Присоединяйтесь к нам: Присоединяйтесь к телеграмм каналу ОХ   Присоединяйтесь к группе ВКонтакте ОХ   Присоединяйтесь к группе Одноклассники ОХ   Присоединяйтесь к каналу Дзен ОХ  

РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
ПО ТЕЛЕФОНУ (MAX, Telegram) 8-922-87-26-626

«Вот она какая...» Орчанки ковали Победу в боях и дошли до Берлина

«Вот она какая...» Орчанки ковали Победу в боях и дошли до Берлина

В Орске все меньше тех, кто видел войну своими глазами. Их остались единицы. Совсем недавно на девяносто девятом году ушла из жизни последняя фронтовичка города Наталья Портненкова. О ней мы писали не раз. А сколько их было, женщин, которые прошли сквозь огонь Великой Отечественной войны и которым в советское время не посвящали больших статей в газетах? В основном короткие заметки или очерки, без рассказов о фронтовых трудностях и сложностях жизни в мирный период. Мы вспомним некоторых из них.

Они никогда не выпячивали грудь в орденах. Да что там говорить, редко надевали медали. Никогда не хвастались. А когда у них спрашивали про подвиги, скромно отвечали, что не чувствуют себя героями, просто защищали Родину. Наверное, поэтому про военный путь фронтовичек Орска так мало известно. Но кое-какую информацию о некоторых из них «Хроника» отыскала в том числе  на страницах «Орского рабочего».

С фронта – в больницу

Вся жизнь Анны Андреевой была связана с медициной. Сначала она служила санинструктором I Прибалтийского фронта. Затем 32 года работала медсестрой Саракташской больницы. Последние пять лет фронтовичка посвятила санаторию-профилакторию завода легких металлоконструкций, где была горничной. Журналисты о ней писали: «Сколько больных за эти годы благодарили Анну Ефимовну за чуткость и внимательность! Где бы ни работала коммунистка с почти пятидесятилетним стажем, везде старалась быть добросовестной и исполнительной. Отсюда и признание среди товарищей, фронтовые и трудовые награды».

В самое пекло

Путь Надежды Осиной тоже связан с медициной. В годы Великой Отечественной войны орчанка была санинструктором одного из батальонов 1089-го стрелкового полка 322-й стрелковой дивизии. Вместе с передовыми ротами шла в самое пекло боя. Под вражеским огнем оказывала раненым первую медицинскую помощь. Вот как описывают журналисты один из эпизодов: 

– Бои шли уже на улицах Тернополя. Надя с трудом перетащила в подъезд полуразрушенного дома тяжелораненого сержанта. В этот момент гитлеровцы заметили девушку, попытались схватить ее. Но она не оробела и в упор хлестнула длинной очередью из автомата по фашистам. Трое упали замертво, остальные ретировались. Надежда Осина, отложив оружие, начала делать перевязку сержанту. В тот день она перебинтовала и сопроводила в укрытие 26 воинов.

Во время боя за Тернополь отважную орчанку ранили. Однополчане даже считали ее погибшей. Каково же было их удивление, когда Надя из госпиталя вернулась в свой батальон!

Овладела радиоделом

Мария Петрова попала на фронт глубокой осенью. И сразу под Сталинград. Ей, как и тысячам других воинов, пришлось научиться ползать по-пластунски, стрелять, овладевать радиоделом и телефонной связью. Спустя месяц орчанка умела определять типы самолетов, их курс и высоту полета.

– Чаще всего приходилось дежурить на тракторном заводе и элеваторе, – рассказывала фронтовичка. – Бывало, город бомбили до двухсот раз. Девчата мужеству учились у бойцов 62-й армии. Душой батальона была Тоня Серебрякова, учительница из Тоцкого района. Я с ней встречалась после войны в Оренбурге. 

Мария прошла Украину и Молдавию, была дважды контужена. А в мирное время трудилась старшим инспектором по кадрам в тресте «Орскпромстрой». 

Она сидела у рации

А этот очерк журналисты отыскали в одной из российских газет послевоенного времени. Он о девушке из Орска Анне Арефьевой. В сороковых она трудилась на одном из заводов и как-то, возвращаясь с подругой после ночной смены, поделилась:

– Я на фронт решила пойти. У меня там три брата.

