ПОРА РАЗБИРАТЬ БАРРИКАДЫ
- Экономика
- 27-02-2001
Не хотелось бы повторять прописные истины, но потому они и прописные, что мы над ними не задумываемся. А если подумать, то вот что получается. Мы еще спим, а уже получаем услуги предприятия тепловых сетей, обогревающего нашу квартиру. Проснувшись, включаем свет, идем умываться - это услуги трестов жилищного хозяйства и водоканала. Если дом многоэтажный - спускаемся вниз в лифте, обслуживает который горсвет. Он же освещает улицу, по которой мы идем. Если нам не приходится перешагивать через сугробы - поработали дорожники и спецавтохозяйство, которое вечером вывезет мусор. Если едем на работу в трамвае, значит, стараются трамвайщики. Летом не задыхаемся от пыли - помогают деревья, высаженные трестом садово-паркового хозяйства. Наступил банный день - услуги предоставит банно-прачечный комбинат. А случись горе - смерть близкого человека - на помощь придет трест спецобслуживания населения.Каждый день каждый из нас десятки раз пользуется услугами коммунальщиков как само собой разумеющимся атрибутом повседневной жизни. Пользуется, не задумываясь о том, во что все это обходится и какими усилиями дается. Мы вспоминаем о них лишь тогда, когда потекло не там, где надо, а где надо - не течет, когда на девятый этаж приходится подниматься пешком, а вечером идти по неосвещенной улице и возвращаться с работы в холодную квартиру, предварительно простояв больше обычного на трамвайной остановке. Вспоминаем преимущественно нехорошими словами, ругаемся по поводу дороговизны коммунальных услуг, а вечером, ужасаясь картинкам замороженных домов, теплотрасс и котельных Приморья, даже не пытаемся провести параллель с нашим городом и отдать должное все тем же коммунальщикам. Мы категоричны: если все хорошо - это их обязанность, если плохо - гнать в три шеи. Нам и невдомек (да и не хотим мы этого знать), что Орск не так далек от того же Приморья. Не географически, а по тем последствиям, к которым может привести сегодняшнее состояние отрасли.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО
Козьма Прутков в свое время изрек: "Зри в корень". Если следовать его совету (а именно так и стоит поступать, прежде чем выносить какие-либо суждения), то начинать надо с денег.
Так вот, финансовое состояние отрасли характеризуется следующими цифрами. За 2000-й год предприятиями объединения оказано услуг (в том числе и населению) на 385,2 млн. рублей, долг потребителей перед МПО ЖКХ за этот же период составил 362 млн. рублей. На практике это означает, что более чем 6,5 тысячи человек, входящих в объединение, из двенадцати месяцев одиннадцать работали практически бесплатно. Из 362 млн. рублей 190,2 миллиона, а это более половины - долги бюджетов (не только городского) и бюджетных организаций города. Правда, в четвертом квартале прошлого года долг города перед коммунальщиками был снижен. Но предприятия этих денег не получили: миллионы только прошли через них и ушли прямым ходом энергетикам, перед которыми администрация города взяла обязательства рассчитываться за потребленную населением тепловую энергию. Таким образом, на бумаге тресты жилищного хозяйства за тепло перефинансированы, на деле этих денег не имеют.
Еще один должник - мы с вами. Кто сотню, кто - тысячу, а кто и 15 тысяч - набежало ни много ни мало 47 млн. рублей, что в объеме общего долга составляет 13%. Есть еще ряд крупных должников, среди них ЮУМЗ и "Ормез". Остальные - по мелочи.
Оказывая услуги нам, коммунальщики пользуются услугами других отраслей, служб и организаций, за что должны с ними рассчитываться. Но этого не происходит. Потому что нечем. На сегодняшний день долг составляет 377,9 млн. рублей. Любой человек, даже слабо разбирающийся в экономике, поймет, что если предприятие должно больше, чем зарабатывает, оно близко к банкротству. В таких условиях не только работать, но и существовать невозможно. И то, что МПО ЖКХ и входящие в него предприятия еще работают, одно из экономических чудес, на которые так богата наша страна.
