Дальнобой по трассе на Каменный пояс
- Репортаж
- 31-07-2004
Сериал «Дальнобойщики» показывали по телевизору несколько раз. Истории о том, как напарники Сашок и Федор Иванович колесили по всей России и всегда с честью выходили из сложных ситуаций, весьма полюбились зрителю. Трасса таит массу неожиданностей и опасностей, но в то же время она манит, заставляя собираться в путь.
Мой сосед Сашка часто ездит в дальние рейсы на своем «КамАЗе». Он шофер по призванию. Как-то раз сказал: «В дороге устаешь, хочется побыстрее домой, но стоит вернуться – снова тянет на трассу». Как-то раз предложил ему составить компанию в поездке, он согласился: «У тебя будет много материалов для статьи». С БОГОМ!
Предстояла поездка в город Катав-Ивановск Челябинской области. До него ехать ни много ни мало – 800 километров. Бывалые дальнобойщики улыбнутся – расстояние для профессионалов небольшое, но я отправлялся на автомобиле в такую поездку впервые, и не на легковой машине, а на многотонном грузовике. Да и не в этом дело – просто хотелось испытать на себе все «прелести» путешествия по трассе.
Ровно в 9 утра рядом с подъездом тормознул «КамАЗ». Мы уложили сумки и термосы так, чтобы они не мешали в поездке. Когда все было закончено, приятель повернул ключ в замке зажигания, двигатель грузовика взревел.
- С Богом! – сказали мы одновременно.
По дороге нужно было заехать за снабженцем Юрием. Ему-то и получать груз на литейно-механическом заводе в Катав-Ивановске. Погрузив вещи Юрия, мы направились в сторону Новоорска, попутно купив продуктов на рынке ОЗТП.
- Это уже традиция, – сказал Сашка.
Ехали не спеша. И дело не в том, что не хотели «гнать лошадей». «КамАЗ» не был рассчитан на дальние рейсы. Не было спального места, да и движок без делителя. Максимальная скорость, которую мы могли набрать, составила 75 км/ч. Большегрузы, рассчитанные на больший тоннаж, запросто нас обходили.
- На них можно все девяносто и сто сделать, – резюмировал Сашка. – Мне бы такой грузовик, проблем бы меньше было.
К обеду уже проехали Теренсай и Айдырлю, приближаясь к границе Оренбургской и Челябинской областей. Вскоре увидели дорожный указатель, гласящий, что до Челябинска осталось 420 километров.
Как только пересекли границу Челябинской области, асфальт закончился.
- Сейчас 10 километров грейдер будет, – сообщил водитель.
Ехать по дороге, засыпанной гравием и утрамбованной грузовиками, было не более приятно, чем елозить задним местом по стиральной доске. Пустой наш грузовик трясло, как в лихорадке. Мы сбросили скорость до 20 км/ч, и время, пока ехали по грейдеру, показалось мне вечностью. К счастью, когда я уже успел порядком устать от такого путешествия, вдали замаячила кромка асфальта. Начиналась нормальная дорога.
В зеркало заднего обзора увидел, что нас догоняет какой-то «КамАЗ». В кузове стоял огромный электродвигатель. По клейму на изделии понял, что это земляки из Кувандыка. Поравнявшись с нами, водитель выставил в окно кулак с опущенным вниз большим пальцем. Одет он был как в американских фильмах о «крутых» водителях: жилетка, черные очки и кожаные перчатки с обрезанными пальцами. Я спросил у Сашки, что сей жест означает.
- Соляру предлагают, а если палец вверх поднят, то спрашивают, нет ли на продажу. Еще раз спросят, просто махни головой, что нам ничего не нужно.
На подъеме мы снова обошли кувандыкский грузовик, и я сделал так, как мне сказал водитель.
Впереди был поселок Бреды, через который проехали на малой скорости. Чтобы выехать на трассу, пришлось двигаться по проселочной дороге. Впереди заметили два грузовика, которые выезжали на грейдер, поднимая клубы пыли. Пришлось спешно закрывать окна и верхний люк. Дорожная пыль, мелкая, как тальк, заполнила салон, оседала на лицах и руках, скрипела на зубах. Когда выехали на хороший асфальт, прибавили скорости. Через 40 с небольшим километров мы уже были в городе Карталы. Остановившись на обочине, быстро перекурили и решили, что следующая остановка будет в поселке Варна, до которого ехать еще 50 километров.
