Герои жили рядом
- Люди нашего города
- 16-10-2004
История Орска насчитывает почти три столетия,
и каждый период ее по-своему интересен. Особое значение имеют свидетельства очевидцев тех или иных памятных событий. Один из них – Р. Заверткин, который принимал участие
в строительстве завода синтетического спирта, комбината «Южуралникель», «Южуралмаша», возглавлял орский филиал Всесоюзного заочного политехнического института.
Сегодня Заверткин живет в Ростове-на-Дону, несмотря на свои 75 лет, трудится, часто вспоминает о нашем городе. Ему есть чем поделиться с читателями газеты.Когда я бываю в Орске, обязательно прихожу на тихую улицу Радостева, что в поселке строителей. Раньше это был переулок Аэроклубный. Здесь в приспособленном здании размещался созданный еще в довоенное время аэроклуб. В начале улицы находился клуб строителей, пока не построили новое здание на площади Гагарина. А площадь эта до полета первого космонавта тоже называлась площадью Строителей.
Алексей Васильевич Радостев был назначен управляющим трестом № 91 «Южуралтяжстрой», после того как поработал на стройках в Магнитогорске, Березниках, на «Уралвагонзаводе». Трест представлял собой мощное хозяйство, где, кроме строительных управлений (они тогда назывались УНР – управление начальника работ), действовали комбинат производственных предприятий с кирпичным заводом, каменный карьер, деревообделочный цех и ЗЖБК, автобаза, имевшая до 400 машин, ремонтно-механический завод, машинопрокатная база, ОРС (отдел рабочего снабжения), подсобное хозяйство и ЖКУ (жилищно-коммунальное управление). Последнее подразделение тоже было достаточно большим. Оно имело, помимо домоуправлений, сантехнические мастерские, электроцех, телефонную станцию, пожарную команду и конный двор. Начальник ЖКУ Татарников частенько появлялся на улицах города в легкой пролетке.
Вот такое хозяйство из 18 подразделений численностью около 8 тысяч человек принял А. В. Радостев.
Ему удалось создать слаженный коллектив квалифицированных командиров строительного производства, который позволил тресту успешно работать. Это были Аркадий Николаевич Сюткин – главный инженер треста, Илья Александрович Райскин – главный технолог треста (впоследствии управляющий трестом в городе Талды-Кургане), Вильгельм Вильгельмович Беккер – начальник конторы снабжения, Япар Кутузович Хасаншин, Михаил Николаевич Мухин (впоследствии тоже управляющие трестами), Григорий Сергеевич Селифанов, Николай Спиридонович Вальяно, Федор Васильевич Удалов – начальники строительных управлений, Павел Ефимович Решетников, Павел Семенович Пономаренко, Александр Артемьевич Турчев – главные инженеры управлений, Виктор Степанович Бичевин – директор ремонтно-механического завода, Василий Макарович Бережной – начальник автобазы, Петр Федорович Ларионов – начальник ОРСа, Виктор Степанович Запорожченко – главный бухгалтер треста. Секретарем партбюро треста был пользовавшийся всеобщим уважением Геннадий Никифорович Акулинин, председателем постройкома профсоюза – Георгий Акимович Кистерский.
Перечисление имен и фамилий кажется несколько длинноватым, но эти люди являлись незаурядными личностями, талантливыми руководителями, много сделавшими для города Орска. Тогда еще мастерами работали Рустэм Зарипович Мусин, который стал управляющим трестом «Орскпромстрой», Иван Федорович Федоров, возглавивший трест «Новотроицкметаллургстрой». Оба своим творческим ростом, карьерой во многом обязаны А. В. Радостеву.
Я хорошо помню многих руководителей специализированных субподрядных организаций. Это начальники управлений «Сантехмонтаж» Захар Захарович Мищенко (он в 1954 году погиб, и его заменил Гедаль Самойлович Лев), «Промтехмонтаж» – Василий Александрович Веденеев, «Стальмонтаж» – Василий Александрович Маслов. С трестом работали и такие специализированные организации, как «Электромонтаж», «Термоизоляция», «Монтажхимзащита». Силу и мощь треста, в который входили 18 хозяйств, можно себе представить. Коммунисты субподрядных организаций состояли на учете в парторганизации треста «Южуралтяжстрой», которая насчитывала около 500 человек. Здесь два с половиной года я работал главным инженером УНР-474 «Стальмонтаж», а в 1955 году возглавил партийную организацию треста.
