РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

В «черном списке» находятся 208 тысяч м2 жилья

Расслоение общества, о котором долго говорили здравомыслящие люди, уже произошло. Между отдельными категориями населения образовалась глубокая пропасть. Причем возникшее явление особенно заметно в провинции. Сегодня в Орске число собственников недавно выстроенных особняков намного больше тех, кто был бы рад подержанной квартире в панельной пятиэтажке. Возведение жилья для массового потребителя теперь кажется красивой легендой. Взять, к примеру, поселок завода тракторных прицепов. Он растет не ввысь, а вширь, и процесс обладает завидной стабильностью.Тем временем состояние жилищного хозяйства города продолжает значительно ухудшаться. Как известно, оно нуждается в постоянном текущем и плановом капитальном ремонте. Но ни на ту, ни на другую статью расходов в местном бюджете денег катастрофически не хватает. Последствия хронической бедности рано или поздно дадут о себе знать. И уже дают. По последним данным, 208 тысяч квадратных метров жилой площади Орска относятся к аварийной и ветхой категориям. Аварийные дома, а их площадь 99,3 тыс. кв. м, надо сносить. То есть почти половину. И чем скорее, тем лучше.
Создавшееся положение объясняется резким отказом государства от прежней социальной политики, проводимой в так называемый период застоя. На несколько лет орчане забыли о заветных ордерах, вручаемых нередко в торжественной обстановке. Казалось, такие моменты остались в далеком безвозвратном прошлом. Однако в 2000-м году, после длительного перерыва, город ввел в строй первые 10 тысяч кв. м жилья. Правда, подобного рода факты мало повлияли на общую картину, о которой идет речь. Аварийные дома продолжали угрожающе трещать и ждать своей участи.
- Ситуация плачевная, - соглашается первый заместитель мэра Н. Кондрашов, - но имеет тенденцию к улучшению. На следующий год мы сдали 23,3 тысячи квадратных метров, в 2002-м - 32,7, в 2003-м - 33,1. Стоит учесть, что произошло это благодаря инвесторам, вложившим деньги с конкретной целью - приобретение жилья. В 2004-м планируем заселить дома № 23 в районе юстиции, № 30 возле площади Гагарина, который не раз подвергался разграблению. Квартиры будут предлагаться населению. Стоимость квадратного метра колеблется, завися от этажа, и в среднем составляя 6200-6300 рублей. Заключившим договор предоставляется возможность выплатить требуемую сумму в течение 12 месяцев.
Возле магазина фирмы «Ринг» находится еще один долгострой. Специалисты обследовали его, дали положительное заключение. Работы развернулись и там. Похоже, разум все же возобладал, иначе незавершенные объекты скоро превратились бы в руины. А главное, пропали бы народные деньги. Бесследно исчезнуть могла и некогда развитая строительная база. По комбинату «Домостроитель» уже звонит колокол. Удалось сохранить лишь часть мощностей трестов «Орскпромстрой» и «Орскжилстрой». На них вся надежда.
- Промстроевцы как раз и будут решать проблему ветхого и аварийного жилья, - делится намерениями администрации Николай Иванович. - На состоявшемся недавно совещании специалистов архитектуры и треста мы договорились о проектировании и подготовке сметной документации на девятиэтажку площадью 10 тысяч квадратных метров по улице Сорокина. Бумаги на экспертизу надо предоставить до 1 августа, чтобы войти в федеральную программу. Государство берется финансировать половину затрат, остальные ложатся на городские и областные власти.
Иными словами, ликвидация домов в критическом состоянии начнется в 2005 году. Более того, оформление необходимых документов обойдется в 3 миллиона рублей. К тому же экспертиза коснется только двух «свечек» из пяти, предусмотренных проектом. Следовательно, разговор идет о 4 тысячах квадратных метрах. Из них на программу «Ветхое жилье» выделяется 50 процентов. Оставшиеся три «свечки» в лучшем случае будут сданы в 2006 году. Пропорция та же. Если, конечно, в намеченную кампанию правительство не внесет каких-либо ощутимых корректив.
