«Время больших реформ постепенно проходит», - утверждает мэр Орска Ю. Черноусов
- Власть
- 20-03-2004
Переходный период от одной системы хозяйствования к другой – это период больших изменений, по-современному - реформ. Не дай Бог, как говорят, родиться и жить во время перемен. Но время не стоит на месте, и вот общий комплекс больших реформ в стране, как я думаю, исчерпал себя… И, хотя еще много будет принято новых законов в Государственной Думе и Законодательном собрании, еще немало выйдет президентских и губернаторских указов, теперь все они будут нести в себе скорее корректирующую нагрузку, чем какое-либо коренное изменение. А оставшиеся известные реформы (в частности, о земле) будут мало нас, горожан, касаться. В стране в общем наступает период относительной стабильности – а это не что иное, как начало этапа социально-экономического развития и совершенствования.НО ОДНА РЕФОРМА ЕЩЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
И все же есть одна реформа, которая уже начата в нашем городе, продолжается и скоро закончится. Это реформа ЖКХ.
Поскольку она прямо затрагивает интересы всех нас, я счел необходимым непосредственно выйти к читателям «Орской хроники» и рассказать им о текущем положении в реформировании нашего жилищно-коммунального хозяйства.
Очевидно, многие орчане в последнее время заметили некоторые изменения вокруг МПО ЖКХ. Так, генеральный директор объединения вдруг стал заместителем мэра, в горадминистрации появился коммунальный отдел, то же самое произошло в каждой районной администрации… Более того, стали говорить чуть ли не о полном разрушении существующей системы жилищно-коммунального обслуживания населения…
Так что же происходит на самом деле?
Речь, конечно же, идет не о разрушении, а, скорее, наоборот - о создании новой системы, то есть, говоря официальным языком, о муниципальной реформе ЖКХ как комплексе мероприятий по обновлению всех коммунальных структур, начиная с головного объединения и кончая трестами и жилищно-эксплуатационными участками. Обновить – это значит, изменить их и сделать такими, чтобы они соответствовали современным требованиям и, прежде всего, рыночным условиям.
Часть населения увидела кадровые перемещения, а это лишь маленькая видимая часть того «айсберга», каковым на деле является муниципальная реформа ЖКХ. Понятно, что изменения в такой важной сфере как ЖКХ, не могут не тревожить орчан.
Итак, что приобретем, а что потеряем мы в конечном итоге – по окончании реформы?
Прямо скажу: никто ничего не потеряет, а, наоборот, приобретет обновленную городскую систему коммунального хозяйства с лучшим качеством обслуживания населения.
МОСКОВСКИЙ СЦЕНАРИЙ РЕФОРМЫ ЖКХ И ГОРОДСКАЯ ПОЛИТИКА
О российской реформе ЖКХ говорилось и писалось давно, мы же с коммунальщиками всерьез взялись за эту проблему почти три года назад и теперь приступаем к завершающей ее стадии. Но, прежде чем рассказать о ней, вспомним о реформе ЖКХ в общем ее виде, как она декларируется Москвой. Это известно: реформа, с одной стороны, направлена на то, чтобы население в конце концов оплачивало 100 процентов тарифов жилищно-коммунальных услуг. Другое ее направление - формирование в коммунальной сфере рыночных отношений и сопутствующих им структур – холдингов, управляющих компаний и так далее.
Поговорим сначала о первом. Мы знаем, какой высокий уровень жизни населения в центральной части страны, а особенно в столице. Соответственно, там уровень коммунальных платежей давно превысил 90 процентов, а в Москве уже достиг 100 процентов.
