Какой абитуриент не хочет стать студентом...
- Общество
- 29-07-2004
Наконец-то школа отпустила в свободное плавание своих питомцев: сданы выпускные экзамены, позади шум, веселье, огромные расходы и неизбежная грусть выпускных балов, на руках аттестаты зрелости. Но отдышаться после тяжкого забега и родители, и недавние школьники вряд ли успели: впереди новая дистанция под названием «выбираю профессию».Государственное лучше
В относительно небольшом Орске можно овладеть множеством профессий. Высших и средних специальных учебных заведений, кующих специалистов разной направленности и разного качества, десятки. И, даже если выпускник заранее обдумал, куда пойти учиться, головы уставших от суеты родителей забиты одной мыслью: «Только бы ребенок поступил». Пути достижения цели традиционны: знания и деньги. Хотя сейчас предпочтительнее уместное соседство этих двух категорий. По словам начальника управления образования А. Пожара, 90% выпускников желают обучаться в высших учебных заведениях, пусть даже на коммерческой основе.
Среди институтов бесспорным лидером является Орский гуманитарно-технологический, который нынешним летом собрал под своей крышей 3893 человека, претендующих на 583 бюджетных места.
– Всех желающих институт принять не сможет. Дополнительно к основной цифре будет зачислено около 200 человек по договору с оплатой стоимости обучения сверх контрольных цифр приема, – говорит проректор по учебной работе и экономическим вопросам Г. Шолохова. – В этом году лидирующие позиции по востребованности среди абитуриентов вновь занимают экономические специальности.
Наш корреспондент проехал по иным городским вузам и выяснил, что экономические и юридические специальности, несмотря на перенасыщенность рынка труда безработными юристами и экономистами, продолжают оставаться наиболее популярными, при этом стоимость обучения на них довольно высока – от 12 до 18 тысяч рублей.
– Конкурировать с коммерческими вузами мы можем по узкому кругу специальностей, преимущественно экономических, – продолжает Шолохова. – Коммерческие вузы готовят юристов и экономистов потому, что это не требует значительных материальных вложений со стороны вуза, достаточно приобрести необходимую литературу, нет нужды специальным образом оборудовать аудитории. Но вопросы, касающиеся качества предлагаемого образования, пока остаются.
Занимают они умы и сотрудников Министерства образования РФ. Наверное, именно поэтому совсем недавно по стране была проведена массовая аттестация ряда институтов. Результатом стало лишение 17 из них лицензий.
– Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников вуза требованиям госстандартов высшего образования по специальностям, – объясняет юрист И. Холомеев. – Студентам и абитуриентам в первую очередь необходимо обратить внимание на наличие у вуза государственной лицензии и свидетельства о государственной аккредитации. Лицензии на ведение образовательной деятельности выдаются Министерством образования на основании заключения экспертной комиссии, которая формируется с участием представителей органа управления образования области. Целью аккредитации вуза является установление (подтверждение на очередной срок) его государственного статуса по типу (вуз) и виду (институт, университет, академия) с установлением перечня образовательных программ высшего образования, по которым вуз имеет право выдавать выпускникам дипломы гособразца о высшем образовании. Госаккредитация вуза осуществляется на основе аттестации.
Если быть объективными, то гораздо легче получить высшее образование тем ребятам, родители которых не стеснены финансово. Что и говорить, попытки «втиснуть» ребенка в институт через знакомых или при помощи иных, всем известных, способов будут всегда. Высокий уровень знаний – важный фактор, но не единственный. Введение Единого государственного экзамена как раз и было призвано сделать процесс поступления более справедливым и честным.
ЕГЭ от коррупции не спасет
Так называемый «вузовский» этап ЕГЭ стартовал 17 июля. Предназначен он для тех ребят, которые не сдавали предметы, необходимые для поступления на ту или иную специальность, в школе. С этого года практически все вузы России производят зачисление абитуриентов на основании результатов сдачи Единого госэкзамена.
– Специально для «вузовского» этапа департамент общего и профессионального образования Оренбурга заказал в Московском центре тестирования комплекты тестов, – рассказывает Шолохова. – Спецпочтой пакеты были доставлены в Орск и вскрыты в присутствии абитуриентов в день экзамена. С этого года в ОГТИ студенты на все специальности принимаются по результатам ЕГЭ.
Вопрос о том, нужен ли единый государственный экзамен, активно дебатируется и средствами массовой информации, и в Министерстве образования РФ. Новый министр образования А. Фурсенко обещал, что к осени он окончательно будет проработан и одиннадцатиклассники получат точный ответ, как они будут сдавать экзамены в высшие учебные заведения впредь. Стоит отметить, что многие вузы, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга, данную форму экзамена не очень приветствуют. Самый большой минус ЕГЭ – это то, что преподаватели вуза не видят абитуриента. А это важно, особенно, когда речь идет о педагогических специальностях. Ведь будущему студенту придется проводить урок, классный час, общаться с родителями, а потому он не должен быть косноязычен. Кроме того, велика вероятность незначительных арифметических ошибок, которые при устном общении могут быть вовремя замечены и исправлены преподавателем, а в процессе тестирования приведут к ошибке и уменьшению итогового балла.
