РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Боком к фасаду

Кипит жизнь по красной линии проспектов: блистает буржуазным счастьем дорогая реклама не очень нужных товаров, громыхают трамваи и динамики пивных забегаловок. Вечерами на проспектах светло и шумно. За фасадами с витринами магазинов и баров – традиционно не ухоженный быт с текущими кранами, гнилыми трубами и потрескавшимися стенами. Отцы города полагают, что износ муниципального жилого фонда и коммуникаций превышает 60 процентов, а может, и все 70. В жизни это означает, что дом ремонтируется только изнутри. Жильцы самостоятельно меняют батареи, окна, стояки, «гребенки», унитазы и ванны. Шпаклюют, красят, оклеивают.
Стены, крыши и подвалы домов – в тех самых процентах износа.
В этой грустной действительности есть две заметные новости. Во-первых, орскую «коммуналку» местные власти взялись реформировать, что называется, сверху. Во-вторых, жители сами начинают искать пути спасения многоэтажных развалюх.
Зачем нужна реформа системы эксплуатации жилых домов, знает большинство населения. Из собственного печального опыта этой весны, поясню самым несведущим. Если сосед сверху позвонит диспетчеру ремонтников из-за порыва трубы горячей воды, то это не означает, что беду ликвидируют. Если вы позвонили диспетчеру с жалобой, что сосед сверху заливает вашу квартиру горячей водой, то это вовсе не означает экстренного принятия мер. Придется еще несколько последующих часов призывать к совести коммунальных менеджеров, потом необходимо прийти к ним лично с письменным требованием, составить акт о продолжающемся потопе и пообещать обратиться в суд за разрешением конфликта. Вот затем, пока комиссия из техника и бригадира слесарей будет выдвигаться к месту события, аварию ликвидируют.
Все просто. Сантехники уже имеют мобильные телефоны. Когда «запахнет жареным», работник успевает прибыть на объект за несколько минут и за десяток минут ликвидирует протечку. Результатом ненавязчивого коммунального сервиса остаются кусочки резины, примотанные к стояку проволокой, мокрые стены, акт о доблестном выполнении обязанностей, украденное у жильцов время, испорченные нервы. Издевательство над жильцами в акте поясняется словами «были заняты на других работах». То есть неисполнение прямых обязанностей признается нормой поведения муниципального предприятия.
Примеров служебного нерадения много. Вот еще один. Нежданный апрельский снегопад для девятиэтажки по ул. Попова стал маленьким всемирным потопом. Ливневая канализация, собирающая воду с крыши и проходящая внутри подъездов, давно не работает. Талые воды хлынули по лестнице, затопили площадки этажей. Диспетчер управляющей компании «успокоил» паникующих жильцов – техник осмотрит «ливневку» после выходного, напишет докладную начальству. Правда, трубы давно надо менять, но нет денег.
Такой сервис и пытаются реформировать в Орске. С недавнего времени бывшие начальники ЖКО называются директорами МУП. Тремя десятками МУП командуют три «Муниципальные управляющие компании жилым фондом» с оригинальной аббревиатурой «МУКЖФ». Именно эти МУКЖФ стали заказчиками, исполнителями и контролерами качества всех эксплуатационно-ремонтных работ.
Чиновники говорят, что, реформировавшись в малые предприятия, они будут экономить на налоговых отчислениях, высвободившиеся рубли направят на долгожданный ремонт. Однако есть в Орске конторы, которым безобразия с затоплением квартир горячей водой не понятны. Двум частным предпринимателям позволено заниматься обслуживанием домов. Об этом опыте на страницах газет написано достаточно, и фамилии называть не имеет смысла. Так вот, в домах с частным обслуживанием, извините, ремонтного пофигизма нет в принципе. И быть не может изначально. Зарплату работники получают своевременно, а нерадивые после пары жалоб жильцов вынуждены увольняться.
Самым любопытным моментом в обслуживании жилья предпринимателями оказалась (не поверите) обязательность квартплаты. Она, как на выборах депутатов при социализме, – 99 процентов. Жители предпочитают расплачиваться вовремя. Правда, для сбора квартплаты пришлось нанимать специального человека, способного довести финансовый конфликт до судебного разбирательства.
Я искренне радовался за жильцов, узнав, что квартплатой у частного предпринимателя занимается бывший сотрудник детской комнаты милиции, человек многим известный и глубоко уважаемый.
