РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Нравственная ошибка

Отношения между пациентом и врачом – чаще всего трепетные, и доверительные, но порой перерастают в противоречивые. Заболев, мы отдаем самое дорогое, что у нас есть, - здоровье, жизнь - в руки людей в белых халатах. Слова банальные, избитые, но, как ни крути, верные. А поэтому очень часто бывает так, что слепая вера внезапно сменяется недоверием, а надежда – разочарованием. На вопрос: “Кто прав, а кто виноват?” в ситуации, когда у больного возникает конфликт с врачом, ответить очень трудно, а правду найти бывает еще труднее.В истории, о которой пойдет речь, точка будет поставлена не скоро. Сразу оговоримся, что случай, происшедший в одной из больниц города, - типичный и именно по этой причине ценный. На примере непростых, но так часто встречающихся отношений между врачом и пациентом мы попытаемся разобраться в тонком пласте врачебной этики и, не стоит удивляться, этике поведения пациента; готовности каждой из сторон к взаимопониманию и взаимодействию на нелегком пути лечения, которое, увы, по разным причинам не всегда приводит к выздоровлению.
Старая обида
Светлана Михайловна Ш. пришла в редакцию поделиться, что называется, наболевшим. Наболевшего у этой женщины оказалось много как в прямом, так и переносном смысле слова. Толстенная лечебная карточка, длительные больничные листы, наконец, третья группа инвалидности. С врачом, который доставил ей столько неприятностей, переживаний, душевной боли, Светлана Михайловна встретилась год назад. Именно тогда ее в очередной раз положили на лечение в стационар терапевтического отделения городской больницы № 3. Сразу оговоримся, что называть диагноз нашей героини не будем, поскольку это врачебная тайна. Но, по словам Светланы Михайловны, первое знакомство с врачом терапевтического отделения А. ничего хорошего ей не принесло. Он долго тянул и не назначал препарат, необходимый по медицинским показаниям. На все ее просьбы поскорее определиться с назначением, он отвечал, что сам знает, когда и что назначать. Почему доктор выжидал, Светлана Михайловна понять не могла, но чувствовала себя с каждым днем все хуже. Подобное положение дел длилось до тех пор, пока однажды ей не стало плохо.
- Медицинский персонал отмечал в тот день какой-то праздник, и мне пришлось поднять заведующего отделением прямо из-за праздничного стола. Потребовала, чтобы пригласили главного врача больницы. Поймите меня правильно, я просто испугалась, у меня началась истерика, - рассказывает Светлана Михайловна.
Лишь после этого случая больная была обследована соответствующим специалистом, ей все-таки было предписано употребление препарата, о котором она так долго просила лечащего врача. Эта история и положила начало конфликту, который разыгрался в следующее посещение Ш. стационара горбольницы № 3. Так получилось, что она снова попала в палату к доктору А. Неприязнь со стороны терапевта проявилась буквально при первом обходе. Нарочитое невнимание, открытое игнорирование обеспокоили Светлану Михайловну. “Он меня запомнил с прошлого раза, а теперь вымещает свою злобу”, - думала она, пытаясь вначале все же найти с А. общий язык.
Однако время шло, а коренным образом ничего не менялось. Трепетно относящаяся к своему здоровью Ш. обращалась к врачу с многочисленными вопросами, на которые тот либо отвечал не очень охотно, либо вовсе не отвечал. Конфликт, что называется, зрел. Своего апогея он достиг в день, когда предполагалась выписка Светланы Михайловны.
- Доктор заранее сказал о том, что меня выписывают. Но последние анализы были не очень хорошие, поэтому я спросила, ознакомился ли он с ними. Врач сказал, что нет, - рассказывала Ш.
Женщина стала ждать, пока врач посмотрит результаты анализов и решит, выписывать ее или продолжать лечение. Час тянулся за часом, а доктор все не появлялся. Тогда Ш. сама сходила в лабораторию, забрала анализы и пошла к нему. Нервы были на пределе. Подойдя к кабинету, она решила окончательно выяснить, выписывают ее или нет, поскольку в коридоре ждал муж, но врач захлопнул дверь перед ее носом. Тогда-то все и началось. Крики, ругань, взаимные обвинения. В результате Светлану Михайловну выписали из больницы по причине нарушения больничного режима, а она, в свою очередь, отправила жалобу в управление здравоохранения горадминистрации, в которой обвинила врача в грубости, и поспешила в редакцию.
В надежде разобраться в сложившейся ситуации, мы отправились в городскую больницу № 3.
Врач А. согласился с нами встретиться, чтобы ответить на интересующие нас вопросы.
- Конфликт с пациенткой, о которой вы спрашиваете, действительно имел место. Она была выписана за нарушение больничного режима, а если говорить конкретнее, то за отсутствие в отделении в течение почти двух суток. Время возвращения Ш. в больницу зафиксировано в соответствующих журналах. Конфликтная ситуация созревала на почве того, что Светлана Михайловна вмешивалась в лечебный процесс. Постоянно просила назначить ей какие-то препараты, которые были у нее на руках, но необходимости в которых я не видел, - рассказывает А. - Жалобы на то, что я когда-то не назначил ей необходимый препарат, тоже считаю необоснованными, потому что характер ее болезни предполагает клиническое наблюдение. Когда необходимость в этом действительно возникла, был приглашен специалист, который и назначил ей нужный препарат. Я уже не говорю о тех оскорблениях, которые она мне нанесла, и свидетелями которых стали как пациенты, так и медперсонал.
