Воздух, недра и вода - наша общая беда
- Власть
- 31-03-2004
Анализ состояния окружающей среды Орска показывает, что серьезных изменений в сторону улучшения экологической обстановки в 2003 году не произошло. По-прежнему на состояние окружающей среды оказывают свое влияние различные виды деятельности человека: экономика, товарное производство, транспорт и др.Особую остроту приобрела проблема загрязнения воздуха и воды, где наряду с хозяйственной деятельностью загрязнение обуславливается физико-географическими и метеорологическими особенностями.
Почему экологическая обстановка не меняется к лучшему? Кто в этом виноват? Эти и другие вопросы мы задали начальнику отдела окружающей среды при администрации В. Бережному.
- Главным препятствием в этом вопросе считаю инертность депутатов горсовета. На декабрьском заседании они утвердили всего 7,5 миллиона рублей на экологию, когда поступлений по этой статье запланировано 24 миллиона рублей. По большому счету, даже и этих денег недостаточно, чтобы решить все экологические проблемы города. Не принесло положительного результата обращение экологов Орска к председателю комиссии горсовета А. Селифанову.
- Как смотрится Орск на фоне других городов?
- Областным центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды проводились наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в 5 городах региона: Оренбурге, Новотроицке, Орске, Медногорске, Кувандыке. Орск и Новотроицк - самые загрязненные.
Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят ЮУНК, ОХМК; ОНОС, завод «Синтезспирт»; механический завод, ОЗТП, автомобильный транспорт. Наиболее крупные предприятия расположены в северной и северо-восточной частях города. Для Орска характерны интенсивные транспортные потоки при невысоком уровне озеленения вдоль автомагистралей. Большое влияние на загрязнение воздушного бассейна города оказывает факел ОХМК, расположенный в 7 километрах западнее Орска.
Наблюдения за атмосферой проводятся на четырех стационарных постах, расположенных на Вокзальном и Орском шоссе, улицах Шевченко и Пацаева. Посты условно подразделяются на «городские фоновые» (в жилых районах), «промышленные» (вблизи предприятий) и «авто» (рядом с автомагистралями или в районах с интенсивным движением транспорта).
Степень загрязнения атмосферы города высокая, индекс загрязнения выше допустимой нормы и среднего значения по России. Запыленность, диоксид серы дают нам ЮУНК и ТЭЦ-1, диоксид азота - ОХМК, оксид углерода - ТЭЦ-1. В наибольшей степени атмосферный воздух города загрязнен фенолом, основным источником выбросов которого является ОНОС, а при западном ветре - ОХМК (коксохимическое производство). Аэрозоль серной кислоты «поставляет» нам завод «Синтезспирт». За последние 5 лет вырос уровень загрязнения атмосферного воздуха диоксидом серы, фенолом, оксидом углерода, диоксидом и оксидом азота, снижена концентрация сероводорода.
- Как выполняется экологическая программа, и каковы планы на будущее?
- В прошлом году, исходя из пятилетней программы, мы планировали направить на выполнение экологических мероприятий 12,5 миллиона рублей. Но нам выделили всего чуть более 3 миллионов. Отсюда и результат. Например, для вовлечения в переработку руд Сахаринского рудника с повышенным содержанием никеля в прошлом году ЮУНК было запланировано возвратить 1,5 миллиона рублей, в этом году - ничего. В следующем году планируется вернуть 2 миллиона рублей. Скорее всего, этого не произойдет. Не будет культивации золоотвалов ТЭЦ-1: нет средств. А ведь предприятия вправе ожидать от администрации города направления этих средств на решение экологических проблем города, где проживают и их работники.
- Как обстоят дела с водой?
- Назрела проблема качества и добычи питьевой воды. Если не выделять деньги на строительство новых водоводов, устранение утечек, мониторинг скважин, то лет через 15 город останется без воды. Исправление ошибок будет стоить дороже. Плата за пользование водными объектами идет по назначению. Сегодня нет настоящего госконтроля на местах, и экологические проблемы уходят на задний план. Уже не секрет, что дебет воды в скважинах напрямую зависит от уровня Урала. Летом река пересыхает - уровень опускается, а на Ириклинское водохранилище надежды мало. Как выясняется, оно построено с технологическими нарушениями. Отсутствуют гидротехнические сооружения на реках, которые впадают в него. Все, что смывается с полей, лугов, пастбищ весной и летом, опускается на дно водохранилища. Ценные виды рыб исчезают. Что будет с водохранилищем через 20 лет, никто не знает. Сегодня там нужно проводить серьезную экологическую экспертизу. Наш город в этом крайне заинтересован. Независимые эксперты научного института сделают прогноз на десятилетия.
Без научного подхода ничего делать нельзя. Мы сегодня, например, заключили договор с фирмой «TALKA», специалисты которой проведут в Орске с помощью грамметрической станции специальную цифровую аэрофотосъемку на предмет разлива нефтяных подземных озер. Узнать, есть ли эти пятна, двигаются ли они, чем это грозит городу. Работа стоит 1,5 миллиона рублей, но результат оправдает средства.
- Выходит, все дело в равнодушии властей?
- При принятии Закона Оренбургской области «Об областном бюджете на 2004 г.» депутаты добились поправки «...установить в 2004 году плату за негативное воздействие на окружающую среду в следующих долях: 25% - в областной бюджет, 55% - в местный и 25% - в федеральный». Но депутаты забыли указать, что эти 55% должны тратиться на нужды экологии, они просто не прописали это в законе. Кроме этого, в другом постановлении сказано: «...приостановить с 1 января по 31 декабря 2004 г. действие статьи 5 Закона Оренбургской области от 18.02.1999 г. «О ставках платы за пользование водными объектами в части полного использования средств от платы за пользование водными объектами на финансирование природоохранных мероприятий». И эти целевые деньги расходовать нужно на экологию.
Плата за пользование водными объектами собрана в Орске в размере 11 миллионов рублей, а вернулся в город 1 миллион 200 тысяч рублей. Приняв статью. 33 Закона Оренбургской области «Об областном бюджете на 2004 г.», депутаты отдали на откуп чиновникам решение судьбы «экологических» денег. Отсутствие эффективных федеральных и областных законов позволяет манипулировать природоохранными задачами и мероприятиями, оставляя их на остаточном финансировании. А ведь Орск находится в зоне экологического бедствия. В Государственной Думе несколько лет лежит Закон «О зонах экологических бедствий». Если он будет принят, то Орск получит все свои положенные платежи: плату за недра, воду, сверхнормативные выбросы. Это будет дополнительным финансовым ресурсом для решения экологических проблем.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024