РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Чтобы урок пошел ребенку впрок

Середина августа для подавляющего большинства является своеобразным Рубиконом, преодолев который, мы прощаемся с летом, теплыми днями и основную часть накопленных за летние отпуска сил направляем на подготовку детей к новому учебному году. И хотя сами школяры все еще беззаботно допоздна гуляют на улице, родители усердно подсчитывают, во что обойдется обеспечение ученика всем необходимым. В рамках данной тематической полосы мы предлагаем поговорить не только о том, где, что и почем можно купить ребенку к школе, но и о том, как психологически подготовить его к началу учебного года, облегчить адаптацию к новому у первоклассников, в конце концов, какому образованию отдать предпочтение в современных условиях: государственному или негосударственному, довериться новомодным образовательным программам или консерватизму и традициям в получении знаний? Современная система образования в России, которая, хотим мы того или нет, развивается преимущественно по западной модели, вкупе с большим списком негативных моментов принесла несколько положительных. К числу таковых непререкаемо относится возможность выбора образовательного учреждения, в котором ребенок будет обучаться. Это касается как институтов, колледжей, училищ, так и школ. И здесь выбирать родителям приходится не только между профессиональным статусом (школа или гимназия), но и принимать непростое решение: в государственную школу отдавать ребенка или в негосударственную.
О достоинствах негосударственных школ говорят давно и много. Прежде всего упор делается на личностно ориентированный подход, кладущийся в основу образовательного процесса. Повышенное внимание к каждому ребенку в негосударственных школах объясняется тем, что обучение ведется за деньги, иногда немалые, а потому учеников набирается не так много. Когда в классе 10 детей, учителю не надо особо напрягаться, чтобы поработать с каждым индивидуально. Кроме того, родитель всегда сможет спросить с администрации школы, конкретного педагога за качество обучения, созданную атмосферу, безопасность ребенка. Да и необходимые пособия, учебники, методическое оборудование приобретаются, в конечном счете, на родительские деньги, а значит, будут использоваться не в пример общеобразовательным школам. Ни для кого не секрет, что в государственных школах расходы по покупке большей части учебных пособий ложатся на плечи родителей. Вместе с тем далеко не каждая орская школа может похвастаться наличием одного телевизора и видеомагнитофона, не то что в каждом классе. А как ни крути, без дополнительного методического оборудования, проведения видеоуроков и использования иных педагогических приемов и методов обучения говорить о высоком качестве образования вряд ли возможно.
На сегодня в Орске негосударственное общеобразовательное учреждение всего одно – это школа «Рекорд», конкурирующая с государственными школами на протяжении шести лет. «Рекорд» имеет лицензию, государственную аккредитацию, право выдачи аттестатов и медалей. Полностью подчиняясь городскому управлению образования, никакой поддержки от него школа не получает, живя на средства, собираемые с родителей.
Особенность «Рекорда» заключается в том, что, не будучи государственной школой, учебный план может варьироваться так, как это необходимо педагогам и ученикам.
– Если педагог видит, что нужно налечь на математику, то вместо положенных 5 часов мы можем выделить 9. Если есть необходимость подтянуть русский язык, то вместо 8 даем 12 часов, – рассказывает директор «Рекорда» В. Измайлова. – В силу того, что акцент делается на личностно ориентированное обучение, на практике учащиеся получают репетиторство по всем предметам. Начиная с 10 класса, мы усиленно изучаем те предметы, которые будут необходимы ребенку при поступлении в высшее учебное заведение, облегчая общую нагрузку для конкретного ребенка за счет предметов, являющихся второстепенными.
На сегодня в школе обучаются 60 детей с 1 по 11 класс, их обслуживают 54 человека персонала, в том числе 39 учителей. Максимальное количество учеников в классе – 13.
