Цифровое поколение. Дети учатся – родители мучаются?
- Родительский калейдоскоп
- 16-12-2023
Современные технологии все прочнее закрепляются в нашей жизни. Взять то же образование, в которое внедряют всевозможные компьютерные программы и приложения. Одни поддерживают прогрессивную тенденцию, другие переживают за здоровье детей, ведь они и без того много времени посвящают планшетам и телефонам. Больше всех обеспокоены родители школьников. Они вынужденно вникают в тонкости цифровизации обучения. Об этом и поговорим.
Приближаются длинные новогодние выходные, которых с нетерпением ждут не только дети, но и родители. Порой перед каникулами в соцсетях появляются юмористические картинки, посвященные усталости взрослых от учебы детей. В шутках, как известно, есть доля правды. Ведь нам нередко приходится помогать школьникам выполнять домашние задания, причем не только в тетрадях, но и Интернете: на площадках вроде «Якласс» и «Учи.ру». Иногда это напоминает квест.
Сын знакомой учится в начальной школе. Недавно ей пришлось потратить массу времени на попытки зарегистрироваться на цифровой платформе, где нужно было выполнить домашнее задание. Зайти туда с телефона не получилось: то ли старенький гаджет не потянул, то ли система дала сбой, потому что пройти по ссылкам, предложенным учителем, не удалось. Компьютера под рукой не оказалось, потому что семья переезжает в новую квартиру и еще не разобрала вещи. Виртуального домашнего задания ребенок не выполнил, родители же потратили время и нервы.
– Почему детям дают задания именно в таком формате? – негодует мама школьника. – Не думаю, что только у нас возникают проблемы. У кого-то может отключиться свет или прерваться подключение к сети, у другого – сломаться техника. А представьте, каково большим семьям, в которых два или три школьника! Где на всех взять ноутбуки или планшеты, время, чтобы зарегистрироваться на образовательной платформе и проконтролировать выполнение задания?! То ли дело, когда школьник работает с учебниками и тетрадями. Не спорю, современные технологии нужны, но всего должно быть в меру, чтобы не создавать лишних сложностей там, где без них можно обойтись.
Беспокоит родителей и то, что дети слишком много времени посвящают компьютеру. Если еще и уроки делать в Интернете, то когда же школьники будут отрываться от экранов? Про зависимость от гаджетов, проблемы со зрением и осанкой тем более все знают. Так что сохранить баланс между офлайн- и онлайн-обучением важно, чтобы цифровое поколение, как некоторые называют современных детей, познавало не только виртуальный, но и реальный мир.
Традиционных заданий электронными не вытеснить
Есть ли необходимость в замене традиционных домашних заданий цифровыми и каким должно быть их соотношение? Эти вопросы мы адресовали начальнику отдела общего и дополнительного образования Управления образования городской администрации Денису Новикову.
По его словам, педагоги используют разрешенные для работы цифровые платформы, где дают задания, дополнительные к основным. Задания в электронном формате выполняются учащимися при наличии технических возможностей, то есть соответствующих компьютера или гаджета.
– Давать задания только с использованием электронных образовательных платформ или делать это каждый урок не рекомендуется, о чем мы периодически напоминаем директорам школ и их заместителям, – отмечает Денис Владимирович. – Руководство учебных заведений должно контролировать ситуацию при проверке электронных журналов, где просматривается вид домашнего задания. Специалисты Управления образования также проводят мониторинг электронных журналов. Если поступают обращения от родителей о чрезмерной компьютерной нагрузке детей, выясняем причину.
Забираете гаджет – предложите что-то взамен
Включение детей в цифровизацию неизбежно, поскольку они должны развиваться и уметь работать с информацией современными способами. Но в этом есть как плюсы, так и минусы, считает психолог Ольга Топоркова.
Цифровые технологии помогают получить быстрый доступ к нужной информации, ускоряя процесс познания, что можно отнести к плюсам технического прогресса, считает специалист. Кроме того, человек с ранних лет осваивает то, что пригодится в жизни: пользование всевозможными программами.
– А вот физическая активность у детей, проводящих много времени за компьютером, снижается. Это минус, – отмечает Ольга Игоревна. – Могут возникнуть проблемы с осанкой и зрением. Еще цифровой мир отодвигает на второй план важную для детей и подростков социализацию, ведь им нужно учиться выстраивать отношения с самыми разными людьми. Когда виртуальное общение заменяет реальное, коммуникативные навыки формируются недостаточно.
Если говорить о психических процессах, то больше развивается кратковременная память, чем долговременная. Не нужно стараться что-то запомнить, ведь в любой момент можно обратиться к источнику информации.
Когда к Ольге Топорковой приходят на консультацию по поводу зависимости школьников от гаджетов, она рекомендует с умом ограничивать время за компьютером или планшетом. Если родители чего-то лишают, то должны предложить что-то взамен, а не просто отобрать телефон и отправить на улицу. Нужно заполнить время, которое ребенок проводил у экрана: записать в кружки или придумать совместное занятие – спорт, кино и прочее.
– Если же вы хотите, чтобы сын или дочь общались со сверстниками в реальности, то помогите им найти общее дело, – советует психолог. – Не раз видела, как дети, собравшись во дворе, сидят на скамейке, уткнувшись в телефоны. Их нужно направлять.
Береги глаза смолоду!
Сохранение здоровья ребенка должно волновать не только родителей, но и школу, считает офтальмолог детской городской больницы Анастасия Радченко, поэтому нужно внимательно относиться к ежедневной нагрузке на глаза.
Одно из самых распространенных заболеваний – миопия, или близорукость – молодеет, говорит врач. Если раньше на первичный прием приводили в основном детей 11 – 12 лет, то сейчас – учащихся начальных классов. Основную роль играет наследственность, то есть предрасположенность. Чрезмерная нагрузка на глаза из-за долгого контакта с компьютером и телефоном усугубляет ситуацию.
– Бесконтрольной нагрузки быть не должно, – уверяет специалист. – Нужно учитывать и то, что ребенок выполняет в школе, и домашнюю работу. Педагогам следует ограничивать объем электронных заданий. Считаю, что регламентировать процесс должны вышестоящие органы. Это неправильно, когда дети проводят за уроками, в частности за компьютером, слишком много времени. В конце концов, есть рекомендации специалистов. В соответствии с ними для школьников допустимо проводить за компьютером от 90 до 240 минут в день согласно возрасту. Во всем нужна мера!
Чтобы помогать глазам справляться с нагрузкой, Анастасия Витальевна порекомендовала простые упражнения, выполнить которые сможет даже ученик младших классов.
На оконное стекло нужно наклеить какой-нибудь маленький стикер, например в виде бабочки, и, стоя у окна, смотреть то на него, то на объект вдали, например дом. Выполните упражнение от 5 до 30 раз.
Другой вариант – движение глазных яблок вверх, вниз, вправо, влево, по часовой и против часовой стрелки.
Материалы по теме
Обсудить материал
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Авторизация:
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024