Во второй Швейцарии – сплошные аварии
- Репортаж
- 05-08-2004
Жизнь, увы, коротка. А отпуск – еще короче.
Не успеешь обрадоваться долгожданному отдыху,
а о нем, глядишь, остались одни воспоминания.
Поэтому, пользуясь случаем, захотелось «сменить картинку» – съездить в незнакомые места, пополнить коллекцию жизненных впечатлений. Поездка в Египет была отложена до лучших времен. Внимание привлекла реклама дома отдыха «Сакмара». Хоть и рядом, а уже Башкирия. «Цепи красивых гор, изобилие рыбы в реке, экскурсии по окрестностям…» Короче – сойдет.
– Приезжайте, не пожалеете, – заверила сотрудница дома отдыха по телефону. – У нас здесь вторая Швейцария!
Два часа в электричке пролетели незаметно: воображение рисовало заманчивые картины. Лихой таксист за 80 рублей взялся доставить от вокзала к месту. Но малость «напутал». Привез на турбазу с аналогичным названием. По всей видимости – горнолыжную! Это летом-то! Но с подводной лодки деваться было некуда, пришлось выложить еще 120. Со второй попытки водитель не промахнулся – до места доехали с ветерком. Что ж, таксистам из маленького Кувандыка тоже нужны деньги…
Вторая Швейцария и вправду располагается в горах. Горы высокие, крутые, некоторые склоны поросли лесом. Природа красивая, даже величественная. Однако вожделенное место встретило сонной тишиной. Такой, что было слышно назойливое жужжание многочисленных комаров. Несколько беленых вазонов с цветами, выполненных в помпезном совдеповском стиле, сохранившихся, по-видимому, с прошлого века, колонка с питьевой водой в виде самовара – вот, пожалуй, и все достопримечательности. Домики двух видов: деревянные и кирпичные, по виду тоже давнишние. Некоторые поросли мхом. Экзотика! По территории уныло бродили старушки и молодые мамы с детьми. В общей сложности, не больше 15 человек. Поэтому дом отдыха, способный вместить, по меньшей мере, человек 200, выглядел вымершим.
– А люди-то где? – поинтересовались мы у поваров.
– Местные здесь отдыхать не стремятся, – прозвучал откровенный ответ. – Поэтому реклама дается в других городах. К нам едут из Орска, Оренбурга, Ясного. Из Москвы даже были…
Первое разочарование настигло на пляже, который располагался на неком подобии полуострова. Место дикое, к отдыху не приспособленное совершенно. Не наблюдалось ни грибков, ни кабинок для переодевания, ни каких-либо завалящих лежаков. Вообще ничего не было, даже песка. Только мелкие камни на берегу и речка. Да и купание оказалось делом экстремальным: с одной стороны полуострова смущали быстрое течение и валяющиеся на дне коряги, даже сухие стволы деревьев. С другой – было глубоко, да и дно – сплошная глина. С ностальгией вспомнился Орск: местные пляжи тоже, конечно, не фонтан, однако не идут ни в какое сравнение со «швейцарскими»! По крайней мере, они приспособлены для купания. Еще один досадный момент: по-видимому, дезинфекцией территории здесь занимались слабо, и непуганые паразиты нещадно жалили во все места. Позже выяснилось, что катамараны и лодки давным-давно приказали долго жить. Некоторые из них догнивали рядом с хозяйственными постройками. На мыслях о купании и водных развлечениях пришлось поставить жирный крест. Стоило ли тащиться за семь верст киселя хлебать, когда на любой орской турбазе сервис намного лучше?
Обследование территории тоже не прибавило оптимизма. Наряду с действующими корпусами встречались пугающие развалины, некогда бывшие комнатами для умывания и жилыми корпусами. Битые стекла, худые крыши, ветхие стены, ржавые трубы и гадкие раковины... Жуть! Возникла шальная мысль войти внутрь заброшенной умывалки, но не решилась ступить и шагу: прогнившие доски пола грозили провалиться.
