РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Белые пятна истории появляются в городском архиве

Жизнь любого человека, да и страны в целом складывается из мозаики. Мозаики характеров, обстоятельств, мыслей, чувств, планов на будущее, мечтаний… Мы все живем обычной жизнью, ходим на работу, занимаемся бытом. Это наша часть мозаики, видимая, ощутимая и привычная как сама жизнь. Мы ни на минуту не задумываемся, что каждый прошедший день – это уже История. Ведь ценность текущего времени в историческом контексте станет непреложной явью лишь спустя годы… И будущие поколения будут узнавать о том, чем и как жили герои наших дней, из документов, которые бережно сохраняют сотрудники архива. -Городской архив был создан в конце 1917 года, но по большому счету к работе приступил после Гражданской войны, – рассказывает директор филиала Государственного архива Оренбургской области в г. Орске Кира Григорьевна Биркенгоф. – Орский городской архив содержит в основном документы, касающиеся советского периода. Самые ранние датированы 20-ми годами минувшего века, но их очень мало. В основном документы этого периода сохранились лишь в Оренбургском архиве. В 1959 году архив приобрел статус филиала областного, так как был не в состоянии вместить все документы. В 1994 году архив переехал в помещение бывшего детского сада.
Сюда передаются документы, имеющие историческое значение и попадающие под определение источников комплектования архивных фондов. Здесь можно найти интересные сведения об образовании нашей области, определении статуса городов. В документах органов местной исполнительной и законодательной власти нашли отражение самые разные стороны жизни города: индустриализация, военный период, развитие экономики и промышленности, культуры, образования, здравоохранения…
Раньше было проще. Все предприятия и организации имели государственный статус, поэтому документы по истечении определенного срока автоматически попадали в архив. Все документы являлись собственностью Государства и частью государственного фонда архива СССР. Действовал закон об архивной службе, поэтому все документы дошли до нашего времени в полном объеме.
Перестройка, приватизация, перемены в стране привели к изменениям форм собственности. Наряду с государственными предприятиями возникли акционерные общества, частные организации. В 1994 г. увидело свет новое положение. Теперь безоговорочной передаче в архив подлежали документы государственных предприятий и организаций. А вот у негосударственных структур появилось право передавать документы по своему желанию. Правда, в законе была оговорка: если организация не передает документы в архив, в любом случае фонды должны сохраняться на местах. Даже в Кодексе об административных правонарушениях прописали статью об ответственности за сохранение документов. Законодательство закрепило за архивной службой право контроля над предприятиями и организациями.
Но в нашей стране все хорошо бывает только на бумаге. На деле законы сталкиваются с так называемым человеческим фактором. В результате в последнее время участились случаи безвозвратной утраты документов. Руководители кивают на небрежное хранение, пожары, затопления. Но иной раз возникает предположение, что документы уничтожены специально, чтобы скрыть какие-то неблаговидные дела.
К примеру, в архиве нет документов печально известного комбината «Домостроитель». На удивление, утрачена документация, касающаяся периода 70-х годов, есть неразбериха и с документами недавнего времени. Предприятие закрылось. Люди по сей день не получили заработанных денег. Обращаются в архив за справками, судятся, но безрезультатно. Не в полном объеме поступила документация РСУ-1. Бывший директор долгое время хранил документы… у себя в гараже. Сдавать в архив отказывался категорически. Специалисты писали письма в прокуратуру, подключали даже регистрационную палату, но все безрезультатно. Необходимые бумаги появились в архиве только после его смерти. И далеко не все. Отсутствовало самое ценное: приказы директора, сведения о зарплате…
Не секрет, что сегодня много предприятий и организаций находится в процедуре банкротства. А, значит, им следует позаботиться о передаче документов на хранение. На деле же бумаги передаются крайне небрежно, далеко не полностью. Это касается тех организаций, которые раньше не были подконтрольны архиву, деятельность которых поглощалась вышестоящими структурами. Получилось так, что сегодня прекратили существование как вышестоящие организации, так и подотчетные им. А документы утеряны.
Сотрудники городского архива не имеют права наказывать руководителей за проявленную небрежность. Единственная мера воздействия – обращение в Комитет по делам архивов. Далее следуют составление акта и предъявление его согласно Кодексу об административных правонарушениях. Это требует длительного времени, не всегда удобно, так как для историка зачастую самое важное – не упустить время. Если на крупных предприятиях еще можно говорить о каком-то подобии порядка, то с мелкими возникает самая настоящая неразбериха. Это касается столовых, организаций бытового обслуживания и т. п. Беда в том, что по истечении времени становится все труднее найти виновных в небрежности или умышленной утрате документов. Люди открещиваются: по должностной инструкции я за это не отвечал, мне по актам документы не передавались.
Соответствующие органы, расследующие факты мошенничества, обращались в архив за сведениями. Но, увы. Помочь им ничем не смогли, нужных документов здесь нет. И не исключено, что они утеряны безвозвратно, а то и умышленно уничтожены. Выходит, что разоблачить мошенников практически невозможно…
Неразбериха с документами напрямую отражается на людях. Ведь не проходит и дня, чтобы в архив не обращались с просьбами предоставить сведения о работе в этих организациях для начисления пенсий. За год сюда обратились порядка 3 тыс. человек.
По идее в городе должны бы действовать два архива: в государственном должны хранить документы, имеющие историческое значение, в другом – документы, касающиеся личного состава предприятий и организаций, т. е. документы, являющиеся основой для подтверждения трудового стажа, начисления пенсии, утверждающие граждан в имущественных и социальных правах. На деле весь огромный объем документов хранится в одном архиве. Спектр работы огромный – от выдачи справок до краеведческой и патриотической работы. Все это ложится на плечи 11 дипломированных специалистов.
Деятельность Орского архива финансируется из областного бюджета. Понятное дело, что на культуру средств выделяется немного. Поэтому были случаи, когда архиву отключали свет, тепло, телефон из-за несвоевременной оплаты. Однако область все же старается поддерживать орчан чем может. Недавно в архиве появился новый компьютер. Идет работа по закладке в него ценных сведений по фондам. Труд колоссальный, ведь хранилище содержит более 100 тыс. документов. Места для их размещения пока хватает. Проблема в другом: недостаточно стеллажей, коробок для хранения документов. Впрочем, зная положение архива, многие предприятия идут навстречу и передают документы на хранение вместе со стеллажами…
Здесь же хранятся и личные архивы. Как правило, люди обращаются по собственной инициативе. И, если человек играл определенную роль в жизни города, занимал значимую нишу, ему не отказывают. В коллекции есть материалы журналиста и писателя Можарова, писателя Берегова, художников Мешкова, Митцева, фотографов Гергеля, Ананьева и др.
В Орском архиве нет секретного отдела. Сегодня вся имеющаяся документация доступна всем желающим. Другое дело, что большая часть материалов, касающихся репрессий и коллективизации, содержится в областном архиве. Но кое-что есть и здесь. Люди обращались для подтверждения статуса репрессированных, получения льгот. Но многих интересует не только эта сторона вопроса. Иной раз дело касается морали. Орчане хотят знать историю своей семьи, свои истоки.
В истории прошлых лет практически не осталось белых пятен. Но если руководители предприятий не начнут более ответственно относиться к архивным документам, то белые пятна появятся в недавней истории нашего города.

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.