Но Орск не Москва и даже не Самара… Уровень и качество нашей жизни намного отстают от западных регионов России, и этот факт нельзя не учитывать при реформировании такой важной для нашего населения сферы, как ЖКХ. Не может быть у нас уровень коммунальных платежей таким же, как в Москве и Санкт-Петербурге. И орчане, надеюсь, не забыли, как мы с депутатами на протяжении ряда последних лет сопротивлялись правительственным планам и соответствующему давлению со стороны областных властей. Да, мы, не скрывая того, тормозили свой рост коммунальных платежей и только сейчас – в январе 2004 года - довели его до 70 процентов.
Это, насколько я знаю, один из самых низких показателей коммунальных платежей в нашей области, и в текущем году он дополнительно повышен не будет. И это, я считаю, большой плюс - можно говорить, что муниципальная реформа ЖКХ в нашем городе в какой-то мере идет по орскому сценарию, а не по московскому… Это что касается первой стороны правительственной реформы ЖКХ и нашей здесь политики.
О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ «МОНСТРА» - МПО ЖКХ
Что же касается второго направления реформы, то правильнее будет назвать ее реструктуризацией городского жилищно-коммунального хозяйства. Она полностью касается только наших коммунальных служб и направлена на улучшение качества обслуживания населения… Вот именно ею мы сегодня вплотную занимаемся, и о ней хочется поговорить подробнее.
Раньше, как многие из орчан помнят, у города практически не было своих зданий и сооружений. Как известно, почти все они были ведомственными. В Советском районе, например, жилье обслуживали железнодорожники, ОЗТП… В Ленинском районе – ЮУНК, механический завод и так далее.
По мере того, как промышленные предприятия стали передавать все свое жилье и «социалку» на плечи города, росло и расширялось наше МПО ЖКХ, которое сегодня напоминает своеобразного «монстра», ежегодно пожирающего почти треть городского бюджета. Этот, так сказать, «монстр» рос и рос вширь за счет постоянного механического присоединения все новых и новых объектов… Конечно, какие-то достижения были и у него, но в целом внутреннего, качественного его развития не происходило… Таким образом, существующая система городского коммунального обслуживания населения в конце концов обрела громоздкость и потеряла былую эффективность.
КАК БЫЛИ СОЗДАНЫ ПРЕДПОСЫЛКИ К РЕФОРМЕ
Почему мы не могли раньше провести эту реформу? Да просто мы не были к ней готовы. Дело в том, что в городском хозяйстве еще три года назад отсутствовало достаточное количество приборов учета. И поэтому расходовали мы в городе воду, тепло, свет безмерно – по старым нормативам, по неписаным правилам, по примерным расчетам. И платили по счетам, соответственно, безбожно…
Говорить о какой-то реформе в таких условиях просто не приходилось. При этом речь, напомню, шла о подготовке коммунальной сферы к работе в рыночных условиях. А вода, тепло, свет – все это может стать рыночным товаром только тогда, когда их потребление можно точно контролировать, то есть взвешивать, измерять и так далее.
Поэтому в последние два-три года была проведена большая работа – подготовительная. Чего, кстати, никто не сделал до сих пор - ни Оренбург, ни Кувандык, ни Бузулук. Так что мы в определенном смысле являемся здесь лидерами… И вот в течение этих лет мы постепенно стали внедрять в городе - сначала в муниципальных учреждениях, а затем и в жилых домах - приборы учета и энергосберегающие технологии и технику.
Сейчас положение здесь резко изменилось к лучшему. Муниципальные учреждения охвачены счетчиками на сто процентов. Жилые дома в частном секторе города - от 70 до 100 процентов. Меньшими темпами, но также происходит установка счетчиков в многоэтажных жилых зданиях.
(В скобках замечу: как дополнительный результат принятых нами мер – в городе практически исчезли перебои с водоснабжением. Уверен, не будет их теперь и летом. Очевидно, нам придется в связи с этим менять концепцию водоснабжения.)
И вот сейчас мы считаем, что в городе в основном созданы необходимые предпосылки для более радикальных действий, то есть непосредственной реструктуризации городского жилищно-коммунального хозяйства.
