РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Жить в мире с собой учат «трудных» подростков

Кажется, что учреждения дополнительного образования существовали всегда и занимать досуг ребятни – святая обязанность их работников, передаваемая из поколения в поколение. Дети здесь что-то мастерят вечерами, участвуют в конкурсах, завешивают поделками стены в детской, а тем, что стоит за этим, чем наполнена каждая минута, мало кто интересуется.На первый взгляд кажется удивительным, с какой охотой подростки приходят в центр «Искра». Но, окунувшись во внутренний мир этого учреждения, убеждаешься, что всему есть причина.
Основная нагрузка в работе с «трудными» детьми лежит на трех педагогах. Это психолог-хореограф Ю. Баранник, методист по воспитательной работе Т. Макарова и педагог-организатор О. Гирина.
Психолог-хореограф – непривычное сочетание. Однако именно в этом и состоит работа Юлии Баранник. Сначала она получила хореографическое образование, затем поступила в орский пединститут, где, помимо основной специальности, приобрела еще и дополнительную – педагога-психолога и вот уже четвертый год работает в «Искре».
Она занимается не только с детьми, но еще консультирует родителей и коллег. В информационном фонде центра ежемесячно обновляется бюллетень «Психологическая помощь семье», где Юлия предлагает тесты и актуальные рекомендации. Регулярно проводятся психологические гостиные, куда родители приходят с наболевшим: как подготовить ребенка к школе, избежать семейного конфликта с подростком.
Работать с «трудными» детьми нелегко: тут не всегда хватает теоретических знаний, потому что в каждой семье свои проблемы и они по-разному отражаются на душевном состоянии мальчишек и девчонок. Одни с готовностью открываются психологу, им самим интересно по итогам диагностики узнать, что они собой представляют. А другие поначалу неохотно идут на откровенный разговор. Но с течением времени загораются глаза и у них, когда обнаруживаются скрытые способности, которыми не обладают сверстники.
Есть у Юлии воспитанники, с которыми проводятся индивидуальные занятия. Это те, на ком необходимо концентрировать внимание в течение целого часа, чтобы добиться эффективного результата. Кажется преувеличенным тот факт, что занятия танцами могут сдерживать развитие умственной отсталости, но это действительно так.
Юлина методика работы с агрессивными детьми была отмечена на городском конкурсе, а сейчас Баранник готовится к участию в общегородской акции профессионального самоопределения подростков. Оказывается, у всех участников кружков есть склонности к какому-то определенному виду деятельности. Например, театралы любят лидировать, их интересует работа предпринимателей, менеджеров; ребята, увлекающиеся рисованием, могли бы стать дизайнерами; те же, кто посещает кружок «Сделай сам», относятся к реалистическому типу – с удовольствием копаются в механизмах.
Но работа психолога – это только часть процесса дополнительного образования. Она бы не имела смысла, если б Юлия не работала в тесном контакте с Т. Макаровой и О. Гириной, которые занимаются проблемой социализации подростков. Их программа «Рука помощи» стала лауреатом областного конкурса и представляет Оренбуржье на российском уровне.
Татьяна Юрьевна и Ольга Владимировна в основном работают с учащимися школ № 38 и 15, классными руководителями коррекционных классов, педагогами-психологами, сотрудниками комиссий по делам несовершеннолетних и т. д.
Они приходят в школы в сентябре и в течение года регулярно посещают классные часы. Темы для обсуждения самые различные – это правоведение и хорошие манеры, любовь и здоровье. Поначалу дети и педагоги присматриваются друг к другу: первые пытаются понять, зачем им навязали эту «обязаловку», а последние стараются заинтересовать школьников и как бы между прочим выявляют в классе маленьких «звездочек». Постепенно они привыкают друг к другу, подростки видят, что к ним приходят не для галочки, и с охотой бегут не только на классные часы, но и в «Искру» как после уроков, так и по выходным. А окунувшись в творческую жизнь, открывают в себе неизведанные стороны. Школьные учителя замечают, что у ребят повышается успеваемость, выравнивается поведение, даже внешний вид меняется!
К ребятам разных возрастов нужен отдельный подход: пятиклассников, только-только расставшихся с начальной школой, надо учить организованности, для учащихся 7-8 классов актуальна профилактика, а выпускников основной школы – профориентация. Причем давать им информацию только в форме лекций – напрасный труд. Макарова и Гирина умудряются даже во время праздничных мероприятий заниматься воспитанием.
Откуда у подростка возникает агрессия? Это результат того, что ребенок не умеет жить в мире с собой и окружающими. Ему сложно довериться родителям, поэтому педагогам «Искры» так важно установить теплые, близкие отношения с воспитанниками. Постепенно они уже не просто внимательно слушают, но и сами задают вопросы, которые касаются, в том числе, и больной темы сексуальных отношений. Подрастающее поколение не верит в прописные истины, многие думают, что миром правят деньги и сила. Разумеется, с таким отношением к жизни они становятся изгоями, перестают верить в себя, и это относится к ребятам из любого социального слоя. Для педагогов здесь главная задача – доказать «трудным» подросткам, что они ничем не хуже, не менее способные, чем остальные, и могут всего добиться в этой жизни. Главное – иметь цель.
Когда Гирина и Макарова только начинали работать над программой, всякое бывало: и руки опускались, и нервы сдавали. Но проблема «трудных» детей – из разряда вечных, и кто-то должен заниматься ее решением, поэтому, несмотря ни на что, сотрудницы «Искры» упорно продолжали занятия, отыскивали новые методики, перерабатывали их, привлекали к сотрудничеству тех, кто может или должен влиять на подростков. В результате получилась уникальная программа, учитывающая взаимодействие всех, кто имеет отношение к воспитательному процессу. Возможно, вскоре труд педагогов «Искры» будет выпущен отдельным изданием и станет доступным для всех учителей. Но на достигнутом они останавливаться не собираются: чувствуют в себе силы сделать еще больше.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.