- Там есть хорошее кафе – дешево и сердито. Перекусим блюдами узбекской кухни, – сказал Юрий.
ОСОБЕННОСТИ ГАСТРОНОМИИ И НЕ ТОЛЬКО
На выезде из Карталов внимание привлекла дорожная гостиница с французским названием «Ля Фэр». Стоит отметить, что в окрестностях Орска, да, наверное, и во всей Оренбургской области, архитектура мотелей другая. Гостиница была сделана в форме небольшого средневекового замка, и яркая вывеска привлекала внимание. Пока ехали до Варны, все допытывался у Сашки, как на этой трассе обстоит дело с бандитами. Довольно часто приходилось слышать истории о дорожном рэкете и так называемых «проездных», которые сборщики подати выдают водителям на определенный участок дороги.
- Эта трасса нормальная, тихая. Вот Магнитогорск – Челябинск – другое дело. Ребята, которые там ездили, рассказывали, что платишь оброк местным браткам, а они тебе взамен вымпел соцсоревнования дают. Ну, ты знаешь, такой красный, советских времен. Едешь по трассе и, если видишь, что тебя прижимает какая-то легковушка, высовываешь из окна этот вымпел. Вроде как пропуск. Мы эту трассу пересекать будем.
На подъезде к Варне грузовиков на трассе стало больше. Остановившись у небольшого кафе, заметили, что там же пришвартовались и земляки из Кувандыка. Они нас обошли-таки на трассе. Закрыв кабину, уже было направились в кафе, когда подошел водитель огромного рефрижератора «Рено-Магнум».
– Ребята, чего-то моя лайба не заводится. Блин, на «СуперМАЗе» работал – горя не знал. Теперь пересадили вот на этого иностранца. Чего делать, не знаю. Может, клеммы окислились. А, может, компьютер портачит. Земеля, дерни, может, заведусь, – обратился он к Сашке.
Мы ушли в кафе. Через несколько минут подошел Сашка:
- Бесполезно, что-то не заводится «Рено».
Потом задумался и произнес:
- Да-а-а, делают же для людей машины. Я внутрь залез и увидел действительно салон, а у нас так, кабина. На всех иномарках воздушные подушки стоят. Они амортизируют кабину при движении, так что любые ухабы нипочем. Только для того, чтобы сидение отрегулировать, шесть кнопок на панели, а приборов, как в самолете. Я спросил, зачем столько, а мужик ответил, что сам не знает – еще не разобрался.
Тем временем официантка принесла наш заказ: огненно-горячий лагман, пахнущий пряностями, манты с рубленым мясом и прочие вкусности. За время пути мы успели изрядно проголодаться и теперь с аппетитом поедали кушанья.
Придорожная гастрономия заслуживает отдельного разговора. Странно, но факт – кафе при железнодорожных вокзалах обычно дороже, чем аналоги в городе, а на трассе, наоборот, дешевле. Приличная наценка только на спиртное, сигареты и минеральную воду. Если ехать по трассе Орск – Оренбург, то по пути встречается много небольших харчевен, но дешево только в летних. Если зайти в капитальные дорожные бары, то можно долго удивляться дороговизне и гомеопатической мизерности порций. В Челябинской области увидел обратное. Придорожные кафе борются за клиента. Многие водители путешествуют одними и теми же дорогами много раз и обычно традициям не изменяют. Если где-то понравилось, то будут останавливаться там всегда. Так стоило ли мне удивляться тому, что все было очень вкусным, а, когда подали кофе, сразу же заметил, что это не полуфабрикат «3 в 1», а настоящий кофе с натуральными деревенскими сливками.
Плотно пообедав, вышли на улицу. Мужик все возился с «Рено».
– Ну что, земеля, попробуем еще раз?
– Давай.
Подошел парень с бутылкой пива и долго удивлялся, почему такая махина, да еще и иномарка, не заводится:
- Если встанешь на такой, вот это будет настоящий «попандос», им ведь даже масло самим, насколько я знаю, менять не разрешается. Все делается в сервисных центрах. Сломаешься – расслабься и жди, когда за тобой приедут. Мне проще, я на легковушке катаюсь, грузы сопровождаю.
Кстати, многие фирмы, беспокоясь за безопасность груза, нанимают таких «сталкеров». Эти ангелы-хранители обычно знают местный криминал, встречают машину в каком-нибудь населенном пункте и «ведут» ее. За это и получают деньги.
