Что такое верея и для чего воротам двускатная крыша. Переселенцы из разных регионов страны везли в Орск свои традиции
- Город
- 28-01-2024
Николай Гоголь однажды сказал, что «архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания». В Орске достаточно пройти по некоторым улицам, чтобы понять это. В свое время переселенцы, которые приезжали в наш город из разных уголков страны и оседали здесь, привнесли в его колорит особую красоту, а также немного хитростей. О них «ОХ» расскажет в традиционной рубрике.
Есть в Орске место, где по-настоящему отдыхает душа. Это Старый город. Тут тебе и купеческие здания из дореволюционного кирпича, и дома уже советской постройки с резными наличниками, фасадами и даже заборами. В них особая прелесть. Откуда она? Оказывается, от переселенцев.
В одном из выпусков «Города в деталях» мы писали о резных наличниках, которые пока еще можно встретить на орских улицах. Опять же преимущественно в Старом городе и частично в некоторых орских поселках, которые застраивались в послевоенное время. Правда, уже в единичных экземплярах. Увы, таких сооружений с каждым годом все меньше. Новым владельцам проще перекроить здание целиком, полностью осовременив фасад и искоренив уникальность. Кто-то перестраивает дома, но при этом оставляет определенные детали, к примеру ворота, которые прежде вместе с жилым строением составляли колоритный и гармоничный ансамбль. Люди считают, что так проще: закрыл лицевую часть здания сайдингом – и не надо красить ту же обналичку, как ее называют в Новгородской области, поскольку порой уж слишком мелок орнамент. Вот только забывают о главном. А оно, как говорил ведущий архитектор нашей страны Иван Жолтовский, состоит в том, что «сооружение должно быть внушительным в своей красоте и абсолютно гармоничным. Гармония – вот что лежит в основе всех видов искусства на всем протяжении человеческой истории».
На старогородских улицах Коммунаров, Орджоникидзе, Пионерской еще сохранились практически целостные ансамбли – дома с резной отделкой и заборы под стать жилью. Кое-где владельцы постарались и сберегли даже цветовую гамму. А это та самая гармония.
– К деревянному зодчеству можно отнести, скорее, дома и как раз таки полноценные ансамбли, а не отдельные элементы, – говорит оренбургский краевед Татьяна Дорофеева. – Что касается заборов и ворот, то возводили их в разных стилях. Как и жилье. Причем резьба в каждом регионе была своя, с особенными элементами.
– На улице 9 Января в Орске есть дом, где забор построен, скорее всего, в русском стиле, с небольшой крышей. По всей вероятности, он частично обновлен не так давно собственниками, которые оставили прежний необычный навес. Для чего делали подобные? – интересуется «ОХ».
– Такие крыши сверху защищали деревянные ворота и его железные конструкции от дождей и сырости, – отвечает собеседница. – Хотя в Оренбуржье особой надобности в этом не было. У нас климат другой, нежели в других областях страны. К примеру, в Пензенской области только так и строили, полностью убирали ворота под навесы, поскольку там лето совсем другое, дожди идут постоянно. Но! К нам перебирались переселенцы из разных регионов, отсюда такое разнообразие и порой смешение стилей. Люди попросту везли на новое место жительства свои традиции.
К слову, есть еще одна версия, для чего делали навесы над воротами. Согласно ей под такой крышей любой человек в непогоду мог укрыться от проливного дождя. Но, скорее всего, это лишь предположение.
Забор, или, как его называли раньше, заплот, обозначал на Руси конструкцию, которая состояла из столбов, врытых землю, горизонтально закрепленных жердей и вертикально установленных досок или бревен.
Конструкция ворот, состоявшая из трех или четырех бревенчатых столбов, сверху которой устанавливалась двускатная крыша (ее называли обвершкой), защищавшая их от дождя и снега, относилась к сибирскому деревянному зодчеству (так называемый русский стиль). В этом уверены специалисты. Ворота запирались изнутри на тяжелый засов, который удерживал створки от тряски при сильном ветре. Полотнища самих ворот чаще всего не обрабатывались. Устроенные из хороших тесин с диагональной или треугольной расшивкой, они не нуждались в дополнительных украшениях. Подобные часто можно встретить и в Рязанской области.
К русскому стилю также относятся заборы без двускатных крыш. В Орске подобные пока еще встречаются. К примеру, на улице Коммунаров. Они состоят из основных конструкций. К ним относятся верея – столбы (четыре, три или две в зависимости от полноты воротного ансамбля), вкопанные в землю и служащие основой ворот, а также охлябина – перемычка между вереями вверху, которая держит верхние части верей и не позволяет им расходиться между собой. Декоративные решения в оформлении подобных ворот разнообразны. В некоторых случаях вереи обрабатывают рельефной резьбой геометрического орнамента в крупных элементах.
Иван Владиславович Жолтовский (1867 – 1959) – ведущий архитектор Российской империи, советский архитектор. Начав работу в период зарождения стиля модерн в девяностых годах XIX века, Жолтовский дожил до начала эпохи крупнопанельного домостроения 1950-х и сам принимал участие в создании первых таких зданий. Один из его реализованных в 1954 году проектов – это орская школа № 1 имени Макаренко. По этому проекту также были построены еще два общеобразовательных учреждения в Харькове и Москве.
Фото автора
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024