Выборы без выбора
- Эссе
- 11-03-2004
Тот факт, что Путин будет переизбран на второй срок, практически ни у кого не вызывает сомнений. А потому есть серьезные опасения, что президентские выборы не состоятся. «Не пойду голосовать, все равно Путин президентом станет», - рассуждают многие, забывая о федеральном избирательном законодательстве, в соответствии с которым количество проголосовавших избирателей должно достигнуть 50 процентов. В противном случае выборы будут признаны несостоявшимися. И в глубине души я тоже протестую против фактически безальтернативных выборов. Хотя проголосовать, конечно, надо бы.
Но скучно, господа, наблюдать этот предвыборный фарс. Выборы были своеобразным рингом столкновения идей. Помнится, в 1996 году коммунисты жестко критиковали демократов и наоборот. В спорах и дебатах рождалась истина, и мы четко могли сказать, почему голосуем за этого кандидата, а не за другого. Тогда «красный» Зюганов набрал в первом туре целых 32% голосов по сравнению с 35% ельцинскими. Сохранялся накал страстей и во втором туре, а расклад сил был уже 40% против 54%. А в 2000 году Путин едва избежал продолжения борьбы во втором туре, несмотря на то, что пребывал в должности президента. Сейчас Владимир Владимирович представляет прагматическую идею обустройства России, а остальные лишь поддерживают его, позволяя немного критики. Дескать, мы, барин, вас очень любим, только жестче работайте. Непонятно, против чего и за что выступают «конкуренты» Путина. Неужели это и есть лучшие из лучших? К примеру, кандидат от ЛДПР Малышкин по прозвищу «горячая голова» прославился дракой с двумя думскими кандидатами во время прямой телевизионной трансляции и призывами «почистить» силовые структуры, чтобы «там остались люди фанатично преданные государству». Представитель «красных» Харитонов тоже заявил о себе лишь в период выборов, обещая вернуть народу все, что было отнято во время грабительских реформ. Только за чей счет – кандидат не говорит. Председатель Совета Федерации Миронов не постеснялся быть неоригинальным, требуя увеличить минимальную оплату труда, приравнять статус учителей и врачей к статусу госслужащих. Хакамада и в предвыборной гонке ведет себя как настоящая женщина: капризничает, заигрывает, строит интриги. То она подает протест в Центризбирком, то призывает всех кандидатов от оппозиции не участвовать в президентских выборах. Да и в кампанию-то включилась, «чтобы президент Путин нас услышал», а не потому, что у нее другой, принципиально новый, подход к строительству светлого будущего. А чего стоит Миронов со своим лозунгом «Когда командир идет в бой, он не должен делать это один»? Бывший кандидат Рыбкин и вовсе превратил выборы в анекдот. Причем, в дурной. Четыре дня страна переживала за пропавшего невесть куда кандидата, а потом еще долго гадала: что было причиной пропажи - амурная история, происки спецслужб или что-то еще. Ранее малоизвестный любитель партизанских вылазок в Киев за рекордно короткий срок стал суперпопулярным, изрядно пополнив деньгами свой избирательный фонд. А потом взял да и снял кандидатуру, отметив, что это решение было принято без каких-либо консультаций с главным финансистом его кампании Борисом Березовским. И наплевать, что на его «раскрутку» потрачено порядка 30 млн. рублей. Похоже, опытный политик Рыбкин и его спонсоры поняли, что дальнейшие потуги просто смешны, а денег на продолжение борьбы потребуется немало.
По сути, предвыборная кампания распалась на две параллельные кампании, мало связанные между собой. В первой участвует действующий президент, и его задача – набрать максимальный результат. Во второй - все остальные, борясь друг с другом за право прийти к финишу после Путина. Кто-то из политологов даже сравнил выборную гонку с велогонкой: для того, чтобы велосипедисты могли ехать максимально быстро, перед ними запустили мотоциклиста, который задает ритм и в любой момент может оторваться от спортсменов на значительное расстояние.
О том, что предстоящие президентские выборы не что иное, как фарс, говорит отсутствие в списке кандидатов таких известных политиков, как Зюганов, Жириновский и Явлинский. Опытные «акулы» поняли, что даже 10-процентный барьер им не по зубам. Для раскрученных фигур это фиаско, а для новых лиц в политике участие в выборах – отличный старт. Путин парит настолько высоко, что намеренно позволил опустить рейтинговый показатель, устроив в самый неподходящий момент перетряску правительства. И теледебаты ему не нужны: и так каждый день на экране демонстрирует заботу о нуждах электората.
Наблюдая за тем, как вся страна готовится к выборам президента России, волей-неволей проникаешься мыслю, что процесс демократизации зашел в тупик или даже начал движение в обратном направлении. Эдак мы и до культа личности дойдем и репрессий...
У Путина только один соперник - угроза срыва выборов. «Наверху» это понимают и пытаются найти выход. Были даже предложения всячески карать несознательных граждан различными способами - от наложения банальных штрафов до ущемления в гражданских правах на очередной избирательный период. При этом ссылались на несуществующий международный опыт борьбы с игнорированием избирательного права, пытаясь им прикрыть собственную идейную беспомощность. Возможно, проблему явки попытаются решить технологическими способами: не помогут информационные технологии, будут задействованы старые надежные административные ресурсы. Даже если выборы не состоятся, власть все равно останется в тех же руках.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024