РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Telegram, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Как штурман из Орска погиб в Ираке. Авиаторы ищут родственников солдата, сбитого в небе над Басрой в августе 1942 года

Как штурман из Орска погиб в Ираке. Авиаторы ищут родственников солдата, сбитого в небе над Басрой в августе 1942 года Как штурман из Орска погиб в Ираке. Авиаторы ищут родственников солдата, сбитого в небе над Басрой в августе 1942 года Как штурман из Орска погиб в Ираке. Авиаторы ищут родственников солдата, сбитого в небе над Басрой в августе 1942 года Как штурман из Орска погиб в Ираке. Авиаторы ищут родственников солдата, сбитого в небе над Басрой в августе 1942 года Как штурман из Орска погиб в Ираке. Авиаторы ищут родственников солдата, сбитого в небе над Басрой в августе 1942 года

Общественный деятель и американский проповедник Мартин Лютер Кинг говорил: «Война – величайшее бедствие, которое может причинить страдание человечеству, она разрушает религию, государства, семьи». Пожалуй, он был прав. Ведь эхо Великой Отечественной слышится и сейчас, спустя почти 80 лет. Причем из Ирака. «ОХ» расскажет подробности.

Перебраться в Орск из Углича, стать штурманом бомбардировщика и погибнуть из-за разгильдяйства американского пилота в небе над иракской Басрой во время Великой Отечественной войны. Таким был путь летчика Юрия Зайцева, мать которого получила на него похоронку в 1943 году. И лишь сейчас появилась возможность перезахоронить останки солдата. 

Все началось с обращения столичных поисковиков к орским с просьбой узнать, живут ли в нашем городе близкие Антонины Дмитриевны Зайцевой – матери летчика, погибшего за границей в августе 1942 года. Руководитель поискового отряда «Яик» Григорий Полтавский отправился по указанному адресу, однако в доме № 52 по улице Шевченко никого не оказалось. Григорий Александрович обратился в «Хронику», чтобы найти близких погибшего штурмана. 

И был южный маршрут

Подполковник в отставке сотрудник Росавиации Вячеслав Филиппов занимается поисковой работой, а также историей вооруженных сил. В 2017-м он написал книгу «Из Азербайджана на фронт». В ней он рассказывает, как в СССР в годы Великой Отечественной войны доставляли боевые машины, в том числе самолеты по программе ленд-лиза. 

– Авиационная техника перегонялась от американцев и англичан своим ходом по красноярской воздушной трассе через Берингов пролив, Дальний Восток и Якутию. А уже из Красноярска самолеты шли на фронт. Существовал и южный воздушный маршрут, – пояснил в телефонной беседе Вячеслав Викторович. – Он пролегал из Персидского залива через Иран, советский Азербайджан в Кировабад.

В Иран самолеты поставляли из Америки и Великобритании в разобранном виде на кораблях через Персидский залив. Но откуда тогда в этой истории Ирак? 

– Иран и Ирак разделены рекой Шатт-эль-Араб, на левом берегу водоема в Басре, а это как раз Ирак, построили военный аэродром Шуайба, – говорит Филиппов. – Это была английская территория. Англичане там же организовали авиасборочный завод. Сначала собирали технику сами, потом к ним присоединились советские специалисты. Британцы первыми обкатывали готовые самолеты, а после в небо поднимались советские летчики. Если замечаний не возникало, перегонщики улетали по воздушным трассам в Кировабад. Бомбардировщики преодолевали почти полторы тысячи километров до пункта назначения напрямую. 

Именно в Басру за новой техникой был отправлен орчанин старшина Зайцев в составе одной из перегоночных эскадрилий. Он погиб там при обкатке самолета А-20С «Бостон».

И был американец Маки

Юрий Зайцев являлся штурманом «Бостона» 2-й перегоночной бомбардировочной авиационной эскадрильи 11-го запасного авиационного полка 4-й запасной авиационной бригады военно-воздушных сил Закавказского фронта. Полк базировался на аэродроме Кировабада, который в годы войны был крупным учебным авиацентром. Советские летчики постоянно перегоняли из Ирана, а также иракской Басры самолеты-бомбардировщики, а затем переучивали прибывшие с фронта маршевые авиаполки и одиночные экипажи на новую военную технику. 

– К сожалению, не все возвращались на базу, – говорит Вячеслав Филиппов. – В Иране случалось немало авиакатастроф, но еще больше их было в Азербайджане. В небе над Басрой в августе 1942 года тоже произошла трагедия: погибли сразу двое наших ребят. 

