Тайны орденской подушки. Боевое и трудовое прошлое Галея Залалутдинова
- Архив "ОХ"
- 27-10-2024
2025-й – год юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Мы открываем новую рубрику, приуроченную к этой знаменательной дате. На страницах газеты будем публиковать материалы о наших земляках, которым выпала судьба жить в то страшное время. Кто-то из них погиб на полях сражений, кто-то ковал Победу в тылу, кто-то вернулся домой и работал почти без отдыха на благо родного Оренбуржья, а кто-то ребенком побывал в оккупации или концлагере. К сожалению, большинства из этих людей уже нет в живых, но память о них сохраняется благодаря родным, близким, общественным и другим организациям, которые собирают и делятся информацией об офицерах и солдатах, партизанах и подпольщиках, медиках и тружениках тыла, жителях блокадного Ленинграда и оккупированных территорий. Если вам есть что рассказать о вашем ветеране, звоните по телефону 26-63-60 – и его историю жизни узнает весь Орск.
Я перелистываю страницы трудовой и орденских книжек фронтовика Галея Залалутдинова, военного билета, рассматриваю почетные грамоты, благодарности разных лет и награды, предоставленные семьей его сына Рахматуллы, и не нахожу ни в одном из документов отчества ветерана. Что же за человек был Галей Залалутдинов?
Самый страшный вопрос отца
9 ноября 2024 года исполнится 33 года, как ушел из жизни скромный труженик завода имени Чкалова, слесарь по ремонту технического оборудования, старший телефонист артиллерийского полка, ефрейтор, прошедший Великую Отечественную войну. Что оставил он после себя? Добрую память, которую хранят пять его сыновей, восемь внуков, тринадцать правнуков, пять праправнуков.
Галей Залалутдинов был настоящим семьянином, ответственным и добрым. Он никогда не ругался, не курил, не злоупотреблял спиртным. Как признаются его сыновья, самым страшным для них, когда они детьми совершали плохие поступки, был его вопрос:
– Ты хочешь быть негодяем?
В семье чтили национальные традиции, но, несмотря на это, мальчикам, помимо татарских, дали еще и русские имена, считая, что так им будет легче общаться со сверстниками. Друзья звали братьев Залалутдиновых Колей, Толей, Витей и Сашей. И только за самым старшим из них закрепилось исключительно татарское имя Али. Супруги Залалутдиновы не видели в этом ничего плохого, как и то, что все сыновья, повзрослев, выбрали себе жен иной веры.
Любовь и яблоки
– В семье существовали определенные правила: очередность в уборке дома, работы в огороде, что помогало воспитывать в нас любовь к труду, – вспоминает Виктор, один из младших сыновей фронтовика. – Мы жили в поселке Крекинг, пешком ходили в поселок Победа, где помогали отцу строить дом. Носили доски, убирали мусор, выполняли посильную работу. Но и он, несмотря на сложное время, радовал нас подарками. В день своего рождения утром под подушкой я всегда находил яблоки, которыми потом делился со всей семьей. Я знал: чтобы доставить мне радость, отец должен был пешком идти до базара в Старый город и обратно.
А уж как Галей Залалутдинов любил свою супругу!
– Свекор был однолюбом, – рассказывает его сноха Валентина. – Он обожал свою жену, которую все называли Зиной. Никогда не позволял ей выполнять тяжелую работу и всячески оберегал. Залалутдиновы держали большое хозяйство, так как времена были тяжелые, а семья большая. Свекор поочередно с детьми пас скот, сажал и убирал картофель, заготавливал сено, строил дом.
Арабский язык пригодился на фронте
Несмотря на загруженность домашними делами, Галей был передовиком производства. Руководство завода имени Чкалова высоко ценило труд слесаря Залалутдинова. Он устроился на орское предприятие в 1939 году. А до этого жил в Татарской АССР, где получил начальное образование. Там же окончил медресе, поэтому владел арабским языком. Эти знания в дальнейшем пригодились ему на фронте. Его привлекали в качестве переводчика. А в мирное время он помогал мусульманам провожать в последний пусть своих близких, читая молитвы на арабском.
Вернулся, когда уже не ждали
Сын Анатолий вспоминает, что в доме на почетном месте висела орденская подушка из бархата с наградами отца. Но, будучи очень скромным, он никогда не говорил о своих фронтовых заслугах и не рассказывал о том, что довелось пережить на войне. А между тем Галей награжден орденом Славы III степени, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». Среди благодарностей от высшего командования, например, есть «за прорыв обороны немцев и наступление на Берлин 26 апреля 1945 года», «за ликвидацию опорной группировки немцев против овладения городом и крепостью Грауденс».
Фронтовые дороги Галея были долгими – с 1941 по 1946-й. Был ранен в голову, долго лежал в госпитале. Вестей от бойца не было год. Родные уже думали, что все, погиб. Но он пошел на поправку. Информации о ранении в военном билете нет. Скромность не позволяла Галею искать справедливость и добиваться записи об этом. Вернулся он домой – и с ноября 1946 года опять стал работать на родном заводе. На заслуженный отдых вышел в 1963-м.
Сыновья и их семьи глубоко уважали отца. Даже взрослыми они не позволяли себе курить при нем, выпивать или нецензурно выражаться. Сам Галей поднимал рюмку только в День Победы. И даже в этот праздник не любил говорить о войне, поэтому информации о фронтовом пути нашего героя сохранилось очень мало.
На своем примере
Виктор продолжает:
– Когда меня призвали для участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, я пришел к отцу, и он без колебаний сказал: «Это твой долг Родине». Поэтому для меня альтернативы не было. А еще отец одобрил решение Анатолия по предложению военкомата поработать на радиолокационной станции, где он стал начальником и дослужился до звания офицера.
Галей не говорил громких слов про патриотизм и трудовую доблесть, а показывал все своим личным примером. На заводе имени Чкалова его неоднократно награждали: медалью «За трудовое отличие», знаком «Победитель соцсоревнования» и премиями. Имя Галея Залалутдинова четырежды заносили в Книгу почета завода за успехи в труде и высокие производственные показатели. Его фото неоднократно помещали на Доску почета предприятия.
Умер Галей в 1991 году. Его жена пережила мужа на 14 лет. Жены сыновей всегда вспоминают свекра очень тепло. Он помогал молодым в ремонте и обустройстве быта. А если случались ссоры, Галей всегда принимал сторону невесток, поэтому мир в семьях быстро восстанавливался.
Пишу, а передо мной лежит та самая бархатная подушечка фронтовика с орденами и медалями. Я рассматриваю его фото: вот он в составе бригады слесарей, а вот вместе с фронтовыми товарищами. Читаю благодарности и почетные грамоты, вижу фото любимой жены. Все это ветеран бережно хранил в особом сундучке. Думаю, что в моих руках не просто архив – это история жизни человека с горячим сердцем, история страны, за которой стоят такие замечательные люди, как Галей Залалутдинов.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
За отоплением – в прокуратуру
29-10-2024 -
Расскажут сказки под покровом «Ночи»
29-10-2024 -
Кто войдет в команду нового главы города?
29-10-2024 -
Ремонт в учреждениях культуры в самом разгаре
29-10-2024 -
Впереди – победный май
25-10-2024