РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Могила в кредит, или сколько стоит метр кладбища?

“Продается могила улучшенной планировки, в центре кладбища, с удобствами. Дорого”, - вертелось в голове после услышанной адвокатской истории о том, как трест спецобслуживания населения продал орчанке могилу, да еще в кредит. Ситуация, можно сказать, трагикомическая.Cуд да дело...
Как говорится, хорошо не жили, нечего и начинать. После развода бывший муж Ольги Федосеевны вспоминал о существовании сына раз в месяц, когда платил 100 рублей алиментов. Сама Ольга Федосеевна Выдрина уже давно нигде не работала, семья жила на небольшую пенсию матери. С годами семейству удалось накопить лишь долги по квартплате. За неуплату им отключили газ, электричество. И вроде бы можно было жить дальше, поскольку квартира все еще отапливалась, а пенсионных денег хватало на хлеб. Но в конце октября у Ольги Федосеевны умерла мать, а с ее смертью иссяк и единственный источник дохода семьи. Несмотря на нужду, Выдрина решила похоронить покойницу “по-людски”, а не как “безродную”. Надеялась, что у нее хватит средств, чтобы исполнить последнее желание матери, да не тут-то было…
Рано утром сын вместе с другом поехали в трест спецобслуживания населения за пропуском на кладбище и разрешением на самостоятельную копку могилы, но в конторе им отказали, сославшись на запрет выкапывания могил собственными силами. После рассказа о крайне тяжелом материальном состоянии семьи умершей работники треста все же “вошли в положение”, предложив заключить договор купли-продажи могилы в кредит, по которому “покупатель” обязуется заплатить за “товар” и оформление документов 1122 рубля в течение 10 дней. В случае неуплаты в указанный срок в договоре предусматривалась пеня – 1% от суммы за каждый просроченный день. Друзья уехали ни с чем. Выдрина же поспешила в трест и ради пропуска на кладбище подписала спорный договор. Исполняя последнее желание покойной, могилу выкопали рядом с могилой бабушки Ольги Федосеевны. Потом были похороны, поминки в узком кругу родственников - в общем, все как у людей. Но на этом похоронная эпопея не закончилась: странный договор, как камень, тянул на дно. Выдрина понимала, что не сможет вернуть “кредит” ни через десять дней, ни через месяцы. Единственным выходом из создавшейся ситуации мог стать суд. Женщина обратилась в коллегию адвокатов “Правовая помощь”, и правозащитники совершенно бесплатно помогли ей составить иск, а потом защищали ее в суде.
В своем исковом заявлении истица потребовала признать договор купли-продажи недействительным, поскольку в качестве “товара” продавалась не какая-нибудь вещь, а выкопанная яма на территории кладбища. Более того, могилу выкопали на месте, где в 1992 году уже было произведено захоронение.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал, пояснив, что трест спецобслуживания оказывает ритуальные услуги населению, а значит, получить пропуск на кладбище и отвести участок для захоронения может только трест. Поскольку у Выдриной не было средств для оплаты услуги – копания могилы - речь зашла о кредите. Услуга в кредит оказывалась впервые, поэтому при оформлении договора были допущены юридические ошибки, то есть вместо договора предоставления услуг в кредит работники треста оформили договор купли-продажи товара в кредит.
Отвечая на вопросы, представитель ответчика, похоже, запутался в том, что правда, а что ложь, подтвердив, что место на кладбище и пропуск выдаются бесплатно. И принуждать к заключению договора работники треста не могли, однако выкапывание могилы собственными силами нежелательно, поскольку неумелые граждане могут повредить подземные коммуникации, расположенные рядом памятники, оградки. Но если бы истица настояла, то непременно получила разрешение на рытье могилы самостоятельно. В суде также было высказано предположение, что могила – это не что иное, как сооружение, поэтому купля-продажа в данном случае вполне уместна.
Суд, выслушав обе стороны, признал договор купли-продажи могилы недействительным, поскольку продавать земельный участок вправе собственник либо его представитель. Ответчик же не предоставил доказательств того, что он является собственником земельного участка, на котором была выкопана могила. Да и по форме документ не соответствовал требованиям договора купли-продажи земельного участка: нет характеристики участка, данных о его местонахождении, регистрации государственного органа.
Кроме того, приемщик заказов Н. Башарина призналась, что трест никогда не разрешает самостоятельно копать могилы. Это установка руководства и запрет, установленный, по ее мнению, законом. Но в том-то и дело, что действующее законодательство РФ не запрещает самостоятельного копания могил на отведенном земельном участке. И у судьи были все основания полагать, что эта услуга была навязана.