Кроме долгов тем, чьими услугами пользуются коммунальщики, они должны в федеральный бюджет, фонды обязательного медицинского страхования, социального страхования, пенсионный фонд, которые за несвоевременную оплату регулярно начисляют пеню и штрафы. Из 377,9 млн. рублей пеня и штрафы составляют 92 миллиона.
Можно ли каким-то образом освободиться от этой накрутки на долги? В принципе - да. По закону можно провести реструктуризацию долгов: плати текущие платежи, погашай долги, тогда от пени и штрафов освободят. А если нечем платить и погашать? Должники ведь долги не возвращают…
Как же заставить их расплатиться? Существуют два пути. Один - продолжать объяснять, доказывать, убеждать, что, как показывает практика, малоэффективно. Другой - включить те рычаги воздействия, которые предусмотрены законом и которыми так успешно пользуются те же энергетики. Ввести пеню, предусмотренную Правилами предоставления коммунальных услуг (п. 2.5 - 1% с просроченный суммы за каждый день), прекратить предоставление услуг (п. 5.1.3. - более трех месяцев не платишь - ничего не получишь до ликвидации задолженности). Ни тем, ни другим коммунальщики еще не пользовались. Может быть, напрасно? Ведь у нас, на Руси, если не пряником, так кнутом. А что думает по этому поводу главный коммунальщик города - генеральный директор МПО ЖКХ В. Васькин?
- В октябре прошлого года мы обсуждали этот вариант с руководителями коммунальных служб. Отключим мы, к примеру, воду в учреждениях образования, задолжавших водоканалу за 17 месяцев, или здравоохранения - они должны за 6 месяцев. Но мы знаем: чтобы рассчитаться, им понадобится несколько месяцев. Что же станет за это время с больницами и школами? Детей - по домам, а больных - под забор?
Отказались мы и от подачи исков на должников в арбитражный суд, хотя в отношении нас эту практику используют многие. В настоящее время из 17 предприятий, входящих в МПО ЖКХ, 11 находятся под угрозой прекращения деятельности. По ним приняты решения арбитражных судов об аресте и распродаже имущества с целью погашения долгов. Это оба трамвайных управления, спецавтохозяйство, теплосети, горсвет, трест садово-паркового хозяйства, водоканал, СДРСУ, 2-й, 4-й и 5-й тресты жилищного хозяйства. В 1999 г. судебными исполнителями был начат арест имущества ОТУ-1. С большим трудом и только с активной помощью руководства области удалось договориться об отсрочке выполнения этого решения, хотя часть имущества, в том числе и техники, была все-таки арестована и распродана.
В любой день эта процедура может быть применена к любому из перечисленных предприятий. А это значит, что они прекратят предоставлять услуги городу и населению. И тогда говорить об их качестве уже не придется: услуг попросту не будет. При том, согласитесь, что они жизненно необходимы.
Допустим, и мы подадим в арбитраж на своих должников. Иски выиграем, суды арестуют счета администрации города, бюджетных организаций, деньги пойдут нам, а как быть тем же медикам, учителям, как решать все насущные городские проблемы?
Обсуждали мы и предложение профсоюзных комитетов о забастовке. Мы не меньше энергетиков нужны городу и у нас достаточно сил, чтобы быть услышанными. Но отказались и от этого пути, понимая, к каким последствиям это может привести. Решили продолжать работать, прекрасно сознавая, что тем самым загоняем себя в еще более глубокую экономическую яму.
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Не мудрено, что оказавшись в таком финансовом состоянии, отрасль находится на грани остановки, а это, в свою очередь, не позволяет вовремя выплачивать и без того низкую заработную плату. Если на сегодня в среднем по городу она составляет 2101 рубль, в энергетике - 3850, то в коммуналке - 1510 рублей, т. е. в 1,4-2, а по некоторым специальностям в 3 раза ниже. Но даже эту небольшую по нынешним временам плату на предприятиях задерживают два-три месяца. Об условиях труда даже говорить не будем. Ну кто согласится работать при таком раскладе? Вот и уходят люди. Каждый месяц численность работающих снижается на 100-150 человек. Сегодня в объединении не хватает более 1,2 тысячи человек.