О НАЛОГАХ С ДОТАЦИИ, КОММЕРЦИИ И РАЗДУТОМ УПРАВЛЕНЧЕСКОМ АППАРАТЕ
Что она собой представляет? Первое. У нас очень большое число предприятий коммунального хозяйства - я имею в виду ЖЭУ, тресты и МПО ЖКХ… Город, горадминистрация, ведет дотацию коммунального хозяйства через МПО ЖКХ, а оно, в свою очередь, переадресует средства ниже – по всем своим предприятиям. В результате получается, что это уже не дотация, а как бы финансовая помощь вышестоящего учреждения нижестоящим. И, соответственно, с этих бюджетных денег, которые мы направляли на коммунальное хозяйство города, брались налоги – до 36 процентов. То есть с каждых десяти миллионов наших дотаций мы сразу теряли 3,6 миллиона. И такая практика существовала многие годы… Это первое.
Второе. Мы учли, что на рынке коммунального хозяйства уже появились первые наши коммерческие структуры… И сегодня часть зданий и сооружений, часть проблем коммунального обслуживания населения стали брать на себя коммерческие предприятия, причем показывая достаточно высокие результаты. Поэтому в дальнейшем мы планируем расширять коммерческий сектор на рынке коммунальных услуг, тем самым увеличивая здесь цивилизованную конкуренцию. А следом, по рыночным законам, нужно ждать и улучшения качества обслуживания населения.
В связи с этим возникает третье. У нас в системе городского коммунального хозяйства избыток управленческого аппарата. Многие знают, что это такое. Это один из основных факторов громоздкости и низкой эффективности ЖКХ.
И вот мы собираемся через реорганизацию и объединение части родственных предприятий уменьшить количество трестов, оставив по одному в каждом районе города. Соответственно, как мы увидим, уменьшится и число управленцев.
Что касается МПО ЖКХ, то этот «монстр» как административная структура сегодня находится в стадии самоликвидации и завтра-послезавтра прекратит свое существование. Кроме того, в каждой районной администрации уже сейчас появились коммунальные отделы. В результате, по нашим расчетам, повысится ответственность как работников коммунальных предприятий, так и сотрудников райадминистраций. Повысится ответственность - за что? За свою деятельность, за состояние и содержание района…
Далее мы сделаем так, чтобы районные тресты стали управляющими компаниями, а их предприятия, которые непосредственно выполняют муниципальные заказы и обслуживание населения, перешли на упрощенную систему налогообложения. Это здорово упростит их работу, и именно эту схему мы сегодня отрабатываем и внедряем…
ЭТУ РЕФОРМУ ЖКХ СЧИТАЮ СВОЕЙ
И еще такая деталь. Только на оптимизации бюджетной дотации и сокращении управленческого персонала мы предполагаем получить в этом году порядка 12 миллионов рублей. Сразу же скажу: все эти сэкономленные деньги пойдут на повышение зарплаты коммунальщиков. Правда, повышение выйдет небольшое, но и это, как говорится, лучше, чем ничего. Уже подписано нужное распоряжение. Насколько я помню, рабочие получат примерно 15-20-процентную надбавку, мастера – около 10 процентов. Управленцы повышения пока не получат.
И в заключение. Так получилось, что в Московской академии, где мне пришлось учиться, я защищал дипломный проект «Реструктуризация предприятий коммунального хозяйства». А раз я взял такую тему, значит, подробно знакомился с нашими предприятиями. Посмотрел новые нормативы, разработки, провел расчеты. И выяснилось, что очень много у нас непроизводительных затрат и расходов… Вот отсюда все, в принципе, и началось.
Поэтому реформу ЖКХ в нашем городе я в какой-то мере могу считать своей и, конечно, некачественное ее проведение допустить просто не позволю. Ни себе, ни другим. На благо наших жителей…
Ю. ЧЕРНОУСОВ, мэр г. Орска.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024