По решению суда с треста будут взысканы 300 рублей в пользу коллегии адвокатов, а Ольге Федосеевне вернут госпошлину – 10 рублей.
Белые пятна
По всей видимости, похоронное дело – это еще одно белое пятно в действующем законодательстве. Государство предоставляет каждому гражданину определенные гарантии, но на деле все происходит иначе.
По телефону мы связались с управляющим трестом спецобслуживания В. Пискуновым, который пояснил, что вся деятельность ТСОН регулируется Федеральным законом № 8 «О погребении и похоронном деле». По его словам, ошибка треста заключается только в том, что был неправильно оформлен договор. Действительно, трест оказывает полный комплекс услуг по погребению усопших, и даже специально организована «горячая линия». Нельзя не отметить тот факт, что во время перехода к рыночным отношениям ответом на постоянный спрос стал рост количества частных фирм, занимающихся похоронным сервисом, муниципальные предприятия начали оказывать платные услуги. Так или иначе, в законе, на который ссылался управляющий МУП ТСОН, помимо того, что погребением должна заниматься специализированная служба, определены и госгарантии. В первую очередь, хочется отметить тот пункт закона, в котором говорится, что в полной мере должны осуществляться действия по достойному отношению к телу умершего. Статья № 9 как раз и определяет перечень по погребению. Согласно закону каждому гражданину, законному представителю умершего, гарантируются бесплатное оформление документов, изготовление и доставка гроба, а также предметов, необходимых для погребения, доставка тела умершего на кладбище и, собственно, захоронение. Все это как раз и должна делать специализированная служба, которая местной и федеральной властью согласно законодательству наделяется возвратными оборотными средствами. Говоря проще, после захоронения трест должен получить денежную компенсацию в полном соответствии со стоимостью услуг из бюджетов разных уровней, Пенсионного фонда и фонда социального страхования. Но, как выясняется, все гладко только на бумаге. Ситуация напоминает конфликт в сфере автоперевозок. Вроде и должны маршрутные автобусы перевозить льготников, да только работать себе в убыток не хочет ни один предприниматель. Выпадающий доход должен компенсироваться за счет бюджета, но там хронически не хватает средств. Остаются только два варианта: либо льготы не предоставлять, и пусть инвалиды и ветераны от этого страдают, либо выбивать свои деньги в суде. Но судиться-то придется с реальной властью, которая может ненароком и вовсе маршрут закрыть. Так что решение вполне очевидно.
Государство предоставляет пособие на погребение. Однако его размер крайне мал. В Пенсионном фонде Ленинского района корреспонденту «ОХ» сообщили, что пособие на умершего пенсионера составляет всего 1150 рублей, в то время как копание могилы, по расценкам ТСОН, гораздо дороже, а ведь нужно еще изготовить гроб, довезти покойного на кладбище да потом и поминки справить. Вот и получается очередная неработающая модель закона. Когда мы обращались в регистратуру треста, по всем вопросам оказания бесплатных услуг нас отправили прямиком к управляющему. И, как видно из описанной истории, бесплатно не делается ровным счетов ничего. Можно представить себе такую ситуацию. Пожилая чета пенсионеров, у которых нет родственников. Один из супругов умирает. Как достойно похоронить любимого человека, с которым прожил всю жизнь, если затраты на похороны сравнимы с затратами на свадьбу? Остается только один вариант - похоронить бесплатно как безродного. Умершего в казенном гробу захоронят в общей траншее. Можно ли назвать такое отношение к телу покойного достойным? Вряд ли.

О. ДЯДЮРА.
К. САЗОНОВ.

Материалы по теме

Могила в кредит, или сколько стоит метр кладбища?

“Продается могила улучшенной планировки, в центре кладбища, с удобствами. Дорого”, - вертелось в голове после услышанной адвокатской истории о том, как трест спецобслуживания населения продал орчанке могилу, да еще в кредит. Ситуация, можно сказать, трагикомическая.Cуд да дело... Как говорится, хорошо не жили, нечего и начинать. После развода бывший муж Ольги Федосеевны...

Ущерб компенсируют

Вопрос денежной компенсации вкладчикам, пострадавшим от деятельности финансовых пирамид, не может не волновать граждан. Это не удивительно: проблема коснулась практически каждой семьи.Минувший год подарил людям надежду, что государство все же компенсирует нанесенный ущерб. Лед тронулся, деньги, как известно, начали возвращать девяти социально не защищенным категориям граждан. Свои кровные получили инвалиды,...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.