Особенно остро нехватка кадров ощущается в трестах жилищного хозяйства: на 1 января текущего года - 862 человека. Средняя заработная плата за 2000 год здесь всего 1169 рублей, здесь же основные задержки по зарплате. Если учесть, что численность работающих в одном тресте порядка 800 человек, то можно говорить о том, что пять трестов существуют только на бумаге. По сути их осталось четыре, а объем работ при этом не только не уменьшился, но и возрос, учитывая, что в прошлом году мы приняли жилье, систему тепло- и водоснабжения агрофирмы "Заречная", вынуждены были вложить серьезные средства в ремонт сетей поселков СМП-295 и СМП-313, приняли общежития "Орскжилстроя", находящиеся в аварийном состоянии. В этом году опять же вынуждены принять систему водоснабжения, дома и котельную поселка Крыловка, общежития "Орскпромстроя". И все - без выделения дополнительных средств.
Объемы растут, людей не хватает. Вот и ждут жители, когда же придет слесарь и отремонтирует кран или перекроет вентиль. Хорошо еще, если трезвым придет. Но мы вынуждены терпеть и тех, кого еще пару лет назад и на порог не пускали. По ним-то горожане и судят о работе коммунальщиков и коммуналки в целом. Раньше, когда промышленные предприятия стояли, шли на работу к нам и было из кого выбирать. Сейчас положение изменилось: предприятия заработали и в поисках большего заработка люди пошли туда. Тем более, что наша профессия не пользуется уважением: работать приходится круглосуточно, при любой погоде, зачастую в грязи, получая за это копейки. При этом собственным детям бывает стыдно признаться, что их родители - коммунальщики.
Как же удержать кадры, вернуть тех, кто ушел? Этот вопрос я задала Васькину.
- В первую очередь необходимо решить вопрос повышения заработной платы, особенно низкооплачиваемым работникам. В принципе зарплата в коммуналке никогда не была высокой. Но в застойные годы людей привлекала возможность получения жилья. Например, в ТЖХ-1, где работали 400 человек, ежегодно получали служебные квартиры по 30-40 семей. К настоящему времени численность работающих в трестах возросла в 10 раз, а квартир мы получаем 3-4, иногда 5 в год. Причина понятна: строительство жилья в городе практически остановлено. Мы пытаемся достроить свой десятиэтажный дом, но перспективой получить 80 квартир в 2001 или 2002 году несколько тысяч работающих не удержишь. Поэтому заработную плату нужно все-таки повышать, как, например, это делают в Оренбурге, где проанализировав работу коммунальных служб, горадминистрация пошла на поэтапное увеличение заработной платы.
Есть еще один вариант - введение льгот на оплату жилья и коммунальных услуг работникам коммунальной сферы, как это сделано, например, в Ясном. Складывается парадоксальная ситуация: льготами в оплате за жилье и коммунальные услуги пользуются 64 категории жителей, среди которых есть люди с весьма высокими окладами. За 2000 год 86,7 тысячи горожан (практически половина проживающих в нашем жилом фонде) получили эти льготы на 36,1 млн. рублей, еще 5466 семей получили субсидию на 5,6 млн. рублей. А из бюджета было оплачено 25,7 млн. рублей или 64,1%. То есть 28091 человек и 3121 семья получила льготу за счет работников коммунального хозяйства на сумму около 30 млн. рублей. Тех самых, которые в качестве зарплаты ждут месяцами дворники, лифтеры, слесари и т. д.
ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ
После бурных дебатов и споров депутаты городского Совета приняли бюджет, по которому нам жить в этом году. Приведет ли он к улучшению положения в коммунальной отрасли? Генеральный директор МПО ЖКХ считает, что не только не улучшится, но будет ухудшаться. И вот почему.
- Средства, заложенные в бюджете на коммунальное хозяйство, на деле таковыми не являются, - говорит В. Васькин.- Львиная их доля пойдет на погашение долгов и текущие платежи энергетикам и газовикам.
Бюджет рассчитан так, что бюджетные организации города будут не в состоянии не только погашать долги коммунальщикам, но и оплачивать текущее потребление коммунальных услуг. Следовательно, их долги еще более возрастут.
