Между школами и детсадами
Финансирование детсадов и школ в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» волнует Вячеслава Ращупкина давно. Еще будучи депутатом ЗС, он пытался доказать неэффективность модели распределения средств, действовавшей тогда в Оренбуржье, и считал, что надо ее пересмотреть. Досконально изучил тему, обсудил с представителями власти, проконсультировался с юристами и, как ему тогда казалось, доказал свою позицию. Подход к перераспределению финансов действительно недавно изменили.
Однако наработок Ращупкина не учли. Депутат считает, что надо было увеличить норматив, в соответствии с которым высчитываются суммы, необходимые детским садам на все затраты. Областные законотворцы же ввели единую субвенцию. Если раньше распределение целевых межбюджетных средств рассчитывалось по нескольким методикам и расходы на дошкольное и школьное образование разделялись, то теперь две субвенции объединили.
– Это значит, что сейчас можно в рамках одной субвенции тасовать средства между детсадами и школами. Но будут ли все эти передвижения прозрачны, вот в чем вопрос, – отмечает Вячеслав Александрович. – Изначально в постановлении регионального правительства, на основании которого распределялись финансы между организациями, все было изложено понятно. Закончилось тем, что муниципалитеты смогли часть денег, которые предназначались школам, перераспределять и отдавать детским садам. При этом норматив на реализацию той или иной программы рассчитывает и устанавливает правительство субъекта в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Еще на стадии обсуждения распределения финансов в Оренбуржье Вячеслав Ращупкин указывал на противоречия Бюджетному кодексу и Федеральному закону «Об образовании». Меньше средств, чем рассчитано, направлять на конкретные цели нельзя, иначе будут страдать качество образовательного процесса и результат.
Что не так с нормативом?
В нынешней системе немало спорных и непонятных моментов, считает депутат. Взять хотя бы понятие «Малокомплектные школы», в финансировании которых свои особенности. В соседних регионах, по словам Ращупкина, число таких школ варьируется, но их, как правило, больше ста. А в нашем регионе всего семи учреждениям присвоен этот статус, зато критериев для признания малокомплектности больше, чем у других. Самих же школ с численностью менее 15 человек – больше 80. Смысл вот в чем: не важно, сколько учеников в классе, 5 или 20, педагог должен получать одинаковую зарплату. А финансирование школ как раз-таки зависит от количества учащихся, ведь средства по нормативу выделяются на одного ученика. Норматив для того и придуман, чтобы высчитать объем затрат, необходимый на этого школьника. То есть и финансирование должно зависеть, по идее, от числа человек в конкретном классе. На деле же, как уверяет депутат, при одинаковом количестве учащихся одной школе могут дать денег больше, а другой – меньше. При этом сослаться, к примеру, на то, что у педагогов разная квалификация. И тут не придерешься, ведь тем, у кого она выше, положена более высокая зарплата.
– Но и бездумно увеличивать норматив тоже нельзя, – подчеркивает Ращупкин. – Нужно считать скрупулезно, закладывать в затраты действительно необходимый минимум, чтобы денег хватало на все. Так или иначе, даже с учетом новой методики перераспределение средств между школами и детскими садами идет в разрез с законом «Об образовании» и «Бюджетным кодексом».
А еще, по его мнению, неплохо бы пересмотреть ставку для всех педагогов. Многим из них сейчас приходится брать дополнительные часы только для того, чтобы получать ту самую высокую зарплату, о которой заявляют региональные власти. Тогда и молодежь, возможно, пойдет в учителя. А родителям не придется нанимать репетиторов, поскольку знания дети будут получать в нужном объеме в школе.
Фото Дмитрия Бикбова