РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Товар не впрок - верни в срок

При защите любого права необходимо помнить, что успех дела во многом зависит от соблюдения сроков, предусмотренных законом или договором. Так, для защиты прав потребителей при покупке товара в розницу важно не пропустить срок годности, гарантийный срок и срок службы. Опорой вам будут Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон) и Гражданский кодекс (далее - ГК).Имейте в виду, что на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары устанавливается срок годности товара. По истечении этого срока товар считается непригодным для использования по назначению. Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, любой датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (ст. 473 ГК). Продавец обязан передать покупателю товар с таким расчетом, чтобы он мог быть использован до истечения срока годности. Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается (п. 5 ст. 5 Закона).
Гарантийный срок представляет собой период времени, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка продавец обязан удовлетворить по выбору покупателя одно из следующих требований, установленных ст. 18 Закона:
а) о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
б) о соразмерном уменьшении покупной цены;
в) о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула);
г) о замене на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
д) о расторжении договора купли-продажи. При этом потребитель обязан возвратить товар с недостатками.
Потребитель вправе предъявить требования, указанные в п. а) и б), и изготовителю.
Покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству. Под существенными понимаются недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно и т. д.
Гарантийный срок начинается с момента передачи товара покупателю и продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии своевременного извещения продавца о недостатках товара. Для сезонных товаров (обуви, одежды и пр.) гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона.
Если гарантийный срок установлен не изготовителем, а продавцом, либо гарантийный срок, установленный продавцом, продолжительнее аналогично срока, установленного изготовителем (такое может быть с целью привлечения покупателей), требования к продавцу, порядок и сроки их удовлетворения, а также ответственность продавца за неисполнение этих требований устанавливаются договором между потребителем и продавцом.
На товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. На товары длительного пользования, в том числе комплектующие изделия, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, изготовитель обязан устанавливать срок службы (п. 1, 2 ст. 5 Закона). В течение срока службы изготовитель обязан обеспечивать безопасность эксплуатации товара, его ремонт и техническое обслуживание, возмещать вред, причиненный имуществу, жизни или здоровью, возникший в связи с пользованием товаром, несмотря на соблюдение правил пользования вещью, установленных изготовителем.
Если срок службы не установлен, он равен 10 годам со дня передачи вещи покупателю (ст. 6 Закона). В случае выявления существенных недостатков товара, допущенных по вине изготовителя, потребитель вправе предъявить изготовителю в течение срока службы требование о безвозмездном их устранении. Если данное требование не будет удовлетворено, потребитель вправе по своему выбору потребовать замены товара либо возвратить товар и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Срок службы имеет практическое применение, когда уже истек гарантийный срок. Требования, связанные с недостатками товара, в течение срока службы в отличие от гарантийного срока предъявляются только к изготовителю.
Если на товар не установлены гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но не превышающий двух лет со дня передачи товара покупателю, либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи (ст. 477 ГК).
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 477 ГК). При обнаружении недостатков в пределах гарантийного срока покупателю ничего не нужно доказывать, продавец принимает его претензии безоговорочно. Лишь в случае обнаружения вины покупателя в возникновении недостатков вещи продавец вправе на нее несогласиться.
Купленный непродовольственный товар соответствующего качества, но не подошедший покупателю по цвету, фасону, форме, размеру или другим признакам, можно обменять или возвратить продавцу в течение 14 дней, не считая дня покупки, если более длительный срок не объявлен продавцом (ст. 25 Закона).
Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменном виде. В отношении товаров длительного пользования изготовитель или продавец обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет (ст. 20 Закона). Требование о замене товара исполняется изготовителем или продавцом в 7-дневный срок со дня его предъявления, при необходимости дополнительной проверки качества товара - в 20-дневный срок, при отсутствии необходимого для замены товара - в течение месяца (ст. 21 Закона).
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, а также о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), подлежат удовлетворению продавцом или изготовителем в течение 10 дней со дня предъявления (ст. 22 Закона).
За нарушение перечисленных выше сроков продавец или изготовитель, допустивший такое нарушение, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара (ст. 23 Закона).
Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, подлежит возмещению в полном объеме, если он причинен в течение срока годности или срока службы товара, а если таковой не установлен - независимо от времени его причинения (ст. 14 Закона). Вред возмещается продавцом или изготовителем - по выбору потерпевшего.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем или потребителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (ст. 15 Закона).
И. ХОЛОМЕЕВ.

Материалы по теме

Товар не впрок - верни в срок

При защите любого права необходимо помнить, что успех дела во многом зависит от соблюдения сроков, предусмотренных законом или договором. Так, для защиты прав потребителей при покупке товара в розницу важно не пропустить срок годности, гарантийный срок и срок службы. Опорой вам будут Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее -...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.