Ухудшения следует ожидать практически во всех отраслях жилищно-коммунального хозяйства города. К примеру, жилье. В каком состоянии оно находится? На балансе города 2256 домов (3,9 млн. кв. м). Требуют частичного или полного капитального ремонта 1625 домов (2,1 млн. кв. м). Сроки капитального ремонта просрочены у 934 домов, в том числе до 10 лет - 301 дом, до 20 лет - 270, до 30 лет - 193, свыше 30 лет - 170 домов. Необходимо отремонтировать 1110 балконов и 500 козырьков над подъездами, кровли 790 домов, заменить 92 бойлера, отремонтировать 12 лифтов и заменить два. Необходимо срочно сносить или ремонтировать дома по ул. Дундича, 3 и пер. Нежинскому, 40. Проживание в них опасно для жизни. В шести домах ТЖХ-5 потрескались стены и трещины увеличиваются. Требуется их срочный ремонт.
Для наведения порядка в содержании жилого фонда необходимо около 1,2 млрд. рублей.
На 2001 год в бюджете на эти цели выделено 204 млн. рублей, из которых 113,52 млн. рублей - на оплату за тепло энергетикам. На текущее содержание и капитальный ремонт остается 90,48 млн. рублей. Долги ТЖХ перед поставщиками коммунальных услуг, подрядными организациями, осуществляющими капитальный и текущий ремонт жилья, в бюджеты и внебюджетные фонды на январь текущего года составляет 113,3 млн. рублей. Вот и судите, улучшится ли содержание жилого фонда и насколько хорошо мы подготовим его к следующей зиме?
Есть и другая сторона этого вопроса. Недоплата со стороны бюджета и бюджетных организаций, должников, непроизведенная компенсация льгот фактически приводят к тому, что добросовестные плательщики не получают в полном объеме и с необходимым качеством тот перечень услуг, которые мы обязаны предоставлять. На их деньги мы закупаем материалы и производит текущие работы всем, в том числе и неплательщикам. А это не только население, но и бюджетные организации, среди которых есть и финансируемые из областного и федерального бюджетов. О том, почему мы это делаем, я уже говорил.
Таково положение только в жилом фонде. Болевых же точек во всем городском хозяйстве значительно больше.
ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?
- Не стоит рассматривать этот разговор, как упрек в сторону прошлой и нынешней администраций города, депутатов городского Совета, - продолжает Васькин. - Мы понимаем, что эти проблемы накапливались годами, так же остро (а может быть, острее) стоят и перед другими городами и решать их на местном уровне сложно. Однако считаем, что выпады в адрес коммунальщиков - куда они деньги девают и что вообще делают - несправедливы. Мы пока еще продолжаем предоставлять минимум услуг, но как долго это продлится, сказать трудно. Скорее всего тогда, когда отношение к коммунальной отрасли изменится на государственной уровне. Пока же все остается по-старому - долги бюджетов перед коммунальным хозяйством не переходят на следующий год, не возмещаются долги за оказанные услуги бюджетным организациям, не решен вопрос по упорядочению льгот, предоставляемых различным категориям населения.
В конце января в Оренбурге прошел областной пленум профсоюза работников жилищно-коммунального хозяйства, в работе которого принимала участие и орская делегация. На нем, в частности, приняты обращения к депутатам Госдумы и Правительству РФ, губернатору и председателю Законодательного собрания Оренбургской области, в которых отмечено кризисное состояние отрасли и предложено рассмотреть проблемы жилищно-коммунального хозяйства на самом высоком уровне. Даст ли это какой-либо результат, пока сказать сложно. Очень хочется надеяться, что пример десятков замороженных городов страны все-таки заставит правительство России решать назревшие проблемы.
Ну а пока коммунальщикам Орска не остается ничего другого, как делать все, чтобы наш город не постигла судьба Приморья.
В заключение хочется сказать следующее. Мы поставлены перед выбором: либо все дружно на скамеечках у подъездов, в газетах и по радио, с самых высоких трибун будем критиковать, ругать и показывать пальцем в сторону коммунальщиков, либо постараемся вникнуть в существующие в отрасли проблемы, которые в конечном счете являются и нашими, и решать их каждый на своем уровне. Жители - вовремя расплачиваясь за квартиру, представители власти - принимая решения, направленные на ее укрепление. Пришла пора разбирать баррикады.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024