РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

История, которую можно было бы изменить

История, которую можно было бы изменить История, которую можно было бы изменить История, которую можно было бы изменить

В Орске было немало предприятий, многие из них эвакуировали к нам в годы Великой Отечественной войны. Часть выполняла оборонные заказы. Другие своей продукцией славились на всю страну. К сожалению, сейчас некоторые канули в Лету, другие работают не на полную мощность. Тем не менее Орск – город трудовой славы и трудовой доблести. А мы начинаем цикл публикаций о предприятиях, которые когда-то прославили наш город и были известны далеко за его пределами.

От колбасного завода – к мясокомбинату

История Орского мясокомбината – одного из первых в СССР предприятий по промышленной переработке мяса – отсчитывается с 1938 года. 

Сначала он состоял из колбасного завода, завода технических фабрикатов, убойного и холодильного цехов. В 1941 году также был запущен консервный завод. Из-за недостаточного снабжения сырьем годовой план выработки мяса удалось выполнить всего на 73 процента. В 1942-м Орский мясокомбинат выпустил продукции на 43,5 миллиона рублей при плане в 32,7 миллиона. На 16 процентов перевыполнили план по производству колбас, на 38 – по консервам, на 48 – по пищевым концентратам (гороховый суп-пюре пошел в массовое производство). Появилась и совершенно новая продукция – армейская пшеничная каша. 

Работа коллектива Орского мясокомбината в 1943 году была высоко отмечена Наркоматом мясной и молочной промышленности СССР и ВЦСПС. По итогам марта, апреля, октября, ноября и декабря предприятию была присуждена высокая награда – переходящее Красное Знамя Комитета обороны. За выпуск фронтовой продукции, освоение новых производств и перевыполнение плановых заданий коллектив мясокомбината получил от наркома пищевой промышленности СССР Анастаса Микояна высшую правительственную телеграмму следующего содержания: «Удовлетворением отмечаю успешное выполнение полугодового плана по всем показателям. Выражаю уверенность, что коллектив рабочих,  инженеров, технических работников и служащих решающий сезон переработки скота во втором полугодии 1943 году будет еще лучше работать и даст фронту, трудящимся нашей страны максимально продукции сверх плана». 

Несмотря на колоссальные трудности, вызванные военным временем, по снабжению комбината сырьем, материалами и спецодеждой, а также недостаток рабочей силы, особенно квалифицированной, предприятие наращивало объемы производства со снижением потерь, уменьшением себестоимости, повышением производительности труда и в конечном счете из убыточного превратилось в рентабельное. 

Ассортимент выпускаемых медицинских препаратов насчитывал около 20 наименований: на комбинате наладили производство инсулина, адреналина, пепсина, советского камполона и т. д. Орский мясокомбинат первым в СССР освоил выпуск пенициллина в порошке и таблетках. Объемы производства росли. Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий правительства предприятие в январе 1944 года было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Одновременно ордена и медали получили 16 лучших работников комбината. В октябре 6 человек были награждены за организацию завода медпрепаратов. 


Пивную пену сдували с ведер

Пиво в городе появилось с того самого момента, когда в первой половине XIX века разрешили его розничную продажу. С тех пор популярность напитка только росла. В советские времена он стал настолько важным продуктом, что в годы Великой Отечественной войны, когда страна терпела невероятные лишения, был открыт Орский пивоваренный завод. 

Появлением местного пива мы обязаны купцу Александру Фридриховичу Мацу, открывшему в начале прошлого века в Орске небольшой пивной завод. До этой поры хмельной напиток был привозным. Главными поставщиками выступали оренбургский завод А. Клюмпа, который позже станет «Е. Е. Гофман и К», и товарищество пивоваренных заводов «Бавария», открывшее представительство в Орске. По данным Орской городской управы, в 1875 году в городе было 4 трактира, 11 питейных заведений, 3 постоялых двора, а еще винные (водочные) лавки, которых насчитывалось больше десятка. Это на 7 тысяч населения. Тогда и мера хмельного напитка для продажи была куда серьезнее, чем нынешние «полторашки». Пиво продавали ведрами. «Оренбургская газета» 1900 года рекламировала: «С 1 мая с парового пивоваренного завода наследников А. Ф. Клюмпа поступило в продажу хорошо отстоянное мартовское пиво по 1 рублю 60 копеек за ведро (это 12,299 литра)». 