В доме отдыха были дети, а это народ непоседливый. Не уследи родители, пойдут осматривать «графские развалины» – недалеко до беды. Медпункта, кстати говоря, нигде не наблюдалось. И это при том, что рядом – горы, и люди, как заправские скалолазы, рвутся покорять незнакомые вершины! Покоряли вершины и мы. И вправду – романтика! Но склоны, действительно, крутые, и, сорвись кто вниз, на медпомощь рассчитывать не пришлось бы.
Парк выглядел как настоящие дебри. Можно было смело воображать себя отважным путешественником, покоряющим джунгли. В тени деревьев замаскировались останки танцплощадки. Бетонный пол и стены. И еще – кучи мусора. Хочешь – танцуй лезгинку, хочешь – канкан. Музыку заказывать не надо – подпоешь себе сам. Удручающее впечатление произвел так называемый бар. Заведение под таким названием располагалось в каком-то сарае с ветхими стенами. Пробираться туда надо было через внушительную кучу мусора. Битые стекла, кирпичи, гнилые доски… Настоящая помойка! Ассортимент бара позабавил. На витрине красовались два вида пива – «Уральский мастер» и «Шихан», дешевые сигареты «Прима» в кроваво-красной пачке, несколько шоколадок, свечки и… внушительная упаковка женских прокладок! Как говорится, без комментариев.
– Как проводите досуг? – поинтересовались мы у отдыхающих.
– По горам лазаем, по мере возможности купаемся в реке, травы целебные собираем. Когда приехали сюда – поначалу тоже в шоке были. А потом ничего, привыкли. Ведь не ближний же свет: раз уж приехали – куда деваться?
– А по вечерам какая программа?
– Чай пьем. Иногда кино привозят. Телевизор не работает. Играть в шашки и гигантских размеров шахматы желания нет. По выходным на машинах отдыхающие приезжают. Если музыку включат, можно потанцевать.
Я представила, как под покровом тьмы отплясываю возле чужой машины, отгоняя комаров хворостиной. Рядом кружатся в танце приезжие бабульки, женщины и дети. Признаться, я давно так не смеялась!
Стало ясно – здесь не может быть и речи даже о самом примитивном отдыхе. Из этого гиблого места надо было сматываться, причем как можно скорее.
Следующее утро началось с приезда СЭС. Серьезная женщина из комиссии ходила по корпусам с щеткой для чистки унитазов и отчитывала полусонную горничную Наташу за плохую работу. И еще ужасалась по поводу комаров и мошек.
Проверяющие уехали. Наташа после взбучки обиделась и решила уволиться.
– Вот уйду, узнают! – предвкушала она, заполняя какие-то бумажки. – Ведь все на мне, буквально все, здесь держалось! ей очень хотелось быть значительной: – Я тянула две ставки горничной, работала прачкой и еще в баре. А по вечерам за администратора: размещала приезжающих, деньги брала, в сейф складывала! Она бросила на нас значительный взгляд. Мы кивнули: да-да, администратор – должность очень ответственная…
Несмотря на столь ударную работу, результаты ее видны были плохо. В туалете в корпусе отсутствовала лампочка, унитаз немилосердно протекал. Комнаты предлагалось убирать самим отдыхающим. Постельное белье, правда, выдавалось исправно.
Проверяя комнату перед отъездом, Наташа жаловалась на отдыхающих:
– Ведь какой неблагодарный народ! Стараешься, стараешься, а хоть бы кто десятку на чай обронил или под подушкой оставил!
Вторая Швейцария в отличие от первой переживает не самые лучшие времена. Худо-бедно функционирует лишь благодаря тому, что осталось в наследство от социалистических времен. Да и то постепенно приходит в упадок. По сути, здесь сохранились лишь корпуса, в которых отдыхающим предоставляются комнаты за 105 рублей в сутки с человека. В комнате – минимум: кровати, шкаф, стол, пара стульев. Все захудалое, скрипучее, колченогое, облезлое. Многие запасаются всевозможными «ролтонами» и «маги» - супами и кашами быстрого приготовления и не тратятся на питание в столовой, потому как за проживание с питанием в этом чудном месте берут уже по 350 руб. с носа.
Жизнь в доме отдыха еще теплится благодаря иногородним. Но ведь это не выход. Время идет вперед. А исторический период, когда «пипл все схавает», безвоз-вратно канул в Лету.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024