Тем временем водители прицепили тросом «Рено» к «КамАЗу». Сашка завел двигатель и тронул на первой передаче с прокруткой. Рефрижератор завелся. Водитель помог Сашке смотать трос. Мы поехали, а он тронулся следом. Через несколько километров обогнал нас, посигналив в знак благодарности.
Не спеша мы доехали до районного центра Чесмы, где пополнили запасы горючего. Потом поехали в сторону поселка Черноречье. Впрочем, ближайшие два часа дорога была довольно скучной. Когда пересекли трассу Магнитогорск – Челябинск, опять начался грейдер, но не такой разбитый, как на границе областей. Вскоре, выехав из Чесменского района, пересекли реку Уй и добрались до другого райцентра – села Уйское. Селом его, правда, можно было назвать с большой натяжкой – поселок городского типа вроде нашей Домбаровки. Здесь мы снова сделали остановку и решили прогуляться до ближайшего магазина, так как кончились запасы воды. Разбирало любопытство, есть ли в продаже какое-нибудь местное пиво, качество которого предполагалось оценить немедля. К удивлению, пивной ассортимент ничем не отличался от нашего. Разочаровавшись и взяв бутылки с минералкой, мы потопали к машине. Пока стояли на трассе, рядом притормозил «Москвич», и какая-то женщина спросила, что это за регион – пятьдесят шестой. Услышав ответ, она неожиданно обрадовалась, видимо, сама была родом из наших оренбургских степей.
ЗДЕСЬ ВАМ НЕ РАВНИНА…
Когда снова отправились в путь, я отметил, что изменилась климатическая зона. Лесостепь постепенно перешла в березовые рощи, которые потом смешались с ельником. Названия деревень разительно отличались от наших татаро-казахских. На указателях значились Маслово, Сарафаново, Ларино, Филимоново, Кочнево. Говор здесь был совсем иным и резал слух. Люди говорили, растягивая одни звуки и опуская другие. Возле каждой деревни - обязательно озеро, называемое местными прудом. Дома преимущественно бревенчатые. Кое-где стояли свежие срубы. Это и понятно – зачем тратить кучу денег на кирпич, когда стройматериал растет под боком. Возле Сарафанова на автобусной остановке сидели девчата 16–17 лет и смотрели на проезжавшие грузовики.
-Они постоянно здесь сидят», – пояснил Сашка.
По всей видимости, небольшой павильон был местным центром молодежной тусовки, хотя таких слов там, наверное, и не знают. Отчего-то стало жаль этих подростков, которые в тоске деревень смотрят на грузовики, как на вестники какой-то другой, лучшей жизни, и машут вслед рукой, желая удачи. А, может быть, просто хотят уехать вместе с нами в иное измерение городов.
Вечерело. Небо затянуло тучами, казалось, что вот-вот начнется дождь, однако вскоре грозовая мгла рассеялась, а впереди стала видна большая, наводненная транспортом трасса.
-Вот и Чебаркуль, – сказал Юрий.
Дорога, которую мы увидели, местные называют «уфимкой»: налево – Уфа, направо – Челябинск. На самом же деле это была федеральная трасса М5 «Урал», иначе говоря, Москва – Челябинск.
Повернув в сторону Уфы, начали дышать полной грудью. Природа в очередной раз изменилась. По обе стороны от дороги шумел густой сосновый бор. Воздух был прозрачен, и казалось, что он запросто может зазвенеть, как тончайшее богемское стекло. На указателях значилось, что этот участок обслуживается миасским лесхозом. Через десяток километров увидели удручающую картину. Прямо за плакатом «Берегите лес от огня» пылал пожар. Трассу заволокло гарью.
Вдали виднелись синие горы, покрытые лесом. Я понял, почему Урал называют седым. Горный хребет постоянно находится в поволоке легкой дымки. Известняк, который поначалу принял за снег на вершинах, действительно создает впечатление, что вершины, которым, быть может, не один миллион лет, в укоризненном безмолвии смотрят на мирскую суету и за многие века уже состарились и поседели.
Наш «КамАЗ» легко и уверенно преодолевал подъемы. Вскоре миновали Миасс, Златоуст и поехали в сторону Сатки. В живописных местах стояли придорожные ресторанчики, рядом с ними - не менее живописные нетрезвые путаны. На Каменный пояс опустилась ночь. Мы остановились возле кафе с двусмысленным названием «У Светланы».
(Окончание следует).
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024