К планам администрации можно относиться по-разному. С критической точки зрения темпы реализации важной задачи, в сущности, не терпящей отлагательства, ударными назвать не поворачивается язык. В то же время на фоне вчерашней беспросветности и полного отсутствия перспектив они внушают хоть какой-то оптимизм. Все же лучше, чем ожидание неминуемого конца. Справа от путепровода, ведущего к никелькомбинату, ремонтируется здание. Оно предназначено для переселения жильцов из ставшего для них уже небезопасным дома по улице Олеко Дундича. По мнению администрации, это произойдет в текущем году.
- Аварийное состояние вовсе не означает, что здание обязательно подлежит слому, - подчеркивает Кондрашов. - На улице Кутузова, в частности, дом можно реконструировать. Разумеется, если иметь в наличии резервный фонд. Как его создать, ответа пока нет. Когда появится возможность временно освободить хотя бы одну пятиэтажку, дальше дело пойдет по цепочке.
Аварийные дома действительно разные. Один может еще послужить, другой уже шатается. Тот, что по улице Олеко Дундича, под снос пойдет без всяких сомнений. Он засыпной, построен в первой половине прошлого столетия. На освободившемся месте появится новый: учитываются существующие коммуникации, удешевляющие предстоящие затраты. Как будет выглядеть сверхактуальная программа в деталях, сказать трудно. Конкретность, вплоть до подробностей, касающихся дальнейшей судьбы строений, занесенных в «черный список», появится в первом квартале. Но радужных иллюзий питать не следует. Правде лучше смотреть в глаза, потому как чудес на свете не случалось давно, а алмазных месторождений в окрестностях Орска до сих пор не обнаружено.
- Задуманное не гарантирует предоставления нового жилья, - предупреждает Николай Иванович. - Оно возводится с целью маневренности, которой должна обладать программа «Ветхое жилье». Скажем, у вас, владельца двухкомнатной квартиры, есть желание приобрести трехкомнатную. Город продаст ее, а вашу передаст нуждающейся в переселении семье. Съехав из аварийного дома, можно получить освободившуюся жилплощадь. Необходимо принять во внимание основной принцип: выделение ее будет соответствовать существующим нормативам с расчетом утвержденного в стране количества квадратных метров на человека.
Такова проза жизни. Не намного привлекательнее она и в большинстве других городов России. Ведь не случайно проблема получила федеральное значение. Хотя, конечно, реализуется по-разному: в Екатеринбурге - одними темпами, в Москве - другими, в глубинке - третьими. Нам ничего не остается, как уповать на дальнейшее оздоровление отечественной экономики. Не исключено, что со временем государство возьмет часть соответствующих расходов на свои плечи. Это возможно. Теоретически.
Немало зависит и от обстановки на местах. Некоторые промышленные предприятия возвращаются к практике прошлых лет, обеспечивая тружеников крышей над головой. Например, Курская атомная электростанция. В Орске аналогичных сведений, к сожалению, не зафиксировано. Тот, кто процветает, прибыль складывает в глубокий карман, должникам и вовсе не до того. Но может случиться и так, что, к примеру, «ОРМЕТО-ЮУМЗ», крепко нуждаясь в высококлассных специалистах, для их привлечения купит квартиры. Кстати, здесь ряд станочников зарабатывает уже по 12-14 тысяч целковых. Вернут вчерашние позиции ЮУНК, ОЗТП, механический завод, у администрации Орска появятся средства для дополнительных вложений в жилищное строительство. Спрос на пресловутые квадратные метры поможет, в свою очередь, реанимировать объекты стройиндустрии, освоить современные эффективные технологии. Но на сегодняшний день платежеспособность населения оставляет желать лучшего. Из 10 тыс. кв. м, сдача которых предполагается в текущем году, нашли своих покупателей лишь 10 процентов.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.