РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Проблемы воспитания: кто в ответе?

В управлении соцзащиты Октябрьского района хорошей традицией стало сотрудничество с социальными педагогами школ района. О проделанной совместной работе, проблемах и планах на будущее идет разговор на традиционных «круглых столах», которые проводятся ежеквартально. Последний «круглый стол» был посвящен вопросам ответственности родителей за воспитание детей. Кроме социальных педагогов, в его работе приняли участие ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Октябрьского района Т. Рыженко, начальник подразделения по делам несовершеннолетних ОВД Октябрьского района М. Сотникова, председатель городского совета женщин В. Афанасьева.Е. Шадрова, социальный педагог общеобразовательной школы № 2:
– Каждый год мы составляем социальный паспорт школы, где отражены перспективы работы с детьми, подростками из группы социального риска. Эта работа ведется совместно с управлением соцзащиты района. Два года назад мы, социальные педагоги, помогали создавать банк данных в УСЗН, а теперь часто сами прибегаем к помощи специалистов управления, формирующих этот банк, поскольку находим там много нужной и полезной информации. Получаемые сведения весьма ценны для работы с одинокими матерями, так как государственная помощь этой категории населения крайне неудовлетворительна, а матерей-одиночек очень много. Проблему усугубляет то, что зачастую такие семьи являются многодетными, материально плохо обеспеченными, а матери не работают, пьют, ведут аморальный образ жизни.
Семьи, в которых никогда не было папы, - тревожный симптом болезненного состояния нашего общества. Причем количество таких семей заметно увеличивается.
Мы работаем непосредственно с семьями и видим, что в огромном количестве случаев даже в полных семьях отцы самоустранились от воспитания детей и проблем семьи. Женщины не в силах в одиночку решить многие сложные вопросы. И получается, что проблемы воспитания детей полностью перекладываются на школу. Приходится констатировать, что за последние годы религиозные основы брака утратили свое значение, появилось много так называемых гражданских браков, что привело к забвению народных традиций, подорвало семейные устои. Дети не хотят заботиться о престарелых родителях, родители бросают детей, не занимаются их воспитанием. Поэтому сейчас очень остро стоит проблема безнадзорных и беспризорных детей, а помещать их некуда. Действующие детские дома и реабилитационные центры не могут вместить всех детей, которые остались практически на улице или не имеют должного присмотра. Город нуждается еще в одном детском доме, интернате, социальной гостинице, приюте.
В. Афанасьева, председатель городского комитета женщин:
– Наша общественная организация существует 15 лет, за это время накоплен значительный опыт работы с семьей, налажено эффективное и постоянное сотрудничество с социальными службами, в частности, с УСЗН Октябрьского района. Наша главная задача - обратить внимание властей всех уровней на проблему фактического разрушения семейных устоев. На мой взгляд, начинать укреплять семью, ячейку общества, надо не с того, чтобы нищим раздавать малую толику, что не поможет им встать крепко на ноги. Начинать надо с законодательства. Я уверена, что решение основных проблем заключается в хорошо продуманной правовой базе.
Еще один очень важный фактор, влияющий на развитие общества, на национальные и семейные традиции и сохранение традиционной семьи, - это участие женщины в законотворчестве. У нас, к сожалению, общественные объединения по большей части занимаются организацией увеселительных мероприятий, хотя сегодня есть потребность в созидательной направленности работы, позволяющей выявлять проблемы и помогать власти их решать.
Я согласна с соцпедагогом школы № 2 в том, что одинокая мать – это огромная проблема для государства. В нашей стране 50 миллионов семей, 10 миллионов из них - семьи, в которых детей воспитывает одна мать. И это зачастую является благодатной почвой для совершения преступлений. В России более миллиона осужденных, из них 13 тысяч – в возрасте до 20 лет. Наша страна занимает первое место в мире по относительному количеству заключенных. В такой ситуации бездействовать нельзя, и я предлагаю участникам «круглого стола» выработать свои предложения и направить их для рассмотрения в Государственную Думу. И еще хочу предложить по итогам года определить образцовую многодетную семью и наградить ее, опыт воспитания детей сделать достоянием гласности.
Т. Рыженко, ответственный секретарь КДН Октябрьского района:
– От того, как будет решаться проблема, которую мы обсуждаем, зависит будущее нашего государства. А ситуация на данный момент просто критическая. Если дети сами просятся в детские дома, подальше от родной матери, а такие случаи, к сожалению, есть, то это должно вызывать не просто тревогу. Это должно побудить нас к активным действиям. Правильно сегодня говорили: одинокая мать – страшное явление нашей жизни. Оно ведет к тому, что девочки повторяют судьбы своих матерей. Убеждена в том, что женщин, особенно одиноких, нужно привлекать к работе различных клубов, общественных организаций. Но для этого об их существовании нужно знать. И пусть простят меня социальные педагоги, но пока они недостаточно хорошо знают семьи, их нужды. Хотела бы поспорить и с утверждением уважаемой Елены Константиновны Шадровой о необходимости увеличивать количество государственных учреждений для детей. Правительство, президент ставят перед нами совершенно другую задачу в решении проблемы безнадзорных и беспризорных детей. Нужно уходить от «казенного» воспитания и создавать институт приемной семьи. Вот куда нужно вкладывать средства, которые должны быть заложены в бюджет.
Важным условием успеха нашей совместной работы является полное взаимодействие. Как пример для подражания хочу отметить работу социального педагога школы № 15 Людмилы Георгиевны Мухиной. Она борется за каждого ребенка, чтобы он ходил в школу, был одет и сыт, сотрудничает со всеми учреждениями и организациями, которые работают с семьями и детьми.
М. Сотникова, начальник ЦДН ОВД Октябрьского района:
– В одном из выступлений прозвучало, что законодательство не позволяет влиять на родителей. Это не соответствует действительности. Нужно и можно применять меры к родителям, если они этого заслуживают. Административное законодательство, например, предусматривает наказание за уклонение от воспитания, есть механизм лишения родительских прав за злостное уклонение от воспитания или моральное, физическое насилие над ребенком, предусмотрена и уголовная ответственность. Однако такое решение проблемы необходимого результата не даст. У нас, как и в медицине, важен не процесс лечения болезни, а профилактика. А именно этот этап в работе с детьми и подростками наиболее слабый. Ведь начальная школа дает нам весь «социальный брак». Мы должны работать с семьей, держать в поле зрения все неблагополучные, иметь информацию о семьях, в которых появилась тенденция к изменению морально-психологического климата. Наказание должно быть только в исключительных случаях. Необходимо расширять институт общественного воздействия, принимать меры на начальном этапе. И очень важно показать общественности через средства массовой информации хорошие семьи, популяризировать их семейные традиции. Это тем более необходимо потому, что в нашем быту существует такое страшное явление, как жестокое обращение с женщиной в семье. А такие примеры плохо влияют на детей.
Л. Мухина, социальный педагог школы № 15:
– Современные родители многого не знают о своих детях. И порой очень ошибаются в качестве воспитания, принимая за эталон не те критерии. Одни следят только за тем, чтобы дети были сыты и одеты, другие слишком строги со своими детьми, в иных семьях господствует излишняя демократичность. В хорошей, здоровой семье всего должно быть понемногу: и доверие, и спрос, и самостоятельность ребенка, и отчетность перед родителями. А главное – взаимное уважение. И в каждой семье в качестве настольной книги должен быть Семейный кодекс.
В нашей школе ведется предметная и адресная работа с родителями. Мы стараемся знать о семьях как можно больше и чаще бывать в тех, которые нуждаются в поддержке. Большое спасибо хочу сказать Федорову и специалистам управления за тесное сотрудничество и понимание наших проблем. Благодаря нашему сотрудничеству в текущем году удалось решить проблемы нескольких семей. Благодарю за помощь комиссии по делам несовершеннолетних, милицию, без их поддержки работать было бы труднее.
Я поддерживаю идею создания клубов для пап и мам, в них семьи смогут поделиться опытом, предостеречь друг друга от ошибок, сдружиться и просто помочь друг другу.
В. Федоров, начальник УСЗН:
– Разговор сегодня получился интересный и полезный. Не требует доказательств утверждение о том, что с неблагополучными детьми надо работать, применяя и накопленный опыт, и творческий подход к делу. Но главное – межведомственный продуманный подход к решению проблем воспитания подростков и повышение ответственности родителей за воспитание детей. Эта тема получает отражение во всех наших встречах. На одном из «круглых столов» мы решили провести смотр-конкурс на лучшую школу или иное учреждение района, которые прилагают усилия для привлечения детей и подростков к участию в мероприятиях и во внеклассной работе. Положение смотра-конкурса разработано, и в первом квартале 2004 года мы подведем итоги на очередной встрече. В начале года организуем еще один конкурс на звание «Лучший социальный педагог». Прекрасная идея – определить образцовую многодетную семью. Хочется, чтобы в городских СМИ было больше положительных примеров, ведь они очень благотворно влияют на сознание и вселяют уверенность в том, что трудности семейного воспитания можно преодолеть.

Материалы по теме

Проблемы воспитания: кто в ответе?

В управлении соцзащиты Октябрьского района хорошей традицией стало сотрудничество с социальными педагогами школ района. О проделанной совместной работе, проблемах и планах на будущее идет разговор на традиционных «круглых столах», которые проводятся ежеквартально. Последний «круглый стол» был посвящен вопросам ответственности родителей за воспитание детей. Кроме социальных педагогов, в его работе...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.