Рабочий день строится следующим образом. С 8 до 9 часов идет сбор учащихся. В 9 начинаются занятия, которые предваряет завтрак. Затем – уроки по расписанию. Далее класс переходит в руки воспитателя, который кормит детей обедом, выводит на прогулку, организует сонный час и подготовку домашних заданий, на которой присутствуют все учителя-предметники, поэтому возникающие вопросы задаются ребенком тут же, что практически исключает пробелы в знаниях. Далее – полдник, еще одна прогулка и занятия по интересам: кружки, студии. В шесть часов вечера детей забирают родители, независимо от того, первоклассник это или десятиклас-сник. По словам Измайловой, в условиях, когда каждый ребенок на виду, нет проблем с дисциплиной, школьной «дедовщины», а треугольник «педагогический коллектив – учащиеся – родители» превращается в семью. Разумеется, в школе не знают, что такое дефицит учебников, работает богатая библиотека, собраны видео- и аудиотеки. Регулярно организуются поездки за границу, на турбазы, по историческим городам России.
Стоимость обучения в школе колеблется от 3500 до 4200 рублей. Помимо этого, родителям необходимо внести разовый взнос в размере 10 тысяч рублей. Семей, чей бюджет располагает подобными суммами, в Орске не так уж много.
Впрочем, за меньшие средства получить платное образование можно и в государственных школах, где на вполне законных основаниях открываются платные классы с углубленной образовательной программой, предлагаются разнообразные дополнительные образовательные услуги, имеющие вполне определенную стоимость. Да и самих образовательных программ написано немало и предлагается в школах в довольно широком спектре, главное, не запутаться в них. Для этого, прежде чем определять ребенка в класс, работающий, например, по одной из наиболее известных сегодня программе Л. Занкова, лучше поинтересоваться у специалистов, а не у знакомых, в чем заключается ее суть и под силу ли она вашему ребенку. Ведь может случиться так, что за стремлением родителей удовлетворить собственные амбиции в отношении сына или дочери с легкостью потеряется личность ребенка, результатом чего станет не юный вундеркинд, а преждевременно уставший, плохо успевающий, закомплексованный школьник.
Что касается государственных и негосударственных школ, то разница между ними, безусловно, существует. Решать, где будет обучаться ребенок - задача родителей. Но нельзя забывать о том, что опираться при выборе школы на величину собственного кармана не совсем правильно, основная масса стесненных финансово государственных школ умудряется давать учащимся неплохой багаж знаний, а сильные, опытные педагоги преодолевают финансовый дефицит, идя на самые неожиданные педагогические уловки, только бы обеспечить усвоение материала. Не факт, что за дополнительные деньги ребенок получит больше знаний. Но, как ни странно, даже МО РФ убеждено, что в недалеком будущем государственная школа будет оттеснена школой негосударственной, несомненно, более деликатной и внимательной по отношению к ребенку. К улучшению или ухудшению образования это приведет – покажет время.

Не можете договориться – меняйте школу!
Независимо от того, в какой школе ребенок будет обучаться, 1 сентября его ждет один из самых торжественных ученических праздников – День знаний, с традиционным первым звонком. Для кого-то он будет первым только формально, а для кого-то пронзительный звон станет незабываемым символом перехода в новый этап начинающейся жизни.
алыши, впервые перешагнувшие порог школы, подвергаются наибольшему стрессу. Ведь, выйдя из-под опеки воспитателей детского сада, ребенок попадает в совершенно иной, незнакомый мир. Новый ритм будней, новые впечатления, коллектив, требования – все это требует от первоклассника необычайной мобилизации внутренних сил и колоссального психологического напряжения. Как помочь малышу адаптироваться к новой среде, каким образом уже сейчас начать готовить его к предстоящим переменам? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить вместе с педагогом-психологом психолого-педагогического центра «Гармония» Ф. Порфирьевой.
– Момент адаптации к новому свойственен каждому человеку, – говорит Фаузия Файзуловна. – Если говорить о первоклассниках, то у них на адаптацию уходит до трех месяцев. Подготовка детей к школе начинается еще в дошкольном учреждении. В подготовительных группах воспитатели стараются научить ребенка концентрировать свое внимание, развивать память, чувствовать время, брать на себя решение более ответственных вопросов, значительно отличающихся от тех, которые были в детском саду. Но не стоит умалять в процессе подготовки ребенка к первому классу и последующей его адаптации роли родителей. Очень часто активный, инициативный ребенок-лидер, придя в школу, замыкается. Это происходит из-за испытываемых малышом страха, дискомфорта, связанных с вживанием в новый коллектив. Во избежание этого главной задачей родителей является правильный выбор школы и учителя. Для этого нужно потратить время на то, чтобы обойти близлежащие школы, пообщаться со школьными психологами, администрацией, которые смогут дать хотя бы краткую характеристику учителям, а свой имидж, статус есть у каждого педагога в каждой школе. Когда выбор сделан и ребенок уже начал обучение, родителям лучше лично встретиться с педагогом и все рассказать о ребенке: насколько он умеет слушать, как воспринимает громкий голос, каким образом нужно говорить с ребенком, чтобы он не волновался, а усваивал то, что до него пытается донести учитель. Кроме того, полезно выяснить требования, предъявляемые к ребенку учителем, чтобы впоследствии можно было верно сориентировать малыша.
