Брак можно заменить
- Консультации
- 31-07-2004
Общеизвестно, что товары, приобретаемые в торговле, не всегда отличаются высоким качеством и долгим сроком службы. Горький осадок, остающийся от покупки брака, способен компенсировать разве что Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон).Под недостатками товара здесь подразумевается несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом, или условиям договора, или целям, с которыми товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или несоответствие товара образцу и (или) описанию. При этом Закон не разделяет такие понятия, как «недостаток товара» и «ненадлежащее качество товара». Ну, а в случае приобретения бракованного товара вы вправе потребовать либо безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, либо соразмерного уменьшения покупной цены, либо замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, либо, наконец, расторжения договора купли-продажи с возвратом товара продавцу, а уплаченной за него денежной суммы – покупателю (п. 1 ст. 18 Закона).
При этом потребитель вправе предъявлять вышеназванные требования к продавцу или изготовителю товара, если недостатки обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленного изготовителем. Если такие сроки не установлены, то покупатель вправе предъявлять указанные требования в том случае, если недостатки товара обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня покупки (ст. 19 Закона). Эти сроки исчисляются со дня передачи товара потребителю, а если день передачи установить невозможно, – со дня изготовления товара. Для сезонных товаров (обуви, одежды) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, наступление которого определяется исходя из климатических условий места нахождения потребителей.
Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем или продавцом незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменном виде. Под этим обычно понимается минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения.
В отношении товаров длительного пользования изготовитель или продавец обязаны безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет в трехдневный срок (ст. 20 Закона). При этом существует утвержденный правительством перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется. В этот перечень входят: авто- и мототехника, прицепы и номерные агрегаты к ней (кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами), прогулочные суда и прочие плавсредства, мебель, гражданское оружие, электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, фены, щипцы для завивки волос, рефлекторы, одеяла, пледы), а также используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, кипятильники, чайники, подогреватели).
Следует отметить, что гарантийный срок на отремонтированный товар продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Этот период исчисляется со дня требования устранить недостатки товара до дня выдачи его по окончании ремонта.
В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о замене такого товара продавец или изготовитель обязаны заменить его в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества товара – в течение 20 дней, при отсутствии же необходимого для замены товара – в течение месяца (ст. 21 Закона). Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении. Причем при замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.
При этом установлено, что требовать замены товара, который является дорогостоящим или технически сложным, покупатель вправе только в случае обнаружения существенных недостатков. Под существенным недостатком товара Закон понимает неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или появляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Правительством утвержден перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. К ним, в частности, относятся автотранспортные средства и номерные агрегаты, компьютерная техника, холодильники, стиральные машины, катера, мотоблоки, лодочные моторы и другие.
Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, а также о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества), подлежат удовлетворению продавцом или изготовителем в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 22 Закона).
За нарушение указанных выше сроков продавец или изготовитель, допустившие такие нарушения, уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара (ст. 23 Закона).
Необходимо заострить внимание на том, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований (п. 5 ст. 18 Закона). В этом случае потребитель, предъявляя требования к продавцу, должен подробно изложить, какими доказательствами, в том числе свидетельскими показаниями, он может подтвердить факт покупки товара у конкретного продавца. В случае отказа продавца от удовлетворения требований покупателя (причем независимо от причин такого отказа) покупатель вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав. В соответствии с Законом иски предъявляются в суд по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Выбор между судами принадлежит покупателю. В Законе закреплена льгота, которая освобождает потребителя от уплаты госпошлины при подаче иска, связанного с нарушением потребительских прав (ст. 17 Закона).
Сейчас торговлей занимаются многие. Товары реализуют как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, не говоря уже о простых гражданах. Возникает естественный вопрос: как быть, если брак приобрели именно с рук? В этой связи надо отметить, что правила, установленные в различных нормативных документах (в том числе - Гражданском кодексе), содержащих правила торговли, обязательны для всех без исключения продавцов независимо от места торговли и статуса продавца. И отсутствие соответствующего статуса не спасает нарушителей прав потребителей от ответственности.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно заявить, что потребитель, обладающий достаточным энтузиазмом, терпением и несгибаемой волей к победе, имеет реальную возможность добиться защиты своих законных прав.
И. ХОЛОМЕЕВ.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024