РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Telegram, Whatsapp) 8-922-87-26-626

В пользу точных наук. Как увеличить число технических специалистов?

В пользу точных наук. Как увеличить число технических специалистов?

На очередном заседании Госдума РФ в первом чтении приняла поправки в Закон «Об образовании», которые наделяют кабинет министров правом регулировать платный прием в вузы. Ожидается, что уже в 2026 году доступ абитуриентов к гуманитарному образованию ограничат. К чему это приведет, попыталась разобраться «ОХ». 

В Оренбуржье, как и во всей стране, очень не хватает технических специалистов: инженеров, архитекторов, конструкторов и прочих. Поможет ли ограничение доступа абитуриентов к гуманитарному образованию решить кадровый голод? Как сделать так, чтобы люди шли в технари? Эти вопросы «ОХ» задала Вячеславу Ращупкину, депутату Законодательного собрания Оренбургской области. 

Вячеслав Александрович отметил, что с каждым годом все больше молодых людей поступает в гуманитарные вузы. К сожалению, большая их часть после получения диплома не работает по специальности. 

– Когда я был студентом, в одном потоке со мной учились 50 человек, – рассказывает депутат областного ЗС. – Из них только 5 пошли работать в учебные заведения. Это, конечно, расстраивает. Подобные ситуации происходят из-за того, что многие выпускники школ понятия не имеют, чем хотят заниматься в будущем. Очень часто подают документы во все вузы подряд и начинают учиться там, где прошли по баллам на бюджет. Так, разумеется быть не должно. Но как же тогда решить проблему? Во-первых, предлагаю вернуть в школьную программу такие предметы, как «Черчение» и «Технология». У многих технический склад ума. Но школьник никогда не узнает об этом без практики. К тому же такие уроки будут полезны и гуманитариям. Человек должен быть всесторонне развит. Во-вторых, стоит начать вести активную профориентационную работу. Пусть они проходят тесты на выявление задатков, смотрят видеоуроки о различных профессиях, ходят на экскурсии на предприятия, принимают участие в днях открытых дверей и многое другое. Пусть поймут суть дела, которому хотят посвятить жизнь. В-третьих, нужно работать и со студентами. Если молодой человек на первых курсах понял, что выбранная специальность не подходит для него, пусть переводится на другую, причем в том же вузе. Так он и чужое место занимать не будет, и времени не потеряет. 

Вячеслав Ращупкин добавил, что категорически против сокращения платных мест. А еще он выступает за увеличение числа бюджетных. По его словам, именно так и можно решить кадровый голод.

– В области, да и в стране в целом, много умных ребят, которые хотят учиться, – продолжает Вячеслав Александрович. – Почему бы не дать им возможность получить высшее образование? Уверен, из них получатся отличные специалисты. Кроме того, не помешало бы начать поднимать заработную плату инженерам, энергетикам и прочим технарям и улучшить условия их работы. 

Областной парламентарий также предложил ввести подтверждение диплома. После обучения молодой специалист должен отработать минимум семь лет по профессии. В противном случае диплом аннулируется. 

Фото freepik.com


Нужны поощрения, а не запреты

А что по поводу ограничения числа платных мест в вузах думают те, кто учатся в них сейчас? Своим мнением с «ОХ» поделилась студентка пятого курса ОГТИ Ирина Третьякова. 

Ирина учится на направлении подготовки «Учитель информатики», причем на бюджете. 

– В 2020-м году на этой специальности было 12 бюджетных мест, – рассказывает она. – Конкурс был небольшой, попасть на бесплатное обучение было несложно. Мне все нравится. С нетерпением жду, когда встану рядом с доской и начну учить детей. Если говорить об ограничении доступа к платному гуманитарному образованию, то, узнав об этой инициативе, я пришла в недоумение, так как не понимаю, какой в этом смысл. Каждый гражданин имеет право получить то образование, какое считает нужным. Если человек склонен к гуманитарным наукам, зачем пытаться сделать из него технического специалиста? Кадровый голод не решить запретами. Это уже давно доказано. Работают только позитивные стимулы и создание благоприятной среды для молодых профессионалов.

Фото предоставлено героиней материала


Спокойствие, только спокойствие!

Ответственный секретарь приемной комиссии  Орского филиала МФЮА Елена Усенко пояснила, к чему может привести ограничение платных мест в высших учебных заведениях страны. 

По словам специалиста, согласно новым поправкам количество платных мест будет определять государство, то есть подразумевается введение квоты на определенные направления подготовки. После одобрения поправок в Закон «Об образовании» этот вопрос попадет под контроль государства. Это значит, что специальная комиссия проанализирует вузы по определенным критериям и сделает вывод, сколько платников может принять то или иное учебное заведение.

– Насколько мне известно, эта инициатива была выдвинута для того, чтобы увеличить число технических специалистов: инженеров, архитекторов, агрономов и прочих, – делится Елена Владимировна. – Действительно, эти профессии не очень популярны среди молодежи, а вот юристы, менеджеры, нотариусы и другие, наоборот, пользуются спросом. Предсказать, поможет ли ограничение платных мест в гуманитарных вузах решить проблему, пока что нельзя. Так что хочу сказать орчанам: «Спокойствие, только спокойствие!» 

Елена Усенко также добавила, что с 2026 года выпускникам колледжей и техникумов можно поступать в вузы без сдачи ЕГЭ лишь на схожую специальность. То есть переквалифицироваться из электрика в экономиста так просто не получится. 

– Сдать ЕГЭ кажется многим непосильной задачей. Именно поэтому немало школьников идут после 9 класса в колледжи или техникумы, а уже потом получают высшее образование, – говорит специалист. – Так что, думаю, вот этот закон и сократит число абитуриентов в вузах. 

Фото предоставлено Орским филиалом МФЮА


Экспресс-опрос | Как вы относитесь к предложению сократить платные места в вузах?

Елена:

– Идея неплохая. Но в таком случае необходимо увеличить количество бюджетных. К сожалению, из-за постоянного повышения проходного балла умные ребята, которые действительно хотят учиться, не могут попасть на желанную специальность. Почему бы не поддержать их?

Галина:

– Если платных мест станет меньше, вузы потеряют часть дохода. Чтобы компенсировать убытки, цены могут поднять. Многие выпускники с хорошими оценками останутся за бортом из-за высокой конкуренции, отсутствия должного числа бюджетных мест и высокой стоимости обучения. Словом, сплошные минусы.

Ольга:

– Категорически против! В таком случае получить высшее образование смогут единицы. Остальные либо пойдут в училища и техникумы, либо сразу на работу. Как результат – потеря огромного числа высококвалифицированных специалистов. Лучше бы подумали о том, чтобы увеличить количество бюджетных мест в вузах!

Александр:

– Выбор специальности – личное дело каждого. Если выпускник хочет стать юристом или дизайнером, зачем мешать ему? Если правительство хочет, чтобы в стране было больше инженеров, медиков и прочих, стоит идти другим путем. Для начала было бы неплохо увеличить зарплату таким специалистам.

Фото Дмитрия Бикбова

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.