С началом Первой мировой войны и введением сухого закона о пиве в городе забыли. У советской власти тоже были совсем другие заботы. С 1937 года в Орске работал лишь склад Чкаловского пивзавода, который далеко не всегда удовлетворял потребности населения. Об этом свидетельствуют критические заметки в «Чкаловской коммуне». «Нет ни пива, ни лимонада», – сокрушался читатель, описавший открытие сада ТЭЦ. Позже орские депутаты озаботились постройкой своего пивоваренного завода, однако в мирное время осуществить это не удалось. Орский пивобезалкогольный завод Чкаловского облпищепрома был организован решением «Росглавпива» Министерства пищевой промышленности РСФСР только в 1943-м. Хотя еще год назад пивзаводы СССР перевели на производство сухарей, все зерновые запасы пошли на муку, а пивные в случае прихода немцев были готовы отравить сулемой. 

К концу сороковых производство пива в городе стремительно выросло. В СССР пенный напиток не считался алкоголем, в классификации товаров и услуг «Алкогольные напитки» и «Пиво» относились к разным классам. Да и пили его без фанатизма, поскольку застолья сопровождались, как правило, более крепкими напитками. 

Название «Орский пивоваренный завод» предприятие получило в 1957 году. Оно до сих пор его носит, разве что слова переставлены местами.


На втором месте после «АвтоВАЗа»

Несколько поколений орчан помнят это предприятие по развалинам цехов, от которых сейчас не осталось и следа. А когда-то ОЗТП, он же Орский завод тракторных прицепов, был промышленным гигантом – одним из крупнейших в мире производителей тракторных прицепов. В иные времена их выпуск достигал несколько десятков тысяч штук в год. 

Надо отдать должное размаху советских строек: огромнейшее предприятие возвели с нуля за несколько лет, а параллельно еще и поселок прицепостроителей. Приказом правительства СССР от 21 октября 1969 года было установлено именовать завод по производству тракторных прицепов в Оренбургской области Орским заводом тракторных прицепов Главспецавтотранса. Строительство включили в народно-хозяйственный план на 1971 год. 

В июле 1973-го заработал цех нестандартного оборудования. 5 ноября 1976 года завод начал выпуск основной промышленной продукции – девятитонного тракторного прицепа для тракторов «К-700». А чуть позже на предприятие переводят головное союзное конструкторское бюро по тракторным прицепам. Оно не только разрабатывало перспективные модели для последующего внедрения в производство, но и вело работы по стандартизации, авторскому надзору и испытаниям всех прицепов в стране. В начале восьмидесятых завод получил конструкторскую документацию и с 1982 года освоил производство прицепов к легковым автомобилям. В рамках оборонзаказа на предприятии серийно выпускали низкорамные прицепы-шасси, которые предназначались для размещения на них различных спецустановок. 

К началу девяностых ОЗТП – крупнейший в мире производитель тракторных прицепов – по экспортным объемам выходит на второе место после «АвтоВАЗа» среди предприятий автопрома. Техника, выпущенная в Орске, продавалась по всей Европе. 

После приватизации завод пробовал собирать самосвалы, стартовав со сборки «КамАЗ-55111», продолжив «ЗиЛ-ОЗТП-4518» и т. д. Всего было выпущено чуть больше 100 штук. Наконец, очередное непрофильное производство на ОЗТП было связано со сборкой автобусов. Первоначально делали только каркас с облицовкой, из которых потом в Оренбурге собирали готовые автобусы «Альтерна-4216» (средний городской) и «Альтерна-6230» (особо большой городской или с «гармошкой»). Но затем, войдя во вкус, завод начал самостоятельно предлагать собранные автобусы, а после «глубокой модернизации» «Альтерн» выпустил автобусы под названием «Надежда», которые стали продаваться, но большого спроса не было. 

Помимо основного производства прицепов, за два года до банкротства появился опытный образец междугороднего автобуса «Сатурн». В серию он так и не поступил. На предприятии ввели конкурсное управление. И недавнего гиганта начали растаскивать на куски, продавая сырье, материалы, оборудование. На промплощадке ОЗТП еще довольно много лет появлялись разные юрлица, выпускавшие технику под брендом «Сармат» в небольших объемах, но славились они больше в сводках правоохранительных органов. 

Фото из архива Орского краеведческого музея

Материалы по теме

История, которую можно было бы изменить

В Орске было немало предприятий, многие из них эвакуировали к нам в годы Великой Отечественной войны. Часть выполняла оборонные заказы. Другие своей продукцией славились на всю страну. К сожалению, сейчас некоторые канули в Лету, другие работают не на полную мощность. Тем не менее Орск – город трудовой славы и трудовой...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.