РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Чтобы быть великим, необязательно быть большим

Орский завод металлоконструкций – предприятие молодое, ему всего пять лет. В то же время оно, что называется, «с традициями» – костяк коллектива, равно как и основные средства, достались ему в наследство от прародителя – Орского завода легких металлоконструкций, успешно проработавшего в нашем городе более 60 лет. В 1999 году, очень нелегком для большинства российских промышленников, ОЗЛМК стал банкротом. Тогда контрольный пакет акций купил холдинг «Митаз», в производство потекли инвестиционные средства, и завод ожил под чуть измененным названием. Более того, сегодня ОЗМК – одно из трех предприятий Приволжского федерального округа, восстановившихся после банкротства и работающих по прежнему, докризисному, профилю. О том, как и чем живет завод, рассказывает директор И. Иванченко.– Сегодня мы специализируемся на металлоконструкциях для объектов как промышленного, так и непромышленного назначения. Проектируем и изготавливаем комплектные быстровозводимые здания для складских и  промышленных помещений, торговых и спортивных комплексов, выставочных и развлекательных центров, боулинг-клубов, ангаров для авиатехники, станций технического обслуживания автомобилей, автосалонов, гаражей, зернотоков и зернохранилищ, мельниц, птичников.
– Иван Георгиевич, можете назвать ваших основных заказчиков?
– Примерно половина нашей продукции уходит на экспорт в Казахстан. Нужно отметить, что в наше время это очень перспективная, динамично развивающаяся, стабильная страна с очень грамотным правительством и тщательно разработанной экономической стратегией. По темпам развития она сильно обгоняет Россию, в экономику этой республики гораздо охотнее вкладывают деньги западные инвесторы. Кстати, с полученными из-за границы средствами они поступают очень осмотрительно: «нефтяные» доллары там вкладываются в высокие технологии. Сейчас с казахстанскими заказчиками работать удобнее и выгоднее, чем с российскими. Год с небольшим назад мы создали совместное предприятие с бывшим республиканским трестом, называется оно «Проммонтажконструкция». Мы уже построили нефтеналивную эстакаду для Атыурского нефтеперерабатывающего завода, переходы нефтегазопроводов для расширения порта Актау, металлоконструкции станций вокзала и служебно-технических зданий железнодорожной станции Карабатан (кстати, последний проект осуществлялся по заказу итальянской компании «Ajip», которая активно вкладывает деньги в Казахстан). В настоящий момент готовим здание ангара для авиалиний «Air Astana» – это будет действительно грандиозное сооружение, 84 метра безопорного покрытия. В нем будет стоять и «Боинг» президента республики Назарбаева.
Конечно, мы работаем и с российскими заказчиками. В альянсе с самарским заводом «Электрощит» поставляем автоцентры в Тольятти, физкультурные комплексы в Пензенскую область (только за 2 прошедших месяца сюда отправлены 17 ФОК). Совместно с московской группой компаний «Стройтехконструкции» (она, будучи самостоятельной организацией, одновременно является нашим официальным представителем в столице) изготовили металлоконструкции для двух полиграфических комбинатов и создали несколько складских комплексов для Москвы, в том числе помещение для цеха фирмы «Mars». Конечно, это далеко не полный перечень – заказов очень много, обо всех не расскажешь.
– А для города или области какие-то работы выполняете?
– Нет, здесь нет заказчиков. За 4 последних года мы получили всего два заказа из Оренбуржья. К сожалению, в нашей области нет единой политики поддержки собственных производителей. Неохотно сотрудничают с приезжими и в соседних Челябинской и Свердловской областях, Татарстане, причем на очень жестких условиях. С одной стороны, это плохо – зажимают чужаков, не дают как следует развернуться. С другой, от этого выигрывают жители области, деньги остаются там, где они заработаны. Между прочим, это не российское изобретение: в Штатах такая система успешно функционирует уже не одно десятилетие. А вот промышленники Оренбуржья, в том числе и мы, никакой поддержки со стороны власти не ощущают. Справедливости ради отмечу, что в последнее время ситуация стала налаживаться, команда губернатора ведет работу в этом направлении. Надеюсь, что вскоре местные производители вздохнут свободней.