Подруга Катя Петренко лишь рассмеялась:

– Ну и фронтовик... Да тебя там сразу убьют, ты же вон какая слабенькая!

Вскоре Аня уехала, окончила курсы радисток и была назначена в артиллерийскую часть. А потом и первую награду получила. Орден Красной Звезды. В местечке под Гдыней. Генерал Вабаджинян, увидев тоненькую фигурку Ани, только и сказал:

– Вот она какая…

А уже в боях за Берлин Анна Арефьева едва не погибла. Во время уличных боев на машину, где она сидела у рации и передавала данные, от очередного прилета тяжелого снаряда посыпался кирпич, взрывной волной вырвало дверь. Но радистка передавала сведения, не обращая внимания на обстановку, на автомате. Очнулась только тогда, когда чьи-то сильные руки подхватили ее и вытащили из машины. А после, сойдя с поезда на родной станции, Аня шла по Орску, вглядывалась в трубы завода-гиганта и шептала:

– Милая мама! Как мне хочется тебя обнять!

Навсегда в памяти

Случалось, что фронтовички сами писали в газету. Накануне 8 марта 1985 года в «Орский рабочий» пришло письмо от А. Кравченко, ее имя, к сожалению, не сохранилось. Она рассказала журналистам о встрече с боевой подругой Зоей Поляковой.

Фронтовые товарищи встретились на курорте в Светлогорске. А служили они в годы войны в одной авиационной части под Сталинградом.

– 1942 год. Шли жестокие бои под Сталинградом, – вспоминала фронтовичка. – Наши летчики днем и ночью бомбили врага, вели воздушную разведку, чтобы точно знать месторасположение фашистских танков и артиллерии. Зое Поляковой и мне приходилось вести обработку материалов аэрофоторазведки. Работали в трудных условиях. Навсегда остались в памяти сражения под Харьковом и Смоленском, на Курской дуге. С боями мы дошли до Берлина.


Сборник для фронтовичек

Татьяна Титова, дочь Героя Советского Союза Анатолия Андреева, много лет бессменный председатель клуба «Фронтовичка». Она вместе с Ириной Панаистовой какое-то время назад выстроила планомерную работу с участницами Великой Отечественной войны. Знали каждую, виделись с каждой, обсуждали проблемы, решали их. А главное – собирали по крупицам информацию.

История клуба «Фронтовичка» началась девять лет назад. Тогда Татьяна Титова побывала в гостях у орчанки, прошедшей всю войну. Внук ветерана принес гостям альбом со старыми фотографиями и оставил их беседовать. Сам же заявил: «Ничего не знаю о том времени и знать не хочу!» 

– Как же поразили эти слова! В плохом смысле, конечно, – говорит Татьяна Анатольевна. – Мне всегда казалось, что своей историей, а уже тем более судьбой близких, надо интересоваться. А тут такое отношение, равнодушие. Помню, я подумала: а ведь, пожалуй, фронтовичкам есть что рассказать для тех, кто еще готов их слышать. Так родилась идея создать сборник об орских участницах войны.

Татьяна Титова обратилась в городские библиотеки и музей, собирала информацию о женщинах с миру по нитке. И вскоре появилась небольшая книга «Наша гордость – орские фронтовички». В нем 36 историй. Мало? Да. Но на тот момент уже многих участниц Великой Отечественной не было в живых. 

– Теперь мы говорим: поколение железных фронтовичек ушло. Ушло с Натальей Портненковой. Нам с Ириной Панаистовой больше некого поздравлять с праздниками, навещать и петь фронтовые песни под гармонь, – вздыхает Татьяна Анатольевна. – Понимаем, что время неумолимо идет вперед, свидетелей той войны становится все меньше. Однако их наследие не должно пропасть. Продолжим проводить патриотическую работу со школьниками, рассказывать им о героях Великой Отечественной. Ведь, как сказал Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

В 1980 году в Орске было 2680 фронтовичек.

Фото из архива «ОХ»

Материалы по теме

«Вот она какая...» Орчанки ковали Победу в боях и дошли до Берлина

В Орске все меньше тех, кто видел войну своими глазами. Их остались единицы. Совсем недавно на девяносто девятом году ушла из жизни последняя фронтовичка города Наталья Портненкова. О ней мы писали не раз. А сколько их было, женщин, которые прошли сквозь огонь Великой Отечественной войны и которым в советское время...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.