«Кризис девяностых будет аукаться ещё долго»
- Экономика
- 12-10-2004
Орск – промышленная столица Оренбуржья. Эта красивая фраза была в ходу и тешила самолюбие орчан полтора десятка лет назад. Тогда она весьма точно отражала существовавшую ситуацию. Ведь в нашем городе располагались важнейшие предприятия практически всех отраслей промышленности: металлургической, машиностроительной, легкой, пищевой... Жители были обеспечены оплачиваемой и, казалось тогда, надежной работой, а государство – миллионами тонн, штук, литров, погонных метров высококачественной продукции. Но наступили переломные времена. Большинство предприятий сейчас либо совсем закрылось, либо едва сводит концы с концами. На многих из них люди месяцами не видят зарплаты. Орск лишился твердой экономической платформы, на которой уверенно стоял многие годы. В этих условиях интересно узнать, чем живут и как выживают те немногочисленные организации, которым удалось наладить стабильное и рентабельное производство. об этом мы беседуем сегодня с генеральным директором ЗАО «Орскнефтехиммонтаж-2» А. Мацибора.– Александр Михайлович, поделитесь секретом: как вашему предприятию удается держаться на плаву в нынешних условиях, ведь всеобщий упадок в орской промышленности не может его не затрагивать...
– Разумеется, любой промышленный кризис бьет по нам очень сильно. Когда другие предприятия начинают испытывать серьезные финансовые трудности, они сворачивают все строительство, отменяют капитальные ремонты... В итоге без заказчика и, соответственно, без работы остаемся мы. Особенно остро мы ощутили это в тяжелейший период середины 90-х. Вообще «Орскнефтехиммонтаж-2» как лакмусовая бумажка для промышленности всего восточного Оренбуржья. Если завод функционирует нормально, он вкладывает значительные средства в модернизацию производства, закупает оборудование, установкой которого занимается, как правило, наше предприятие. Так, сегодня обширная реконструкция ведется нами на никелькомбинате, ТЭЦ, в соседних Новотроицке (меткомбинат «Уральская Сталь» и пивоварня «ПИТ») и Новоорске («Ормет»). В очередной раз ожила работа на комплексе очистных сооружений Орска. Впрочем, она периодически оживает последние 18 лет – от одной подачки из городского или федерального бюджета до другой.
Что же касается секретов выживания... Просто мы не отказываемся от любой работы, за которую заказчик готов заплатить. Приведу такой пример. Наше предприятие изначально создавалось только для нужд промышленности, но, когда был острый дефицит заказов, мы взялись за гражданское строительство. Наняли людей, имеющих опыт работы в этой сфере, и стали строить магазины, жилые двухквартирные дома в деревнях. Позднее заполнили такими домами небольшой поселок в районе орской телевышки... Новое направление не совсем «наше», но оно дает достаточно стабильный доход, и отказываться от него мы не собираемся. Беремся за любые заказы от предприятий разных видов деятельности и любого географического местоположения, благо, квалификация у персонала высокая и опыта не занимать. Дело в том, что «Минмонтажспецстрой», министерство, к которому мы относились 50 лет, было задействовано во всех без исключения отраслях народного хозяйства, и сегодня накопленные знания позволяют нам работать на любом производстве.
– Кстати, о квалификации: как при сравнительно небольшом штате вы ухитряетесь выполнять такую разную работу, ведь для монтажа сталелитейного оборудования и, скажем, прокладки нефтепровода нужны совершенно разные специалисты.
– Да, в этом специфика нашей работы. У нас каждый пятый работник – с высшим образованием, а каждый седьмой – со среднетехническим. Ведь рядовому сварщику или газорезчику по большому счету все равно, на каком объекте работать, главное – грамотное руководство. Причем на одном и том же секторе промышленности специализируются два, максимум три инженера. В итоге мы можем позволить себе самый широкий спектр работ.
– Наверное, такая разносторонняя работа требует особого подхода к подбору рабочего персонала?
– Конечно. Главная головная боль на настоящий момент – нехватка высококвалифицированных рабочих. Сейчас хорошего юриста или экономиста найти гораздо проще, чем сносного рубщика металла или машиниста экскаватора. Я уже не говорю о действительно редких рабочих специальностях. Потребность в них не очень велика, но они просто необходимы при проведении некоторых специфических работ. Мы ищем их через объявления, приглашаем на зарплату 8-10 тысяч, но результат почти нулевой.
– Странно. Как в промышленном городе может не быть таких рабочих? Как же орские заводы вообще работали раньше?
– Раньше они были. Но после банкротства, разорения большинства местных предприятий, прекращения строительства они разъехались в разные города. Вы знаете, что в 90-е годы в Орске жило около 278 тысяч человек, а сейчас – всего 255 тысяч? Уехали в основном те, на кого был спрос за пределами области. А те, что остались, большей частью перебежали в торговлю... Но самое главное даже не в том, что рабочих не хватает. Страшно другое – когда на пенсию уйдут те, кто дорабатывает сейчас, их некому будет сменить. Вместе с предприятиями исчезла и сама школа, восстанавливать которую придется десятилетиями.
Собственно, кризис начала 90-х будет нам аукаться еще очень долго. Тогда были разбазарены материальные базы мощнейших промышленных объектов. На моих глазах одно из строительных предприятий свозило в пункт приема металлолома уникальные формы для изготовления железобетонных конструкций. Их по всему Союзу было раз-два и обчелся. Сейчас на них можно было бы такие деньги делать... Но, ведь хотелось пусть за копейки, лишь бы сразу!
– Давайте вернемся к наболевшей проблеме очистных сооружений. Как ведется работа, и когда можно ждать результатов?
– Сейчас работаем на полную мощность. На территории стройки установлены теплые вагончики, если не свернется финансирование, будем продолжать работы и зимой. Помимо ОНХМ, в возведении новых сооружений задействованы еще 4 организации. При условии непрерывного финансирования и, как следствие, непрерывного строительства сдадим весь комплекс в эксплуатацию через два года. Если же вопрос оплаты будет по-прежнему «зависать» на разных уровнях, все вполне может затянуться еще на 18 лет. Будем надеяться на лучшее.
– И, наконец, последний вопрос. Каким вы видите будущее орской промышленности? Есть ли реальные пути выхода из создавшейся ситуации?
– Стабилизация в промышленности просто неизбежна. Законы экономики, как и законы физики, отменить или переделать невозможно, они вечны. Более того, ситуация выправляется уже сейчас, только не так быстро, как нам хотелось бы. Скорость процессов развития зависит от согласованности экономической политики владельцев предприятий, руководства города, области и страны.
Что же касается конкретных рецептов оздоровления орской промышленности... По-моему, самое главное на сегодняшний день – наладить четко работающую систему отчислений в городской и областной бюджеты. Ведь большинство наших частных предприятий зарегистрировано в Москве, Сибири, Казахстане... В итоге деньги, которые они зарабатывают в Орске, уходят за пределы города – в ту же Москву или Тюмень. Нужно наладить такую же систему, как, например, в Башкирии. Там участие внереспубликанских компаний на местных предприятиях только приветствуется, но регистрироваться они должны по месту работы и налоги платить в том городе, из которого «качают» прибыль. На мой взгляд, это правильно.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024