РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«Парус» стерег небо днем и ночью

Как известно, за последнее время население города заметно сократилось. И не только за счет так называемой естественной убыли граждан. Сегодня, кстати, появилась тенденция обратного процесса, чему нельзя не радоваться. И все же чувство безвозвратной потери все равно не покидает. Особенно тех людей, кто прожил в Орске не один десяток лет, привык к его облику. Все становится на свои места, если оглянуться на несколько лет. Дело в том, что на наших улицах больше нет ни солдат, ни офицеров. Разумеется, никто не умаляет значение пограничников. Но они появились сравнительно недавно. А ведь многие годы здесь располагался филиал военного летного училища. Поначалу кадры готовились для морской авиации, и по осени орчане любовались молодыми лейтенантами в красивой форме, которым через несколько дней предстояло разлететься в разные концы страны. Позже бравые ребята осваивали искусство управлять тяжелыми бомбардировщиками. Нет нынче «Сокола», не слышно ночных полетов.Соседи в погонах
Орчане прекрасно уживались и с другими соседями. Те носили не голубые погоны, а черные. Правда, если с летчиками все было ясно, то "Парус" окружал ореол некоторой таинственности. За высоким прочным забором стояли автомобили, выкрашенные в защитный цвет, над которыми висела паутина антенн. Поговаривали, что часть входит в систему противовоздушной обороны страны. И действительно, видела она далеко, не закрывая глаз ни на минуту. Кроме того, впечатляла история кадрового подразделения, которое ведет свой отсчет с 5 декабря 1941-го, самой тяжелой поры обороны Москвы. Тогда оно называлось 101-м отдельным батальоном ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения, связи), сформированным в Нижнем Новгороде, имело боевое знамя. У него за плечами целый ряд фронтов. Последнее место боевых действий - левобережная Украина.
В 1950-м батальон передислоцировался в Орск, где стал 37-м радиотехническим полком ПВО в связи с поступлением на вооружение новых радиолокационных станций. Новоселье состоялось в бывшем женском монастыре, в котором потом размещались казармы и конюшни кавалерийской части. К слову, «Парус» не единственное название подразделения, впоследствии оно было и «Ручейком», и «Вымпелом».
Сегодня об этом уже можно говорить - полк имел ответственную, сложную задачу, заключавшуюся в обеспечении радиолокационного слежения за воздушным пространством площадью 1200 на 800 километров. Мудреное сочетание означало практически боевое непрерывное дежурство. Уместно заметить: предназначение «Паруса» отличалось характерными особенностями. Одна рота стояла за поселком Первомайским, вторая - в Оренбурге, остальные - в степях Казахстана. Возле поселка Нагорного функционировала радиорелейная станция. На месте монастыря находился командный пункт с соответствующими службами, куда стекалась вся информация, поступавшая потом в общую систему ПВО Урала и СССР. Короче, Москва контролировала небо глазами орчан.
Как достигалась поставленная задача, тема отдельного разговора. Может, мы еще вернемся к нему. Пока же можно сказать коротко: лишений и тягот воинской службы, предусмотренной присягой, хватало с лихвой и солдатам, и офицерам.
Благодарность правительства
Капитан Коломиец прибыл сюда в шестьдесят шестом:
- Я застал казармы и некоторые строения еще из бревен. При мне строился командный пункт из железобетона на пятнадцатиметровой глубине, признанный лучшим в Уральской армии. Принималась во внимание вероятность ядерного удара, отсюда и толщина защитного слоя над головами тех, кто заступал на суточное боевое дежурство. Чем объяснялась и полная герметичность сооружения с вентиляцией и автономным электропитанием. Вход охранялся часовым. Несмотря на все трудности, службу мы несли самоотверженно и умело.
Иначе и быть не могло. В роду у Александра Федоровича Родине служили два поколения, он представлял третье. Так что сетовать на обстоятельства не приучен. Перевели его в Орск из Кандагача. Жена только что родила, последовала за мужем с младенцем. Семья приютилась в комнатенке дома, где жили офицеры «Паруса». Через месяц хозяин привез свою половину. Чета Коломийцев нашла угол в поселке Вокзальном. Однажды Валя развешивала во дворе пеленки, а дверь захлопнулась. Что делать? Службы спасения тогда не существовало. Хорошо, к замку подошел соседский ключ. Спустя три недели пришлось опять искать жилье. Усилия успехом не увенчались. Ничего не оставалось, как пойти, можно сказать, на преступление - тайком провести жену с ребенком через КПП. Они обитали в ленкомнате.
- Как я питалась, даже не помню, - вспоминает Валентина, - наружу выходила лишь поздним вечером, чтобы никто не заметил. В конце концов, все раскрылось. Снова скитания.
Напротив части строился дом. В одной из комнат семья и разместилась. Капитана отправили в командировку. Беда не заставила ждать - уголь закончился, морозы трещат. Неизвестно, как развивались события дальше, если бы дело не дошло до командира. Только после его вмешательства оно сдвинулось с мертвой точки. Молодожены обрели несколько квадратных метров на двоих с другой семьей, пока кто-то из сослуживцев не уехал, освободив целую двухкомнатную квартиру. Нынешнюю, в поселке ОЗТП, Александр Федорович получил через 19 лет.
Хотя заслуги его перед страной сомнений не вызывают. Как уже отмечалось, Коломиец прибыл в Орск из Казахстана. В батальоне он исполнял обязанности начальника штаба.
Шел 1960 год. Первого мая ранним утром он зашел на КП. Дежурный рапортует: «Товарищ капитан, происшествий не было. Поступило оповещение из Москвы: в нашем направлении летит самолет. Наверное, контрольный». Подобные меры практиковались и раньше для проверки боевой готовности. В праздник, как говорится, сам Бог велел, чтобы не расслаблялись. Жизнь в подразделении шла своим чередом. Пока из Свердловска не скомандовали обеспечить полную боевую готовность.
-Тут стало ясно: идет самолет противника, на запрос «свой - чужой» не отвечает, - ворошит память мой собеседник. – Операторы уже нанесли на планшет цель, принялись вести ее. Я приказал всем офицерам занять места согласно обстановке. Нарушитель знал, как следовать, он сфотографировал ракетные базы в Казахстане, двигался дальше. Спустя несколько минут мы передали его орскому полку.
Пауэрса сбили в районе Свердловска. Об этом происшествии много говорили, написано немало книг, так что повторяться нет смысла. А вот о другом факте мало кто знает. Коломиец – единственный в Орске человек, кому объявлена благодарность от советского правительства «…За успешное выполнение 1 мая 1960 г. боевого задания по уничтожению вражеского шпионского самолета».
Будни «Паруса» отличались разнообразием. Личный состав успевал справляться и со своими непосредственными обязанностями, и принимать активное участие в заботах гражданского населения. Полк осваивал целину, помогал убирать урожай земледельцам Казахстана за 800 километров от Орска. И в то же время продолжал оставаться в тени. Вряд ли кто в городе подозревал, что связисты обеспечивали слежение за полетами космических аппаратов на конечной траектории их спуска. А ведь так оно и было.

Материалы по теме

«Парус» стерег небо днем и ночью

Как известно, за последнее время население города заметно сократилось. И не только за счет так называемой естественной убыли граждан. Сегодня, кстати, появилась тенденция обратного процесса, чему нельзя не радоваться. И все же чувство безвозвратной потери все равно не покидает. Особенно тех людей, кто прожил в Орске не один десяток лет,...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.