В это же время городским МУП население и предприятия на сегодняшний день без зазрения совести задолжали многие десятки миллионов рублей. Можно было бы ожидать, что реформа «коммуналки» пойдет в сторону развития частной инициативы. Ан нет. Реформа по-орски предполагает отказ от «лишних» участков и укрупнение оставшихся. Собственно, идет дальнейшая концентрация производства в руках самого неэффективного собственника – чиновника.
Наверное, логика, понятная только власти, в этом есть. Упорная молва о предстоящей приватизации утверждает, что в ближайшем будущем ремонтные и управляющие конторы могут стать акционерными обществами. Со всеми достоинствами и пороками акционерного бизнеса.
Но главная причина кризиса, на взгляд замученного орским сервисом обывателя, остается неизменной. Реформа по-орски финансовых отношений между жильцами приватизированных «хрущеб» и коммунальными конторами не затрагивает. Они остаются незыблемыми. Владелец квартиры остается бесправным плательщиком подушной подати да еще имеет право купить необходимую справку (некоторые можно получить и бесплатно). А директора МУП остаются сборщиками денег, заказчиками ремонта, исполнителями и контролерами (те еще будут акционеры). Работники МУП за эти деньги могут вешать хомуты на стояки и осматривать другие текущие трубы, еще обязаны подметать асфальт, убирать снег и строить показательные грядки для цветов у домов с осыпающейся со стен штукатуркой. И еще коммунальщики могут объяснять, почему они не смогут сделать тот либо другой вид ремонта фасада или крыши (нет денег).
Понятно, что на первом месте в этих отношениях остаются сбор квартплаты и выписка справок. Все остальное можно делать либо не делать. В зависимости от порядочности, работоспособности и прочих человеческих качеств чиновников, слесарей, дворников...
Впрочем, ремонт иногда делают. Но за качество, понятно, не отвечают. Приведу шокирующий пример. На старом доме прохудилась железная крыша. Несколько лет жаловались жильцы на протечки потолков и, используя «телефонное право», добились ремонта. За неделю рабочие сняли прогнившее железо крыши, вместо него настелили шифер. Заодно выкинули ставшие ненужными жестяные сливы. Заново закрепили кое-как старое ограждение по краям скатов, создав уступы для накопления весеннего льда. Бригада работящих мужичков за пару недель справилась с заданием и растворилась на других объектах. Но потом... Всего за две-три весны шифер по краям крыши полопался. Сейчас потоки дождевой воды размывают штукатурку и шлакоблок стен старого дома. Еще через сезон такого обслуживания дом можно будет признавать аварийным.
Вся беда в том, что муниципальная жилищная контора, ставшая МУП, материально не заинтересована в ремонте вообще и качестве ремонта, в частности. Она эксплуатирует жилой фонд, но за его состояние рублем не отвечает. Делать выступающие защитные металлические откосы под краем шифера или как-то иначе защищать стены от разрушения сборщики квартплаты не стали. Возможно, не хватает элементарной квалификации, которая когда-то была у строителей.
Это и есть самый отчаянный коммунальный кризис, разрушающий дома. Структурный и кадровый, в первую очередь, финансовый – во вторую. И можно бесконечно повышать квартплату, а ситуация не поменяется. И денег не хватит. Но выход из хронического недоремонта, конечно, есть. Это конкуренция подрядных ремонтных контор. Коллективные собственники жилья, выступающие заказчиком коммунальных услуг, способны заставить нормально работать коммунальные службы. На основе подрядного договора, даже при существующем недофинансировании. Или менять подрядчика как неэффективного исполнителя.
Беда в том, что слишком кардинальные преобразования опасны для управления городом. Сегодня в одном административном кулаке зажаты убыточные трамвай, похоронная служба, садово-парковое хозяйство, дорожное управление, водоканал, лифтовое хозяйство, коммунальные конторы и прочие, и прочие. Все они бедные и все управляются небольшими бюджетными допингами. Вырви из этого финансового потока дотации на жилье – можно обрушить всю городскую инфраструктуру.
И понять чиновников можно. Можно даже посочувствовать живущим в коттеджах из-за тяжести груза административных проблем, возложенных на ответственные плечи. Только вот жителям разваливающихся «хрущеб» от этого понимания не легче.
С. ГРИГОРЬЕВ.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.