Высказывания о том, что данная система дает возможность мальчику из далекой Сибири поступить в престижный московский вуз, тоже сомнительны по той причине, что в разных регионах уровень подготовки отличается, а тесты даются одинаковые. В этом году тесты по физике были довольно сложные, с ними не справлялись даже хорошо подготовленные дети.
В качестве плюса ЕГЭ называли его значительную роль в искоренении коррупции в вузах. Но если коррупция была в вузах, то она с успехом может переместиться в иное звено.
Престиж растет, а качество?
Разношерстные кучки школьников с взволнованными родителями толпились последние недели и у зданий всех орских колледжей и лицеев. Специалистов эти учебные заведения готовят разных и, если верить статистике, крайне необходимых. Поэтому желающих получить среднее профессиональное образование достаточно: конкурс колеблется от 1 до 5 человек на место. Абитуриентам наряду с попытками поступить на бюджетное место предлагают возможность обучаться на коммерческой основе. Стоимость обучения в колледже достигает 7 тысяч рублей. Но в условиях, когда о росте престижа рабочей профессии не говорит только ленивый, родители выкладывают необходимую сумму, лишь бы дитя получило хоть какую-нибудь профессию. Интерес к той или иной специальности в сузах в огромной степени зависит от успешности работы местных промышленных предприятий, производств. А вот профориентационная работа в школах практически не ведется. И не потому, что преподаватели колледжей и лицеев не хотят рассказывать ребятам о достоинствах конкретных профессий, просто директора некоторых школ категорически запрещают проводить подобные беседы с учащимися. Причина тому – боязнь не набрать десятые классы в условиях дефицита учеников.
– В сложившейся ситуации о росте престижа рабочей профессии и общем подъеме среднего профессионального образования, на мой взгляд, говорить рано. Но то, что оно востребовано, несомненно, – убежден директор машиностроительного колледжа Г. Игнатенко. – Почему ребята идут получать среднее образование? Одни – потому что не верят в возможность получения бесплатного высшего, другие в школе учились не очень и считают себя не подготовленными для поступления в вуз. А за годы обучения в колледже, лицее ребенок успевает себя познать, понять, какой дорогой идти дальше: избрать рабочую специальность или продолжать образование (по статистике, 50% выпускников экономических специальностей продолжают обучение в вузе). Кроме того, в современных условиях работодатели стараются заполучить работника высококвалифицированного, хорошо подготовленного. Колледжи и техникумы такую подготовку обеспечивают. Да и в институтах нашим выпускникам обучаться гораздо легче. Тем более, что сейчас наметилось сближение высшего и среднего профессионального образования. С этого года в Оренбургском государственном университете по 21 специальности прием выпускников ссузов ведется на льготных условиях.
Коммерческие колледжи и лицеи расплодились за последние годы ничуть не в меньшей степени, чем вузы; как следствие, снизилось качество среднего профессионального образования. В угоду моде в восточном Оренбуржье одних только экономистов готовят 17 средних учебных заведений.
Когда ссузы получили самостоятельность, начался произвол. Не должны лицеи давать среднепрофессионального образования. Два года назад генеральный прокурор опротестовал эти действия, и, скорее всего, в будущем лицеи будут приравнены либо к начальному профессиональному образованию, либо к общему образованию с конкретным профессиональным уклоном. Деятельность коммерческих колледжей, лицеев необходимо контролировать, строго следя за качеством подготовки выпускаемых ими специалистов. Необходимо создание единой системы подготовки квалифицированных кадров, а для этого нужно наладить связь между ПУ, институтами, заводами. Тесно взаимодействуя, мы должны сообща растить профессионалов.
Очевидно, что в этом году проблем с нехваткой абитуриентов не испытало ни одно из профессиональных образовательных учреждений Орска. Всеми правдами и неправдами старались абитуриенты попасть в заветный список зачисленных. Хочется надеяться, что венцом перенесенных мук станет добросовестное постижение избранного ремесла, а не утомительные по тяжести пытки ради получения корочки, желательно о высшем образовании.
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Слоганы писали и победу одержали!
03-12-2024 -
На Кирпичной и Краснодонской не будет света
03-12-2024 -
Школе-интернату – тщательное обследование
03-12-2024 -
На свет появились Иванна и Марианна
03-12-2024 -
Были ребята, а стали Орлята!
02-12-2024