Повышенный аппетит монополистов надо умерить
- Новости
- 03-03-2004
Действительность подбрасывает нам сюрпризы с завидным постоянством. В основном они касаются, конечно, повышения цен на коммунальные услуги и энергоресурсы. Очередная напасть связана с начавшейся заменой электросчетчиков класса 2,5 на класс 2. В одном из номеров об этом подробно поведал начальник Орского межрайонного отделения ОП «Энергосбыт» О. Захаров. Тема, поскольку она связана с кошельками орчан, вызвала немалый резонанс. И не только у рядовых читателей. В итоге возник целый ряд вопросов. Получить ответы на некоторые из них мы попытались у начальника Орского межрайонного отделения «Оренбурггосэнергонадзор» В. Пау.- Прежде всего необходимо сделать несколько уточнений, чтобы было ясно, кто есть кто, - заметил Вячеслав Михайлович. - «Энергосбыт» - часть ОАО «Оренбургэнерго», представляющего РАО «ЕЭС России» в Оренбуржье и производящего электроэнергию с целью получения прибыли. Потребителем в данном случае является гражданин, использующий электроэнергию на бытовые нужды. Госэнергонадзор осуществляет контроль за ее производством и распределением. У потребителя одна задача - оплатить полученную, с позволения сказать, продукцию. Энергоснабжающая организация призвана «...обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии», как предписывает статья 543 в пункте 2 Гражданского кодекса РФ. В Орске «Энергосбыт» практически пытается переложить свои обязанности на чужие плечи. Кому-то обидно за державу, а нам - за жителей города. Монополисты, как правило, отличаются повышенным аппетитом, в результате страдают люди. У соседей в Новотроицке, к примеру, подобного бесправия не наблюдается. Уместно вспомнить, как появился «Энергосбыт» в Орске. Жители Орска, как известно, делятся на две категории. В одну из них входят те, которые проживают в частных строениях и получают электроэнергию от сетей «Оренбургэнерго», являющегося ее поставщиком. Многоквартирные дома до недавнего времени принадлежали большей частью промышленным предприятиям. После их передачи в муниципалитет тресты жилищно-коммунального хозяйства отказались собирать деньги за предоставляемые услуги. Вопрос, что называется, повис в воздухе. Тогда ОАО «Оренбургэнерго» находилось в тяжелом положении: расчеты производились бартером, практически без денег. Поэтому оно и восполнило образовавшийся вакуум, вероятно, надеясь получить хоть что-то. Основанием стали Правила предоставления коммунальных услуг, а конкретнее, пункт 2.6: «При наличии приборов у потребителей допускается производить оплату услуг непосредственно ресурсоснабжающему предприятию, при этом установленные настоящими Правилами отношения исполнителя и потребителя в части обязанностей, прав и ответственности сохраняются, что подлежит отражению в договоре». Фактически речь идет о привлечении к сбору денег постороннего кассира при сохранении за коммунальщиками всех прав и обязанностей, в том числе и обеспечение надлежащего технического состояния и безопасности электросетей, а также приборов учета электроэнергии, ее качества.
- Кто должен отвечать за сохранность счетчиков?
- На этот вопрос отвечает статья 210 Гражданского кодекса РФ: «Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества». Несколько лет назад по городу прокатилась волна воровства электросчетчиков из подъездов. У ТЖХ средств на их приобретение нет. Выход отыскался в пущенном слухе: кто не восстановит пропажу, будет платить за свет намного больше. Хотя это абсолютно незаконно. Ведь счетчики украли у тех, кому они принадлежат, то есть ТЖХ, им и карты в руки. Приборы были смонтированы при строительстве дома согласно проекту, являются его неотъемлемой частью. В неприватизированной квартире розетки тоже принадлежат ТЖХ, а вот включенный в нее утюг - частный.
В связи с возникшим ажиотажем на счетчики народ побежал на рынок, где дешевле. Кражи увеличились еще больше. Цепная реакция набирала силу. Это было еще при предыдущей администрации. Проблема стоила людям немалых нервов. И денег. К тому же, купив прибор и установив, каждый полагает, будто он теперь стал его собственностью. Очередная ошибка. К слову, счетчики ставились на каждую квартиру, на весь жилой дом, на учет общедомовых нужд: освещение лестничных клеток, функционирование лифтового хозяйства, другие надобности.
- Как известно, ТЖХ достаточными средствами не располагает. Но счетчик исчез. Что делать?
- И здесь правила предусматривают четкий порядок. Месяц или два расчет за потребленную энергию осуществляется по средним предыдущим расходам. Если владелец, то есть ТЖХ новый прибор установить не в силах, тогда заключается договор с потребителем в письменном виде на предмет суммы, которую он согласен платить. До тех пор, пока трест не выполнит своих обязанностей. Именно так гласят правила. К тому же, руководствуясь ими, при отсутствии учета «Энергосбыт» теряет право оставаться кассиром. И еще одна деталь: расчет по мощности потребления, применяемый обычно, неправомерен. Это допускается только тогда, когда бытовой потребитель уличен в хищении электроэнергии.
- Чтобы расставить все акценты возникшей проблемы, давайте растолкуем читателям порядок замены счетчиков у бытовых потребителей.
- Энергоснабжающая организация по своей инициативе или по требованию Госстандарта, Госэнергонадзора делает это за свой счет. Работы выполняет квалифицированный персонал, допущенный владельцем электроустановки. По нашим данным, замена однофазных счетчиков на класс точности 2 в Москве производится с 1999 года силами и средствами «Мосэнерго» по 500 тысяч штук ежегодно. Организация, аналогичная «Оренбургэнерго», меняет приборы не в порядке благотворительности, а в силу своих обязанностей. Естественно, соответствующие затраты входят в тариф за электроэнергию.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024