РАЗМЕСТИТЬ РЕКЛАМУ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ, СОБОЛЕЗНОВАНИЕ
МОЖНО ПО ТЕЛЕФОНУ (Viber, Whatsapp) 8-922-87-26-626

Рукотворная вонючка близ поселка степной

Охотники до сих пор вспоминают об удачных выстрелах на маленьком болотце под символическим название Вонючка. Это болотце почти высохло, но, похоже, неподалеку ему появилась адекватная замена. Однажды, в День города, даже бывший мэр Орска прыгал сюда с парашютом. Он и «приближенные» к главному городскому чиновнику, не убоявшиеся экстремального прыжка, приземлялись в лужи на старом грунтовом аэродроме поселка Степного. Кто-то из коллег потом живописал эти приземления в болото на окраине города как незабываемую местную экзотику.Знали бы экстремалы, что приводняются они не в благородные дождевые лужи, а фекалии разрушенной канализации... Впрочем, может, и знали, но правды не сказали.
Правду говорят жители поселка Степного. Не просто говорят, а кричат в голос. Все нечистоты в этом районе города просто перекачиваются в степь за околицей, в ложбинки, окружающие взлетную полосу старого аэродрома. Жителям по большому счету все равно, куда текут нечистоты. Но вот в морозные и безветренные дни облако вони накрывает поселок своим неповторимым запахом. Не спасают даже плотно закрытые окна.
Владельцы старого аэропорта – работники РОСТО с безнадежным мужеством настоящих российских мужиков показывают владения, утопающие в «каналюге». Внедорожник «УАЗ», которому место, скорее, в музее автопрома, а не на заснеженном поле, ползет по снежной целине взлетной полосы, где некогда поднимались в небо самолеты, регулярно летающие в Москву, Ташкент и прочие столицы братских республик. Водитель пробивает колею к краю взлетной полосы и с грустью утверждает, что камыш по сторонам поля – это и есть границы загаженной нечистотами земли. В ложбинках, окружающих взлетное поле, постоянно собираются сточные воды, каждое утро пополняемые поселковой насосной станцией, работающей как часы. Только вот канализационной трубы давно уже нет, и нечистоты текут по рельефу местности.
Сказанному и даже увиденному верится с трудом. Но свежие и «запашистые» незамерзающие ручьи действительно легко обнаружить. Особенно вдоль объездной дороги. В том месте, где забор бывшего железобетонного завода вплотную подходит к трассе на Домбаровку. Заиндевевшие от постоянных испарений в холодную погоду кусты и характерный сильнейший запах служат отличительными ориентирами начала гадкой реки.
Попробуем разобраться в этом экологическом безобразии. Начнем с того, что никто точно и не знает, как давно рукотворная речка течет. Называют от двух лет до девяти. Когда-то в земле лежал канализационный коллектор. Но то ли прогнил, то ли его украли. Раньше в трубу сливались нечистоты железнодорожных предприятий и заводов, разбавлялись стоками из жилого сектора, и все качалось в сторону очистных кард, расположенных за Орью ниже Старой Биофабрики.
После развала железобетонного завода «Волготранстром» эпопею с разрушением котельной и разморозкой систем отопления в Степном переживал весь город. Но на балансе этого предприятия, как оказалось, были еще канализационные сети и водозаборные скважины. Водозабор, переданный городу, удалось сохранить без потерь. А вот канализационная труба... По версии работников водоканала, три километра труб забиты, сгнили и прочистить их уже не удалось. Жители поселка предполагают, что трубу просто украли.
Так или иначе, но история уже обросла мхом, а ядовитые стоки с букетом зловредных бактерий продолжают заполнять ложбинки степной поймы Ори примерно в том же месте, где расположены водозаборные скважины, питающие питьевой водой квартиры, школы, детские сады.
Мы попытались узнать, что же предполагается сделать для ликвидации экологической катастрофы. И нашли два интересных документа. Первый зарегистрирован 26 октября минувшего года. Он подготовлен Государственной инспекцией по охране окружающей среды Оренбургской области и адресован главе Орска Ю. Черноусову.