С аэродрома Шуайба в Ираке 5 августа 1942-го взмыл в небо А-20С «Бостон» с советским экипажем на борту. В его состав входили летчик старший лейтенант Алексей Иванов, штурман старшина Юрий Зайцев и воздушный стрелок-радист старший лейтенант Андрей Раступицкий. Им предстояло опробовать работу самолета и моторов. В это же время мгновенно за «Бостоном» взлетел американец капитан Маки на таком же новом самолете с английскими опознавательными знаками и с младшим офицером британцем Олфилдом на борту. Маки пристроился к самолету Иванова справа сзади, не соблюдая допустимых интервалов. Иванов пытался оторваться от американца, но тот настойчиво продолжал максимально близкий полет в паре с Ивановым, не увеличивая дистанции. 

– Взлетели они в 10 часов 17 минут, а уже в 10 часов 25 минут Маки левой консолью своего самолета, то есть кончиком крыла, ударил по правой части стабилизатора самолета Иванова, – продолжает Филиппов. – В итоге правая часть хвоста оказалась сломана и бомбардировщик Иванова мгновенно ушел в штопор. С парашютом успел выброситься лишь стрелок-радист Раступицкий, который находился в задней кабине и вовремя сориентировался. Он остался жив. А летчик и штурман упали на землю вместе с бортом. Боевая машина сгорела, они погибли. Маки сделал вираж над местом падения и посадил свой самолет. Виновником происшествия признан американец, о чем в адрес кировабадского полка был направлен акт.

Только в нем не указано, какое наказание понес Джеймс Т. Маки, из-за действий которого погибли советские летчики. Их похоронили в Басре.

И было кладбище

Сейчас военный погост в Басре почти снесен, но некоторые могилы можно найти. Об этом российские поисковики узнали случайно. 

– На меня вышел человек из Ирака. Он рассказал о том, что на британском кладбище в Басре похоронены английские военнослужащие, но есть и советские, – поясняет Вячеслав Викторович. – Родственники одного англичанина восстановили его могилу, которая стала ориентиром, а затем по схеме-карте кладбища удалось отыскать захоронения Иванова и Зайцева. На камнях сохранились надписи и дата гибели. Есть еще несколько похожих могил, но фамилий не разобрать. Я не смог узнать, кто там захоронен, но обрадовался, что нашлись могилы Иванова и Зайцева. Наверное, наши парни просто захотели вернуться домой из Ирака. 

Но путь этот может быть довольно долгим. 

– Надо найти их родных, ведь российский МИД рассматривает обращения по таким вопросам близких, а не поисковиков. Пусть это будет даже седьмая вода на киселе, но родственники! От них потребуется лишь запрос в Министерство иностранных дел, – отмечает собеседник. 

Есть, по словам Филиппова, еще один вариант. 

– Инициатива может исходить от властей, от администрации города или региона. Если чиновники решат помочь, то военные в стороне не останутся. Минобороны доставит останки из Ирака военным бортом. Это же хорошее дело – к юбилею Победы, спустя больше 80 лет, вернуть тела домой, чтобы косточки летчиков лежали в родной земле, – подчеркивает подполковник в отставке.

Имена Юрия Зайцева и Алексея Иванова высечены на плитах, размещенных в память о советских солдатах в русской церкви в Тегеране. На собственные сбережения небольшой мемориал сделал местный священник. Всего в Иране и в Ираке погибли 39 советских летчиков.

Юрий Павлович Зайцев, 1921 года рождения, уроженец города Углича, Ярославской области, призывался на срочную службу Орским РВК 8 октября 1939 года. Учетно-послужная картотека по нему находится в Центральном архиве Минобороны, а имя есть в печатной Книге памяти к 50-летию Победы в Великой Отечественной, изданной в Оренбуржье. Погиб штурман 5 августа 1942 года, а похоронку на сына Антонина Дмитриевна Зайцева получила в Орске только 17 мая 1943-го. Жила она по адресу: улица Шевченко, 52. Если вам что-то известно о семье Зайцевых, просим позвонить Григорию Полтавскому 8-905-898-40-56.

Стрелок-радист Андрей Семенович Раступицкий, выживший в столкновении, продолжил бить врага и в октябре 1945-го получил медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.». Также был награжден орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны. Есть данные, что он вернулся домой в Сумскую область, город Кролевец, и даже дожил до седин.

Фото Дмитрия Бикбова и предоставлены Вячеславом Филипповым

Материалы по теме

Как штурман из Орска погиб в Ираке. Авиаторы ищут родственников солдата, сбитого в небе над Басрой в августе 1942 года

Общественный деятель и американский проповедник Мартин Лютер Кинг говорил: «Война – величайшее бедствие, которое может причинить страдание человечеству, она разрушает религию, государства, семьи». Пожалуй, он был прав. Ведь эхо Великой Отечественной слышится и сейчас, спустя почти 80 лет. Причем из Ирака. «ОХ» расскажет подробности.Перебраться в Орск из Углича, стать штурманом...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.