РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

«Много общего у школ современной и дореволюционной»

Вы знаете, в чем особенности работы национальной или Александровской женской школ? А где в Орске находится сквер Дружбы, заложенный комсомольцами России, Кубы, Индии и Чехословакии? Приятно констатировать, что этими вопросами сейчас интересуются школьники. С подачи орского филиала ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» ребята занялись достаточно серьезными исследованиями истории города.Свою работу Анна Колобова, 11-классница школы № 32, начала обдумывать еще на летних каникулах. Разрабатывать взялась необычную тему «Прошлое и настоящее образования Орска». Для того чтобы собрать документы, необходимо было обратиться не только в орский краеведческий музей, городской архив, управление образования, но и начать переписку с архивом Санкт-Петербурга.

- Аня, в своем докладе ты подробно рассматриваешь два периода в истории орского образования: до революции 1917 года и после перестройки. Почему выбрала именно это время?
- Потому что условия жизни очень похожи. И в том, и в другом случаях шло становление капитализма. Интересно было сравнить, что изменила прошедшая сотня лет.
- Сто лет – огромный промежуток времени. Сейчас не найти очевидцев, потеряны документы. На основании каких материалов ты строила работу?
- Действительно, документов сохранилось очень мало. Многие здания школ разрушены. Кое-какие свидетельства пришлось искать в архивах других городов. Но мне удалось узнать, что до революции в Орске существовали 16 школ. При том количестве населения получалось, что обучалось 26 процентов орчан. В своей работе я рассказываю о казачьей, церковно-приходской, национальной, Александровской женской школах, реальном училище и женской гимназии, здания которых еще сохранились в Старом городе.
- У всех них есть какие-то принципиальные различия?
- Да, но было и много общего. Например, для всех характерна гуманитарная направленность, обязательными были латинский и греческий языки. Исключение составляло только реальное училище, в котором, помимо прочих, преподавались точные науки. В основном обучение продолжалось 6-7 лет, но если школьник отличался особыми успехами, то мог окончить 8-й класс и стать воспитателем, гувернером. Все учебные заведения существовали в основном за счет меценатства – состоятельные горожане обеспечивали технический потенциал, но обучение было платным: в женской гимназии, например, на деньги учениц проводились балы, оказывалась материальная помощь бедным девочкам.
Но у каждой школы была своя особенность. Национальные, например, создавались в основном при мечети, однако иногда возникали самостоятельно. Известна школа Гумировой – эта женщина приехала из Казахстана, была очень образованной и в своем доме обучала 6 человек. В казачьей школе нашего приграничного города учились только дети казаков, их было почти 50 человек. Вообще, все жители станицы были грамотными, считали, что образование необходимо тем, кто находится на страже интересов России. Реальное училище сначала было частным, а через пять лет после возникновения в результате упорных ходатайств перешло в разряд государственных учебных заведений. По его окончании молодые люди уже могли работать, преподавая точные науки.
- А почему женская школа называлась Александровской?
- В честь основателя или попечителя. Почти все школы так назывались. Например, была имени Юдина – городского главы. Одна из школ именовалась Матушкиной в честь монастырской настоятельницы.
- Что же общего между царской и современной системами образования?
- Общего очень много. Это и появление платного образования, и зависимость качества знаний от стоимости обучения. Разнообразие учебных заведений было и остается широким: сейчас в Орске 56 общеобразовательных школ, 2 – вечерние, 2 гимназии, кадетская, церковно-приходская, при которой существует мужская гимназия, школа «Рекорд». Как теперь, так и в прежние времена сказывается недостаточность государственного финансирования: зарплата учителей до 1917 года была самой низкой. В то же время существует определенный контроль над учебным процессом со стороны государства, у выпускников есть возможность получения дополнительного образования, углубления специализации.
- В чем же тогда различия?
- До революции не существовало понятие «начальная школа». Сейчас очевидной является незаконченность системы духовного образования: поблизости нет семинарий, где выпускник церковно-приходской школы мог бы продолжить обучение. В современных школах изучается намного больше предметов, уроки посещают практически 100 процентов населения, введена практика единого во всей стране госэкзамена. С развитием научно-технического прогресса возросло и качество образования: появились химические и физические приборы, компьютеры, но, к сожалению, слабо развито меценатство.
- Что было самым сложным в научной работе?
- Она вообще нелегко давалась, потому что являлась для меня первой. Сложно было найти документальные материалы и обобщить их. Можно сказать, что это была своеобразная репетиция – думаю, в вузе подобная практика будет для меня полезной.

Фото Д. Бикбова.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.