В письме «доводится до сведения», что инспекция проверила очистные сооружения и систему водоотведения левобережной части Орска. Очистные строились 40-60 лет назад и не отвечают экологическим требованиям, что является грубейшим нарушением норм действующего законодательства.
После полей фильтрации сточные воды отводятся в реку Орь. Содержание загрязняющих веществ значительно превышает предельно допустимые нормы.
Бездействует напорный канализационный коллектор протяженностью 2,6 км в районе поселка Степного. 1500 кубометров стоков в сутки в течение длительного времени отводятся на рельеф старого аэропорта. Очистные сооружения, ранее находившиеся на балансе Орской биофабрики, практически разрушены, канализационный коллектор протяженностью 13 км не работает и требует замены. Сточные воды жилого сектора через насосную станцию выливаются на рельеф местности.
Все это приводит к массовым и обоснованным жалобам жителей на ухудшение экологической обстановки.
Второе письмо главе города написал директор «Орскводоканала» А. Чуриков. Он поясняет, что системы водоотведения в поселках Советского района находятся в нерабочем состоянии, а приняты на баланс города в 2002 году.
Попытки реанимировать сети ни к чему не привели, поскольку они полностью забиты. Для полного восстановления напорного коллектора поселка Биофабрика необходимы десятки миллионов рублей. Такая же беда и в поселке Степном. Самотечные коллекторы разрушены, люки колодцев похищены. Общая сумма восстановительных работ по Советскому району составляет почти 70 миллионов рублей. Самостоятельно «Орскводоканал» такие работы выполнить не может, поскольку средств на восстановление просто не имеет.
Собственно, уже сейчас можно утверждать, что исподволь, незаметно, но уничтожена значительная часть инфраструктуры города на его левобережной части. Восстановление канализации – дело крайне трудоемкое, долговременное и затратное. До недавнего времени проблему просто старались не замечать, ее замалчивали. И только мольбы о помощи жителей окраин, возможно, заставят власть обратить внимание на экологическую беду.
Странно, но в перечне мероприятий программы «Оздоровление экологической обстановки г. Орска в 2005–2010 гг.» упоминаний о проблемах левобережья практически нет. В неофициальных беседах чиновники администрации утверждают, что железная дорога должна построить новые очистные, а город из своего бюджета выделяет в текущем году целых 3 миллиона на восстановление коллекторов.
В последнем варианте экологической программы удалось обнаружить только строку очередного завершения строительства второй очереди очистных сооружений, расположенных в районе второго участка. Этому долгострою исполняется 20 лет, а пуска в эксплуатацию не предвидится.
В Советском районе железнодорожники планируют вложить в этом году полмиллиона рублей на реконструкцию очистных сооружений канализации станции Орск. Вот, вроде, и все.
Такие общие ассигнования на ликвидацию беды могут привести только к полному разрушению коммуникаций многострадальных окраин. Уйдут жители из многоэтажек Степного и Новой Биофабрики – проблема сама растворится. Надо только подождать. Лет тридцать.
Сказать точно, сколько денег будет выделено на проблему, просто невозможно. Чиновники администрации называют разные цифры, поясняя, что экологические деньги могут быть «спрятаны» в разные статьи расходов. А экологическая программа вообще может финансироваться из областного бюджета.
Угроза здоровью орчан реальная. На трубе коллектора поселка Степного «сидит» и следственный изолятор с его обитателями из групп социального риска. И сточные воды арестантского дома не менее экзотичны по бактериальному содержимому. Но это, возможно, отдельная тема экологической беды Советского района.
С. ГРИГОРЬЕВ.

Материалы по теме

Рукотворная вонючка близ поселка степной

Охотники до сих пор вспоминают об удачных выстрелах на маленьком болотце под символическим название Вонючка. Это болотце почти высохло, но, похоже, неподалеку ему появилась адекватная замена. Однажды, в День города, даже бывший мэр Орска прыгал сюда с парашютом. Он и «приближенные» к главному городскому чиновнику, не убоявшиеся экстремального прыжка,...

Обсудить материал

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.