РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Фонтанный дом

Фонтанный дом Фонтанный дом Фонтанный дом Фонтанный дом Фонтанный дом Фонтанный дом

Шереметевский дворец, или Фонтанный дом, – одна из самых интересных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Он появился почти одновременно с основанием Северной столицы. Под активную застройку императором Петром I и позже другими монархами выделялись обширные участки, на которых возводились большие усадьбы.

Родовое гнездо

Название «Фонтанный дом» сразу закрепилось за усадьбой графов Шереметевых, построенной на участке между набережной реки Фонтанки и Литейным проспектом. Архитектором главного усадебного дома был Савва Чевакинский. 

Это место было родовым гнездом графов Шереметевых с 1712 по 1917 год. Здесь один из них сочетался браком и прожил несколько счастливых лет с бывшей крепостной актрисой Прасковьей Ковалевой-Жемчуговой, здесь же родился их сын. Сегодня Фонтанный дом – одна из трех старейших дворянских усадеб, сохранившихся в черте города. Она изменялась вместе со столицей Российской империи, отражая веяния эпох. 

В комплекс построек входят дворец с оригинальной ажурной оградой, увенчанный позолоченным гербом, флигель управляющего, Конюшенный, Больничный, Певческий флигели. Рядом, на бывшей территории усадебного сада, ныне располагается Театр на Литейном. Ансамбль усадьбы, создававшийся в разные годы архитекторами Саввой Чевакинским, Федором Аргуновым, Джакомо Кваренги, Андреем Воронихиным, Иваном Старовым, Иеронимом Корсини, Леонтием Бенуа, Алексеем Серебряковым, Александром Красовским, один из символов старого и нового Петербурга. 

При графах Шереметевых Фонтанный дом был одним из светских центров Санкт-Петербурга, местом встреч выдающихся музыкантов, деятелей культуры и науки. Шереметевская хоровая капелла, созданная для сопровождения богослужений в домовой церкви, была хорошо известна не только в России, но и в Европе. Дворец являлся своеобразным музеем истории рода Шереметевых, в течение многих столетий игравших важную роль в жизни России. Это был один из самых богатых дворянских родов, представители которого славились образованностью и любовью к изящным искусствам.

Музей музыки

Спустя более двух веков предназначение Шереметевского дворца поменялось. С 1990 года это один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Здесь же был создан Музей музыки, в основе которого крупнейшее в России собрание музыкальных инструментов со всего света, появившееся еще в конце XIX века благодаря усилиям барона Константина Штакельберга. 

Он, начальник придворного оркестра императора Александра III, собрал немалую коллекцию превосходных инструментов. Экспозиция представляет собой предметы, принадлежавшие разным поколениям мастеров. 

В наши дни в музыкальную коллекцию Шереметевского дворца-музея входят образцы всех музыкальных видов, регионов и эпох. Есть среди экспонатов уникальные, например хрустальная флейта. 

Залы делятся тематически: есть зал инструментов народов мира, барочного или симфонического оркестров, музыкальных инструментов античности и т. д. При посещении кабинета Александра Глазунова можно погрузиться в мир композитора. Есть и зал Евгения Мравинского. В общем, каждый посетитель найдет что посмотреть в экспозиции. 

Покровитель искусства

Об истории одного инструмента хочется поговорить отдельно. Но начнем мы с человека, которого знаем по двум знаменитым изречениям: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать!» и «У России есть только два союзника – ее армия и флот». 

Александр III был известен в Европе как «музицирующий император». Он не только являлся покровителем искусств, но и сам неплохо играл на разных музыкальных инструментах, сумев привить эту любовь своим детям. Александр III отлично играл на корнете и тубе. Он почти 10 лет исполнял партию тубы в основанном им хоре любителей игры на духовых инструментах. Император иногда играл и на фортепиано, трубе, саксофоне, органе, скрипке и фисгармонии. Современники писали, что именно при нем в России начали петь и играть в корпусах, гимназиях, на заводах, везде собирались собственные оркестры. В 1882 году Александр III учредил Придворный музыкантский хор, которому суждено было стать старейшим оркестром страны. Сейчас это Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича. 

Виолончель Николая II

Именно Александр III открыл придворную коллекцию музыкальных инструментов. Первым экспонатом стал комплект рогового оркестра, затем флейта и скрипка Александра I, победителя Наполеона, перешли в коллекцию будущего Музея музыки. Здесь же хранится и виолончель Николая II. 

Николай Александрович любил играть на фортепиано в четыре руки, был фанатом оперы, а кроме того, стал еще и одним из первых в России коллекционировать граммофонные пластинки. Когда ему исполнилось 30 лет, по его инициативе прошла мирная конференция по разоружению, сегодня она известна как Гаагская. Трудно себе представить, отмечали современники, чтобы император столь сильной державы сам захотел разоружения. Европа этого не понимала, кто-то опасался, кто-то восхищался. Среди последних был скрипичных дел мастер из Франции Альбер Жако. Он так вдохновился идеей русского царя, что создал необыкновенно удачный экземпляр виолончели. Ее назвали «Франция и Россия» и преподнесли в дар императору Николаю II. Инструмент не только прекрасно звучал, но и был украшен инкрустацией и резьбой. Впоследствии виолончель называли «звучащим сокровищем», она находится в коллекции Музея музыки Шереметевского дворца.

Фото предоставлены автором

Материалы по теме

Фонтанный дом

Шереметевский дворец, или Фонтанный дом, – одна из самых интересных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Он появился почти одновременно с основанием Северной столицы. Под активную застройку императором Петром I и позже другими монархами выделялись обширные участки, на которых возводились большие усадьбы.Родовое гнездоНазвание «Фонтанный дом» сразу закрепилось за усадьбой графов Шереметевых, построенной на участке...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.