Как удалось выяснить в ходе административного разбирательства в ответ на жалобу Светланы Михайловны заместителю главного врача, в действиях А. не было обнаружено никаких нарушений.
Как ни лечи, все равно виноваты врачи?
Что ж, ситуация крайне запутанная и сложная. Обвинения в том, что Ш. отсутствовала в отделении в течение двух суток, Светлана Михайловна называет ложными. Говорит о том, что отпрашивалась у врача для получения пенсии и, уйдя утром, вернулась обратно вечером того же дня. Со слов Ш., данный факт могут подтвердить пациенты, лежавшие с ней в одной палате. Но как быть со свидетелями со стороны врача? Разобраться в том, кто говорит неправду, практически невозможно. Но почему такие случаи в наших больницах являются отнюдь не редкими? Почему и пациенты, и врачи позволяют себе быть грубыми друг с другом? Кто виноват в том, что порой даже самый хороший врач не вызывает доверия у больного?
- Знаете, в наши дни сложилось так, что врачи принимают на себя удар пациентов даже в тех случаях, когда они не виноваты, - говорит заместитель главврача по медицинской части городской больницы № 3 М. Лагерь. - Ведь сколько недовольств, упреков приходится слышать от больных, которым не выдают в аптеках выписанные на льготных условиях лекарства. А чем тут врач виноват? Сколько конфликтов возникает из-за того, что почти каждый больной сам себе доктор… Они с завидным упорством требуют назначения того или иного медицинского препарата, который, по их мнению, обязательно должен помочь. И если доктор отказывает, значит, он плохой, не хочет его лечить. А пациент при этом даже не задумывается, что это лекарство ему не только ничем не поможет, но и может навредить. Порой больные настаивают на том обследовании, которое им по диагнозу не показано. Мы предлагаем сделать это за дополнительную плату, разумеется, возникают обиды.
На сегодня штат врачей в горбольнице № 3 укомплектован на 38%. Чтобы она полноценно функционировала, необходимы, по крайней мере, еще 15-17 докторов. Но надежды на то, что их удастся найти, практически никакой. Средняя зарплата молодого специалиста составляет 1600 руб. Именно поэтому, по статистике, третья часть выпускников медицинских вузов забрасывает полученные дипломы подальше, а если и переступает порог больницы, то только в качестве пациентов.
Трудно не согласиться с тем, что врач не должен бегать по различным социальным ведомствам с намерением “пристроить” очередного бездомного или одинокого больного, который находится в стационаре и занимает место лишь потому, что ему некуда пойти. А между тем и эта обязанность возложена на врача.
Думается, требовать внимания от участкового доктора, которому на общение с больным в ходе приема отводится лишь 12 минут, крайне трудно. А порой случается так, что один врач работает на нескольких участках. Сейчас, когда идет всплеск простудных заболеваний и много вызовов на дом, случается, что врач физически не успевает обойти все адреса за один день. А это опять обиды и жалобы.
Мы говорим: “Доверие к врачам упало”. А не является ли это результатом острой нехватки финансирования здравоохранения?
Разумеется, существует этика поведения врача, и он обязан ей следовать, несмотря ни на что. А как быть с этикой поведения пациента? Существует ли она? Должен ли больной ее придерживаться? Наверное, да. Вероятно, он должен выполнять рекомендации, которые дает врач при выписке, чтобы потом не возвращаться с обвинениями в плохом лечении. Наверное, он должен спуститься и открыть дверь подъезда, если сделал вызов на дом, чтобы после, когда врач, не сумев взять металлическую дверь приступом, не появился у него, не поносить доктора на чем свет стоит.
Конечно, никакие трудности не могут оправдать грубость и невнимание со стороны врача: ведь мы так хотим ему верить, он наша надежда, иногда последняя. А если грубость и невнимание - это не причина, а следствие?
В истории описанного конфликта можно понять и принять боль, обиду обеих сторон. Доводы и обвинения каждой вполне правомерны. К счастью, не было врачебной ошибки, но, к сожалению, видим ошибку нравственную. От взаимных унижений и оскорблений ни врача, ни пациента защитить не может никто. Остается только надеяться, что конфликт будет улажен с минимальными потерями.

Материалы по теме

Нравственная ошибка

Отношения между пациентом и врачом – чаще всего трепетные, и доверительные, но порой перерастают в противоречивые. Заболев, мы отдаем самое дорогое, что у нас есть, - здоровье, жизнь - в руки людей в белых халатах. Слова банальные, избитые, но, как ни крути, верные. А поэтому очень часто бывает так, что...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.