В воздух на одном крыле
- Спорт
- 01-07-2004
В последнее время дельталеты стали настолько популярны, что практически ни один праздник не обходится без их показательных выступлений. Многим не раз приходилось наблюдать за полетами, действиями пилотов и техников по обслуживанию дельталетов. Самые смелые успели полетать на этом небольшом летательном аппарате.В нашем городе имеется несколько дельталетных клубов, среди которых - «Сокол» (руководитель М. Дорохов), «Апогей» (руководитель А. Зотов). Они входят в состав объединенной федерации сверхлегкой авиации России, которая регулирует и регламентирует их внутреннюю и внешнюю деятельность.
Сейчас трудно сказать, кто первый решил изготовить из легких материалов летающее крыло, надеть его на себя и за счет силы встречного ветра, разбежавшись с горы, подняться в воздух. Так появился дельтаплан - упрощенный вариант дельталета. Со временем самые дотошные умудрились присоединить к крылу раму с мотором. Так получился дельталет, шутливо прозванный в народе «крыло-рога». Дельталеты быстро завоевали любовь нашей молодежи, а с ней и право на жизнь.
– 27 лет назад оренбургские братья Георгий и Аркадий Варнаевы разработали чертежи, самостоятельно изготовили такое чудо и совершили на нем первый полет, – рассказывает председатель Оренбургской областной федерации СЛА (сверхлегкая авиация) О. Янцен. – Тот памятный год и можно считать днем рождения сверхлегкой авиации Оренбуржья. В Орске первые самоделки появились чуть позже.
За прошедшие годы наука и техника сильно шагнули вперед. За границей промышленные образцы дельталетов различных конфигураций выпускают десятками тысяч в год – от очень простых до элитных. Некоторые наши предприятия тоже разрабатывают и выпускают такие аппараты, но штучно и по очень высокой цене. Несмотря на это, поклонники и фанаты «пятого океана» приобретают их. Самодельные самолетики давным-давно ушли в прошлое.
После знакомства с дельталетчиками, как только появляется свободное время, стараюсь быстрее добраться до летного поля, потому что дельталет сам по себе «штучка» довольно интересная. А каких тут людей только не встретишь.
– Среди пилотов и обслуживающего персонала случайных людей не бывает, – объясняет А. Мещеряков, – все они влюблены в небо. Вот, например, наш техник-механик Валерий Рудницкий, мы его зовем Петровичем. С 1961 по 1963 годы был в парашютном звене Орского аэропорта, до армии совершил 200 прыжков. На армейской службе в ВДВ добавил еще 300, за что получил звание За-служенного мастера спорта СССР. Сейчас, несмотря на возраст (ему 57 лет), готовится к сдаче экзаменов и дальнейшей аттестации через федерацию СЛА на пилота-инструктора.
На станции юных техников нашему делу обучаются мальчишки и девчонки – будущие пилоты, техники-механики, парашютисты. Трудно сказать, все ли станут специалистами, но в жизни приобретенные навыки пригодятся обязательно. Тем более для призывников.
– Какие качества вырабатываются у ваших подопечных?
– Самое главное – собранность, так как небо суеты не любит. На примерах мы показываем им, что все надо делать не торопясь, но грамотно и четко. Те, кому это не нравится, покидают нас, поняв, что это не их дело.
– Ну, что, летим завтра на Ириклу? – к разговору присоединяется Александр Зотов. – У нас там показательные выступления на «Парусной регате», «покатушки» (на сленге пилотов – катание всех желающих на дельталете). Парашютистов будем для прыжков поднимать, Володя Колесниченко – за главного. В общем, работаем по полной программе.
Меня долго уговаривать не пришлось. На следующий день, теряясь от полноты впечатлений, лечу по заданному курсу. За штурвалом дельталета опытный кувандыкский пилот Борис Сморчков. Час лета, и мы на месте, но это уже другая история.
В. МАЗАЕВ.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024