– Как вам удается выходить на внеобластной и даже экспортный рынки?
– Я абсолютно уверен в том, что залог успеха любого предприятия сегодня – это хорошая команда маркетологов. В отдел маркетинга мы набрали молодых талантливых ребят, средний возраст 23–24 года, обеспечили их хорошей компьютерной техникой, предоставили серьезные деньги на разработку проектов... Сейчас этот шаг себя оправдывает – на недостаток заказов не жалуемся, хотя конкурентов только по Уралу – более 50 предприятий.
– Но, помимо маркетологов, заводу требуются и другие работники... Не ощущается кадровый дефицит?
– Ощущается, и еще как! На заводе работает около 400 человек, это не очень много для такого города, как Орск. Проблема нехватки квалифицированных работников очень остро ощущается на всех уровнях. Тяжело найти хорошего умелого сварщика (а ведь именно они – основа нашего производства!). Еще тяжелее – толкового мастера, почти невозможно – профессионально грамотного инженера. Ближайший институт, в котором готовят специалистов по технологии сварочного производства, находится в Челябинске. Ни в Орске, ни в Оренбургской области этому не учат, а выписать специалиста из того же Челябинска невозможно – помимо приличной зарплаты, ему нужно предоставить жилье. Система распределения молодых специалистов, очень успешно действовавшая при Союзе, полностью развалилась, восстановить ее вряд ли удастся. В итоге такой промышленный город, как Орск, остается без профессиональных инженерных кадров. С управленцами дела обстоят немного лучше. Конечно, местные вузы выпускают достаточно экономистов и юристов, чтобы укомплектовать все предприятия города, но есть ли от них толк? По-моему, хорошим менеджером на заводе может быть только «технарь» – даже сидя в просторном кабинете вдалеке от цехов, управленец должен досконально знать весь производственный процесс. А когда вчерашний студент устраивается на работу менеджером потому, что окончил институт по специальности «менеджмент», он может наделать таких ошибок, которые очень долго придется исправлять всем заводом.
– Если ОЗМК выполняет работы не только по изготовлению, но и проектированию сооружений, как вы решаете проблему нехватки профессиональных конструкторов?
– Мы уже достаточно давно сотрудничаем с научно-исследовательской и проектно-строительной фирмой «Уникон». Это очень серьезная компания, в ней работают настоящие светила науки. Они специализируются на проектировании больше-пролетных зданий, их работы считаются редкими шедеврами архитектуры не только в нашей стране, но и во всем мире. Кстати, неделю назад мы совместными усилиями создали Южно-Уральский филиал этой фирмы на базе ОЗМК. Вообще стараемся из обычного завода, который выполняет определенный вид работ, сделать фирму с большой интеллектуальной составляющей. Такая форма производства гораздо лучше приспособлена к нынешней экономической обстановке.
– Вкладываете ли вы деньги в модернизацию основных средств завода?
– Конечно, время заставляет обновлять оборудование. К сожалению, пока мы не можем реализовывать крупномасштабные проекты, которые окупятся спустя время – завод не настолько велик, чтобы позволить себе эту роскошь. Поэтому приходится ориентироваться на быстрое получение прибыли, и закупаем мы большей частью сварочное оборудование и компьютеризированные средства проектирования.
– Есть ли в ближайших планах проекты по расширению производства?
– В этом я не вижу смысла. Собственно говоря, и возможностей для этого тоже нет: нельзя «расти вширь» в городе, где острая нехватка квалифицированных кадров. Ставку мы делаем не на вал, а на уникальность, научность производства. Именно с помощью интеллекта, а не примитивной мощи увеличиваем свои доходы. Как сказал один из классиков-экономистов, «для того, чтобы быть великим, необязательно быть большим.

Материалы по теме

Чтобы быть великим, необязательно быть большим

Орский завод металлоконструкций – предприятие молодое, ему всего пять лет. В то же время оно, что называется, «с традициями» – костяк коллектива, равно как и основные средства, достались ему в наследство от прародителя – Орского завода легких металлоконструкций, успешно проработавшего в нашем городе более 60 лет. В 1999 году, очень...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.