Самое главное – чтобы люди жили лучше
- Власть
- 26-10-2004
Последние начинания со стороны президента В. Путина по дальнейшему укреплению управленческой вертикали, в частности, предстоящее назначение губернаторов с последующим их утверждением в Законодательных собраниях, вызвали широкий резонанс и неоднозначную реакцию среди общественности как России, так и Орска. Многие орчане уже изложили свои взгляды в местной прессе. В этом ряду особый интерес представляет точка зрения самой власти. Свое видение проблемы укрепления властной вертикали высказывает глава города Ю. Черноусов.– Юрий Александрович, что мы наблюдаем? Сегодня назначение губернаторов сверху, завтра то же самое последует и на местном уровне. Создается впечатление, что налицо откат от целей демократического переустройства россиян.
– Думаю, об откате от демократических принципов российского устройства говорить еще рано. Принятое в Кремле решение о предстоящих назначениях глав субъектов Федерации президентом с последующим утверждением их законодателями – это не просто воля или желание лидера страны укрепить свою личную власть и личное влияние на губернаторов. За этим шагом, полагаю, стоит объективная необходимость.
– В чем она выражается?
– Начну с того, что Россия впервые столкнулась с невиданной доселе силой – терроризмом вообще и международным терроризмом, в частности. Частота и география терактов, число привлеченных средств, людских ресурсов, в том числе иностранных, небывалая жестокость по отношению к гражданским лицам и даже детям (вспомним Беслан!) и многое другое – все это свидетельствует о том, что президент в целом-то прав: международным терроризмом нам объявлена война, и война беспощадная. Не центру, не Москве, не федеральной власти объявлена война. Она объявлена всем нам, живущим в России. И поэтому перед лицом этой силы россиянам как никогда раньше стало необходимо общенациональное единение.
А то ведь дошло до того, что во многих регионах страны, особенно в глубинке, стало появляться расхожее мнение: терроризм нас не касается, это проблема в основном федеральная, вот пусть Москва и расхлебывает ее… Жесткая зависимость губернаторов от президента, на мой взгляд, покончит с подобными региональными настроениями и координировать общенациональный отпор терроризму станет значительно легче.
Это первый момент необходимости укрепления властной вертикали. Второй связан с самими «демократическими» выборами губернаторов. Я беру слово «демократические» в кавычки, потому что только слепой не видит, что на выборах за той или иной кандидатурой на пост главы областной (краевой, республикан-ской) администрации зачастую стоят либо крупные финансовые компании, либо денежные тузы, а то и еще хуже – мафиозные или криминальные структуры.
В этот период, который мы переживаем, когда средний класс в России еще не образовал большинства и составляет лишь 10–15 процентов, когда царит еще во всех слоях населения бедность, когда не образовалось еще так называемое гражданское общество, любые демократические выборы становятся, на мой взгляд, недемократическими. Это получаются не выборы, а как бы игра в выборы, в которую играют финансовые воротилы и сомнительные личности.
Вот, например, артиста в губернаторы выбрали… Ни управленческого опыта, ни знания социально-экономической ситуации. А на востоке страны, как пишут, и вовсе избрали областной головой человека с криминальным прошлым. И это, к сожалению, не единичные случаи.
За демократичность зачастую выдается альтернативность кандидатов… Но этого ведь мало. Потому что за каждым из них может стоять один и тот же финансовый мешок. Вот и получается, что у народа, по сути, нет выбора: кто достоин, тот не имеет средств и неизвестен широкой общественности, а кто известен благодаря рекламной шумихе и щедрой спонсорской помощи, затем становится послушным исполнителем воли некоего «серого кабинета»… Чьи интересы он будет затем преследовать, надеюсь, объяснять не надо. Подлинного народовластия, как видите, здесь не добиться…
– Так, значит, рано нам еще до демократии?
– Пока это первый опыт, который мы набрали, а он всегда полезен, даже негативный. На его основе затем сформируются новые общественные механизмы, способные как-то бороться с «темными» сторонами. Например, сейчас говорят о возможности выдвижения кандидатов от партий и общественных движений… Это уже кое-что, потому что возможно как-то контролировать выдвиженца. Хотя оперативно отозвать его в случае непрофессиональной политики или других «не тех» шагов партия затем не сможет… А вот президент сможет, если назначил. Поэтому что лучше – «партократия» или «президенто-кратия» – сказать сейчас трудно.
– А не станет ли так, что губернаторы потребуют от президента аналогичных полномочий – назначать на места глав городов и сельских районов? На утверждение, так сказать, соответствующих депутатских советов?
– Аналогия справедлива, возможность такая существует. В условиях, когда резко возрастет ответственность губернаторов перед президентом за положение в регионе, значение губернаторского влияния на глав администраций нижестоящих образований также резко увеличится. А какие серьезные рычаги воздействия на них губернатор имеет сейчас? Кроме законодательных, – через областные законы, – практически никаких… Поэтому исключать такое нельзя.
Кстати, продление полномочий нынешних глав местных администраций в нашей области, как мне кажется, во многом связано именно с этим моментом. Губернатору, очевидно, нужно время, чтобы разобраться с предвыборной конъюнктурой на местах, проанализировать соответствие действующих руководителей занимаемым постам и социально-экономической обстановке в конкретной местности и к будущим выборам подойти, как говорится, во всеоружии. Это ответственный подход к делу.
– Ну, что же, будем следить за событиями… А что вы, Юрий Александрович, хотели бы сказать в заключение?
– Я думаю, не стоит так сильно опасаться последних действий президента. Судя по всему, происходит действительно укрепление вертикали власти, а не сворачивание демократических реформ. Никто же не говорит о том, что, например, Казахстан – авторитарное государство. Президент там избирается всенародно, а затем назначает глав нижестоящих администраций при последующем утверждении их законодательными палатами соответствующих уровней. И ничего. Там тоже рыночная экономика, и темпы ее роста чуть ли не выше, чем в России.
Так что все определяет экономический базис, а политическая надстройка лишь подстраивается к нему. При соответствующем уровне социально-экономического развития и гражданского самосознания, я уверен, российская демократия еще покажет себя.
И последнее. Сегодня наш город находится на подъеме. Развиваются промышленность, среднее и малое предпринимательство. Стабильно работают почти все предприятия, и, соответственно, укрепляется социальная сфера. Нужно видеть, что самое худшее уже позади. Мы вышли из постперестроечного кризиса, и вышли достойно. Управленческий персонал городской администрации обладает сегодня не только навыками, но и теорией современного управления городом. То есть работаем мы на высоком профессиональном уровне и делаем все необходимое, чтобы в будущем наш город и его жители жили еще лучше. И такая политика будет продолжаться. А это, наверное, самое главное.
Беседовал
О. ВАСИЛЕВИЧ.
Материалы по теме
Обсудить материал
- Одноклассники
- Яндекс
- Вконтакте
- Mail.ru
Последние новости
-
Аварийным домом на Светлой заинтересовался глава СК
19-11-2024 -
Кто на этот раз временно останется без света
19-11-2024 -
1100 новых светильников – это не предел
19-11-2024 -
Нарушений в деятельности руководства Ириклинской ГРЭС не установлено
19-11-2024 -
Когда машина – средство без движения
17-11-2024