Уже сейчас родителям детей, которые в этом году пойдут в первый класс, необходимо помнить о том, что их ребенку предстоит работать на уроке в течение 40–45 минут безотрывно и не шаля. Поэтому важна подготовка к подобной работе дома. Советую дать ребенку какое-либо задание, например, нарисовать рисунок, при этом сделать акцент на завершенность работы. Помочь довести начатое дело до конца – задача родителей. Правильно поступают те из них, которые начинают готовить ребенка к предстоящему новому для него режиму хотя бы с августа, организуя утренний подъем, в игровой форме обучая собирать школьные принадлежности, отрабатывая необходимые любому школьнику навыки, приучая к рабочему месту, где он будет учить уроки, рисовать.
Предваряя первую встречу ребенка с учителем и будущими одноклассниками, родителям можно пройтись вместе с ребенком по школьному двору, показав, где находится школа, в которой он будет обучаться; пройти той дорогой, по которой ребенок будет ежедневно ходить в школу. Тем самым они помогут малышу уменьшить волнение от первой встречи, сделав хотя бы часть нового знакомым. Хорошо, если один из родителей возьмет на сентябрь отпуск, чтобы в первый месяц школьной жизни малыша быть с ним рядом, помня, что безопасность и благополучие ребенка находятся в руках его родителей.
Как показывает школьная практика и исследования психологов, нелегко приходится не только первоклассникам, но и ребятам, перешедшим из младших в средние классы, из одной школы в другую, превратившимся из девятиклассников в десятиклассников. Нередко бывает так, что отличник, сменив школу или параллель, внезапно становится троечником. Основными причинами этого являются все тот же адаптационный процесс, рост возлагаемых на ребенка обязанностей и предъявляемых требований. Пятиклассники переживают расставание с первым учителем, который предыдущие 3–4 года был всегда рядом, и с трудом привыкают к особенностям каждого из педагогов-предметников. Десятиклассники обременены увеличением образовательных нагрузок и осознанием ответственности перед выбором будущей профессии, поступлением в высшее учебное заведение. На взгляд Порфирьевой, приоритетным путем решения возникающих проблем является диалог с педагогами. Наиболее тесный контакт в средней и старшей школах необходимо установить с классным руководителем, ведь именно он на несколько лет становится ведущим для детей. Не менее важным является знакомство и с учителями-предметниками для выяснения требований к ребенку, возможностей и уровня его знаний, обсуждения трудностей и путей их решения.
И уж если родители были рядом с дочерью или сыном все годы его обучения в школе, то их прямая обязанность - сопроводить ребенка в среднее образовательное учебное учреждение, не забывая о том, что ребенок вырос, но пока не стал самостоятельным. В училище или техникуме молодого человека ожидают не только новые отношения по схеме «преподаватель – ученик», но и неуставные отношения особой подростковой среды. У родителей на этом этапе задача довольно сложная: им необходимо усилить свой контроль над ребенком, но сделать это настолько деликатно и ненавязчиво, чтобы ребенок не чувствовал себя в жестких тисках родительской опеки.
В целом же, учиться с желанием ребенок будет только тогда, когда уважение к процессу обучения он наблюдает в собственной семье. Для этого, какого бы мнения ни были родители ребенка о школе, в которой он обучается, о преподавателях, образовании вообще, никогда не следует высказывать свои критические замечания в присутствии детей, стараться решить все проблемы путем диалога и взаимодействия с учителями. Если же этого сделать не удается, то психологи в своем убеждении непреклонны: «Необходимо сменить школу», дабы обучение не превратилось для каждой из сторон в каторгу, а вело к развитию и правильному становлению личности.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.