А. В. Радостев был 1902 года рождения – ровесник моего отца, но он никогда не относился ко мне свысока. Я благодарен судьбе за то, что большую жизненную школу прошел именно в Орске с преданными делу, талантливыми руководителями. Мне довелось трудиться вместе с директорами комбината «Южуралникель» Сергеем Максимовичем Тепикиным и Борисом Петровичем Шерманом, «Южуралмашзавода» – Александром Ивановичем Власовым и Борисом Федотовичем Куликом, завода металлоконструкций – Антоном Ивановичем Кречетовым, завода «Строймаш» – Вениамином Израилевичем Хорощанским, машзавода – Георгием Дмитриевичем Тырышкиным, завода по обработке цветных металлов – Федором Алексеевичем Патрушевым.
В 1954 году начала претворяться в жизнь задача освоения целинных и залежных земель. В Оренбургской области их оказалось достаточно много, и неудивительно, что такая сильная организация, как трест «Южуралтяжстрой», была привлечена для достижения важной цели. Ему поручалось строительство двух новых совхозов и нескольких зернопунктов.
С группой руководителей, в которую входили будущие директора хозяйств, А. В. Радостев выезжал в Адамовский район для выбора места. Они определили, откуда начнется жизнь целинников, и забили колья-вешки там, где должны были появиться новые совхозные усадьбы. Совхозы получили названия «Комсомольский» и «Имени XIX партсъезда». Первый расположен в 180 километрах от Орска, недалеко от Адамовки, второй – на берегу озера Буруктал.
После второй поездки А. В. Радостев взахлеб рассказывал нам о том, что целинники уже привезли несколько вагончиков, в которых есть баня и пекарня, приехали первые механизаторы. Мы подготовили кирпич, лесоматериалы, железобетонные конструкции, цемент, щебень, песок и прочее. Начальник автобазы В. М. Бережной со своими помощниками обеспечил несколько большегрузных автоприцепов для перевозки материалов. Понадобились автокраны и экскаваторы, палатки. Свои задачи по организации столовых и вообще питания, вплоть до лова рыбы, получил ОРС. Как только подсохли дороги, на целину выехал мощный десант. Мне, как секретарю парткома, тоже довелось участвовать в этой эпопее.
К концу лета были возведены зерносклады, тока, бани и множество жилых домов. В следующем году строительство активно продолжалось. Приехавшим на целину оказывалась помощь стройматериалами. Причем директор совхоза «Комсомольский» Голованов и его заместитель Зилист действовали так: они давали застройщикам только часть материалов, а остальное – после того, как каждый на своем участке высаживал хотя бы десяток молодых деревьев. Такое вот получалось принудительное озеленение! В середине усадьбы заложили парк. Первая улица получила название Орская. Я побывал в совхозе через несколько лет: возник настоящий оазис!
Совхоз «Комсомольский» запечатлен в фильме «Иван Бровкин на целине». Киношники, приехавшие снимать картину, сказали, что их все устраивает, но нужен клуб, из которого по сюжету выходят во время свадьбы молодые. А клуб был пока только в проекте. Режиссеры заявили, что им хватит одной передней стены. Стена к началу съемок была построена. Автомобиль «Победа» с открытым верхом, в который садились молодожены, тоже взяли из нашего треста у одного из начальников управлений. Справедливости ради надо сказать о небольших накладках в фильме. Например, в нем показаны дома целинников с ваннами, хотя канализации, душевых и ванн в то время не существовало.
В 1956 году целина дала огромный урожай, и помогать в уборке пришлось целому ряду воинских частей. Но, хотя все зерносклады были построены, вывезти и сохранить весь хлеб не удалось, много его пропало.
В конце того года меня вызвали в горком партии и сказали, что за строительство на целине и успешную работу треста 10 человек должны быть представлены к правительственным наградам, а один рабочий – к званию Героя Социалистического Труда. Рекомендовано отметить управляющего и секретаря парткома треста соответственно орденом «Знак Почета» и медалью «За трудовое отличие». На заседании парткома прозвучало: такая оценка деятельности А. В. Радостева необъективна, и он заслуживает ордена Ленина. Коммунисты решили, что и Р. А. Заверткин должен быть награжден орденом «Знак Почета». Звание Героя Социалистического Труда мы рекомендовали присвоить бригадиру плотников Михаилу Ивановичу Натальину. Горком партии с таким мнением согласился.
Тогда впервые правительством был установлен праздник – День строителя. Указ о награждении вышел именно к 12 августа 1956 года. А еще через год большая группа строителей, и я в том числе, была награждена медалью «За освоение целинных земель».
Р. ЗАВЕРТКИН.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
В приоритете – патриотическое воспитание
22-11-2024 -
Поэту – почетная грамота от депутатов
22-11-2024 -
Подсолнечное масло предпочитают оливковому
22-11-2024 -
Список получателей выплат расширился
22-11-2024 -
Дорога калечит и лишает жизни
22-11-2024