РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Внедряйте культурку – вешайте гобелены на штукатурку

Внедряйте культурку – вешайте гобелены на штукатурку Внедряйте культурку – вешайте гобелены на штукатурку

Что висело дома на стене у каждого уважающего себя советского гражданина? Правильно – гобелены и плюшевые ковры, ковры из искусственной и натуральной шерсти. За ними охотились, ими гордились, дарили и передавали по наследству. 

Ковры как предметы роскоши 

До шестидесятых ковры считались предметом роскоши и были доступны не всем. Обычные орчане вешали на стены дешевые картинки на клеенке – типа «срамоты» с русалкой, которыми торговал герой Вицина в «Операция «Ы», или тонкие гобелены с охотниками на привале и мишками в лесу. Гобелены поражали воображение: на тканевых картинах был сюжет, повешенные на стену, они притягивали взор так же, как потом телевизор. 
– У многих в те годы висели плюшевые ковры с оленями, – вспоминает наш читатель Иван Фролов. – Имелись такие и у моих родителей. Именно их изображение я всегда рассматривал, проводя рукой по бахроме внизу, перед тем как заснуть. 
Прошло время, мода на текстильные ковры и гобелены прошла. Хотя они были добротными и в какой-то степени приобщали к культуре, если вспомнить сюжеты картин русских живописцев, ставших частью советского интерьера. Впрочем, эти изделия, поставленные на поток, не только облагораживали комнаты, но и скрывали недостатки стен, слегка их утепляли и поглощали звук в жилищах, где по тем временам мебели было совсем немного. 
Гобелены сохранились как вид декоративно-прикладного искусства, известного еще в древнем Египте. Его практиковали, как минимум, два местных художника. В Орском краеведческом музее хранится работа Ирины Ескиной, созданная еще в 1978 году. Сюжетом гобелена стали архитектура и пейзажи Старого города. В центре композиции колокольня на горе Преображенской в окружении зданий. Эта работа участвовала в выставке «Урал социалистический» в 1979 году и была отмечена искусствоведами. 

Неотъемлемая часть советского быта

Эпоха классических ковров началась в семидесятые годы – они стали неотъемлемой частью советского быта. Хороший ковер еще нужно было постараться достать, а ведь стоил он больше месячной зарплаты рядового горожанина. Помимо бытовой эстетики, имелась здесь и прагматичная подоплека: если на одну стену повесить ковер, а к другой поставить мебельную стенку – можно десятилетиями не думать о покупке обоев. Было ощущение, что ковры вешали навсегда. Для этого разрабатывалась специальная технология. Далеко не у всех имелись дрели, тем более монтажные пистолеты, поэтому стальные дюбели умудрялись вбивать в стену молотком. В нее входили иглы от швейных машин с отломленным  наконечником. Также крепились деревянные планки с вбитыми гвоздями, на которые вешали ковер за пришитые к нему кольца. 
Семьи со средним достатком покупали ковры машинной выработки, которые можно было приобрести относительно недорого. Настоящей ценностью считались ковры ручной работы. Их доставали через знакомых или получали, записавшись в очередь. Такие ковры ткали в южных советских республиках, например в Туркмении. Цены начинались от 150 рублей и могли доходить до нескольких сотен. 
– Обычно на стену вешали новое, более дорогое изделие. У моих родителей было два таких ковра, – делится директор Орского краеведческого музея Галина Белова, – а на пол стелили что-то попроще. Но за всеми коврами тщательно ухаживали. Помимо пылесоса и влажной уборки рукой, губкой или веником, зимой их чистили во дворе снегом и выбивали. В этом действе я неоднократно участвовала. Утром посмотришь в окно – напротив дома на снегу несколько серых пыльных прямоугольников. Летом напольные ковры выбивали на специальных перекладинах, которые были далеко не во всех дворах. 

Ушел, но обещал вернуться 

В 2000-е годы ковры стали признаком дурного вкуса. Большинство людей, не считая пожилых, от «пылесборников» избавилось. Однако многие дизайнеры уверены, что натуральные шерстяные ковры и половики скоро опять станут важными деталями интерьера. Они вписываются в представления об уюте, легко чистятся и умиротворяют. Возможно, и смотреть на ковер перед сном полезнее, чем в телевизор.

Фото из архива Ивана Фролова

Материалы по теме

Пантеон вождей и революционеров в обычной двушке

Десятки бюстов и иных атрибутов советской эпохи хранит в своем домашнем музее орчанин Николай Каримов. Центральная фигура коллекции – Ленин. Хотя есть и другие советские деятели, а также вожди дружественных социалистических государств. Союз нерушимый Николай застал еще ребенком, коллекция стала связующей с детством нитью. Говорит, что уже в начальной школе собирал...

Внедряйте культурку – вешайте гобелены на штукатурку

Что висело дома на стене у каждого уважающего себя советского гражданина? Правильно – гобелены и плюшевые ковры, ковры из искусственной и натуральной шерсти. За ними охотились, ими гордились, дарили и передавали по наследству. Ковры как предметы роскоши До шестидесятых ковры считались предметом роскоши и были доступны не всем. Обычные орчане вешали на...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.