятий. Три раза в неделю по два часа. Получается 26 часов. Подобного рода знания можно с тем же успехом взять из Интернета, причем бесплатно, не тратясь на дорожные расходы из одного конца города в противоположный.
Так-то оно так. Однако нередко весь смысл заключается в «корочках», дающих право на тот или иной род деятельности. В октябре курсанты сдали экзамены. Процесс аттестации занял час, не больше. Через несколько дней каждый получил свидетельство. В нем черным по белому написано: «... с 12 сентября по 10 октября 2003 года обучался в Орском филиале Оренбургского НОУ «Учебный центр».
Выпускник принялся ждать звонка по телефону - таким способом ему обещали сообщить место будущей работы. Месяц прошел - молчок. Второй пошел - аппарат вдруг ожил. Чей-то голос поинтересовался, во сколько обойдется ремонт партии мобильников с разбитыми дисплеями. Затем поступило конкретное предложение, но тут возникла «небольшая» закавыка: выставлялось требование иметь свое оборудование. По самым скромным прикидкам, оно стоит 100 тысяч рублей. Откуда у парня такие деньги?
Сегодня отпущенные договором сроки трудоустройства кончились. Чистяков поехал в нефтяной техникум, там ему объявили, что курсы перебрались в другое место. После чего и пришло письмо в редакцию. «Может, это учебное заведение занято лишь набиванием денег в свой карман нечестным путем?» - спрашивает его автор.
Новоиспеченный мастер беспокоился не зря. В бывшем Доме культуры «Серп и молот» действует совсем иной учебный центр. Возглавляет его не И. Савинков, чья фамилия красуется на пресловутом соглашении, а А. Брусенцов. Он прокомментировал создавшуюся ситуацию так:
- Чистяков у нас не обучался, поскольку мы открылись полтора месяца назад и никакого отношения к нему не имеем. А к пункту о гарантии найти работу - тем более. Ныне, учитывая обстановку в городе, такие обещания беспочвенны. Молодежи приходится особенно тяжко. Многие выпускники вузов вынуждены устраиваться в магазины рядовыми продавцами. Я сам мыкался, как неприкаянный, в течение трех лет, знаю, каково человеку в подобном случае, и считаю, что обманывать его, по меньшей мере, непорядочно.
Действительно, в бланках договора, подписываемого Брусенцовым, теперь строки другого содержания: «После успешного окончания курсов при условии отсутствия пропусков занятий администрация обязуется принимать участие в трудоустройстве учащегося в течение 3 месяцев по истечении срока обучения». Хотя яркие листки, расклеенные в людных местах, снова призывают: «Обучение плюс 100-процентное трудоустройство!» Фраза используется исключительно для привлечения внимания, объясняет директор. В данной связи уместно напомнить о существующем законодательстве, предусматривающем вполне конкретную ответственность за недостоверную рекламу. Впрочем, это прямая забота правоохранительных органов. А тем, кто только собирается быстро и без затей получить привлекательную профессию, следует внимательней относиться к выбору разного рода курсов.
Кстати, ремонт сотовых телефонов, по мнению сведущих людей, лишен перспектив. В Орске действует несколько компаний сотовой связи. Конкуренция между ними напрямую сказывается на тарифах предоставляемых услуг. Дешевеют и сами «трубки». Устранение их неисправностей, если не сегодня, то наверняка завтра явится невыгодным бизнесом.
Уже и Костя пришел к невеселому выводу, жалея о явно опрометчивом шаге, излишней доверчивости, выброшенных на ветер 2100 рублях плюс еще одной сотне за так называемый диплом. Лучше бы отдал деньги за учебу в институте, сетует он. Впрочем, в программе вуза тоже есть серьезные пробелы. Курс, раскрывающий суть разнообразных уловок, придуманных ловкачами с большой дороги, не помешал бы. Законы, принятые Госдумой, вовсе не безупречны. Как раз они-то и позволяют в мгновение ока исчезать целым предприятиям вместе с оборудованием и корпусами цехов, стоит лишь вовремя грамотно оформить бумаги. Учебный центр по сравнению с ними - мелочь. Правда, смотря с какой стороны на это взглянуть. Если принять во внимание, что, как правило, переучиваются люди, попавшие в переплет и испытывающие острые материальные затруднения, то и напрасно потерянные 2 тысячи рублей - сумма немалая. Порой ее, как говорится, наскребли у друзей и знакомых. Не исключено, с пропавшими деньгами исчезает последняя надежда поправить свои дела, выбраться из нужды. Но нечистым на руку дельцам вряд ли приходят в голову такие мысли. Нажива застит глаза, заставляет проявлять максимум изворотливости и изобретательности. Вовсе не исключено, что через некоторое время «Учебный центр» появится в ином качестве, придумав что-нибудь еще похлеще, под новым привлекательным названием. Он испарился, будто его не существовало. Вчера я позвонил в офис, где Костя подписал злополучный договор. На том конце провода ответили: «Это квартира, а учебный центр был здесь недолго и нечаянно. Не беспокойте нас».
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024